Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Мировая культура и искусство

ДВА ЛИКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ

В позднем Средневековье завершился процесс формирования основных черт национального характера русского народа и его менталитета — устойчивых, социально наследуемых духовных характеристик людей, проявляющихся в их поведении, мышлении и мировосприятии, в системе ценностей и приоритетов. Специальные исследования русского менталитета и национального характера позволяют сделать вывод, что их главной особенностью является признание «общего» более важным, чем «личного». Из этого вытекает главный принцип жизни русских — коллективизм, определяющий их мировоззрение и стереотип поведения. Именно этим принципом обусловлены установки русского народа на общинность, артельность, совместный труд, круговую поруку, взаимопомощь и взаимовыручку.

В XVII в. в процессе внутреннего развития и внешних влияний формировались условия, предпосылки и элементы новой культуры, которая в полной мере утвердилась и распространилась в Новое время.

Культура эпохи Петровских реформ

В истории русской культуры XVIII в. представляется как исторически переломный период, время глубоких перемен во всех сферах общественной жизни. Еще в XVII в. Россия вплотную подошла к необходимости реформ, но тогда не было человека, способного их осуществить. Таким человеком в XVI11 в. стал император Петр I. Начатые им преобразования были подчинены одной цели — становлению мощного, обороноспособного государства, с которым должны были считаться ведущие европейские страны. На это были направлены и преобразования в культурной сфере. Сознательно принятая новая культурная ориентация реализовывалась решительными, а часто принудительными мерами, значительно ускорившими развитие новых явлений в русской культуре. Основное содержание нововведений в культуре составили две тенденции — секуляризация, т.е. обмирщение, ослабление религиозного влияния на культуру, и европеизация. «Прорубив» окно в Европу, Россия оказалась лицом к лицу с эпохой Просвещения, идеи и идеалы которой определяющим образом повлияли на формирование русской культуры Нового времени.

Во Франции, родине Просвещения, новые идеи возникли на базе критики старых феодальных порядков и стали знаменем зарождающейся буржуазии, которой требовалось доказать ценность человеческой личности, равенство всех людей перед законом, право каждого человека распоряжаться собой, установить новые, более справедливые порядки в государстве, учитывающие интересы всех сословий и классов. Так как только образованный человек понимает необходимость формирования государственного устройства, основанного на разуме и справедливости, то путь к новому справедливому обществу просветители видели в просвещении народа, воспитании у людей независимости суждений, внутренней свободы, чувства самоуважения. Сущностью просветительских идей стало отрицание ценностей старого феодального общества и переустройство или даже разрушение старого мира во имя созидания нового.

В России эта глубинная революционная сущность просветительских идей оказалась непонятой, ибо была скрыта блестящим воплощением этих идей в философии, литературе, науке и искусстве. В вихре преобразований, охвативших русское общество, само слово «просвещение» стало пониматься как синоним перемен к лучшему, как деятельность для общественной пользы, как противопоставление новой эпохи разума предшествующей эпохе мрачного Средневековья. Но если для европейской культуры такие идеи были довольно органичными, то в России они упали на неподготовленную почву. Их сущность была осознана лишь после Французской революции 1789 г., но к этому времени новые идеи уже глубоко укоренились в русской культуре, породив многие ее трагические противоречия.

Важнейшим результатом распространения идей Просвещения стало расчленение единой до этого русской культуры на светскую и религиозную (духовную). В этом разделении получили свое логическое завершение драматические процессы русского религиозного раскола XVII в. При этом религиозная часть русской культуры оказалась на ее периферии, а светская укоренялась в центре культурной и общественной жизни, приобретая самодовлеющий характер. Эти процессы протекали параллельно с сакрализацией важнейших светских институтов, порождая эффект «светской святости» — придания религиозного оттенка тем сторонам культуры, которые никогда не были собственно религиозными, — социальным, политическим, научным, художественным идеям. Так, свойственная русскому национальному характеру черта — фанатичная вера — воплотилась не только в религии, ее место смогли занять политика, наука. Эта черта культуры наиболее ярко проявилась в деятельности русской разночинской интеллигенции, сыгравшей неоднозначную роль в истории нашей страны. Официальная государственная политика, проводимая в отношении веры и приведшая к превращению церкви в часть государственной машины, поставившая интересы государства выше интересов религии, также способствовала укоренению этих идей, постепенному подчинению духовно-религиозной культуры светской.

Начало XVIII в. ознаменовалось реформами Петра I, призванными ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы, ввести ее в число передовых европейских государств. Всего за несколько десятилетий облик страны кардинально изменился, реформы вызвали экономический рост, позволили значительно расширить территорию, превратили ее в могущественную империю, оказывающую огромное влияние на ход мировой истории. Был создан новый аппарат государственного управления, в результате церковной реформы церковь стала частью государственной бюрократической системы, создание армии и флота нового типа заставили считаться с интересами России как Западную Европу, так и Турцию. Бурный рост промышленности потребовал большого числа грамотных специалистов, что послужило толчком развитию системы светского образования и науки в России. Активно вводились все атрибуты европейского образа жизни — от бритья бород, питья кофе и ношения европейского платья до изменения положения женщины, утверждения нового взгляда на личность и внедрения представлений о гражданской чести и достоинстве.

В результате этих реформ сложилось абсолютистское государство со светской культурой, открытое, активно контактирующее с другими странами, отказавшееся от политики изоляционизма и национальной замкнутости. В художественной культуре новые просветительские идеи привели к формированию новых видов и жанров искусства, освобождению его от религиозного гнета, демократизации художественной культуры и появлению в ней авторского начала, не свойственного древнерусской культуре.

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы