МЕСТО ПОЛИТОЛОГИИ СРЕДИ ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
В современной общественно-политической системе как целостном социуме выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная, или экономическая, социальная, духовная и политическая. Производственная подсистема обеспечивает материальную инфраструктуру, а политическая — механизм реализации общей воли и общего интереса всех основных элементов системы. Социальная и духовная сферы в совокупности составляют гражданское общество, которое также можно обозначить как единую подсистему. В соответствии с предложенной классификацией человеческий социум условно можно было бы изобразить в виде схемы, представленной на рис. 1.1.
Теперь, руководствуясь этой схемой, попытаемся классифицировать социальные и гуманитарные науки, каждая из которых призвана изучать тот или иной аспект, ракурс, компонент одной из четырех подсистем. В таком случае мы имеем следующий расклад: Л — социальные науки, группирующиеся вокруг социологии; В — науки о духе (философия, культурология, религиоведение и богословие, этика, эстетика и искусствознание и т.д.); С — политические науки; D — экономические науки. Другими словами, каждая из четырех главных подсистем служит объектом изучения самостоятельного блока научных дисциплин.

Рис. 1.1. Сфера (подсистема): А — социальная, В — духовная, С — политическая,
D — экономическая
Но это лишь самое начало разговора о классификации социальных и гуманитарных наук. Трудности начинаются сразу же, как только мы приступаем к определению места каждой конкретной дисциплины в системе социальных и гуманитарных наук, к более или менее точному выявлению сферы или предмета ее изучения, круга охватываемых ею тем и проблем. Строго говоря, социальная сфера является объектом исследования социологии, а мир политического — политологии. Но при близком рассмотрении обнаруживается крайняя трудность, если не невозможность определения, где именно на рис. 1.1 на линии АС кончается социальная и где начинается политическая подсистема. Не прояснив этот вопрос, мы не можем, разумеется, даже приблизительно определить круг тем и проблем, охватываемых соответственно социологией и политологией. Выяснение данного вопроса входит в круг проблем, являющихся предметом исследования политической социологии.
Еще более сложным оказывается вопрос о том, где на рис. 1.1 кончается духовная сфера и где начинается мир политического. Человек является существом не только социальным, политическим и экономическим, но и духовным носителем определенных социокультурных, политико-культурных, морально-этических норм и ценностей. Здесь речь идет прежде всего о парадигмальном и мировоззренческом измерении мира политического, которое является объектом политической философии. С названными двумя подразделами политологии более или менее тесно связаны этнополитология и политическая психология, изучающие соответствующие составляющие мира политического.
Политология, как и любая другая социальная и гуманитарная научная дисциплина, изучает свой предмет путем его соизмерения и соотношения с другими феноменами и процессами. Иначе говоря, сам принцип сравнительности имплицитно присущ любому политологическому исследованию, особенно когда речь идет о классификации и типологизации. Политологическая традиция, начиная от Платона и Аристотеля, уже сама по себе содержит значительный элемент компаративизма. Именно на основе сравнительного подхода Аристотель создал свою типологизацию форм государственного устройства, о чем речь пойдет в главе 3. Собственно говоря, все типологизации, предложенные в последующие эпохи, также построены на принципах сравнительного анализа.
Однако сравнительному анализу подвергаются почти все сколько- нибудь значительные феномены и аспекты мира политического. Для изучения этого комплекса проблем сформировался такой важный раздел политологии, как сравнительная политология.