Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов осуществляется на основании Конституции РФ, федеральных законов, Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ).
Разграничение предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов определено Конституцией РФ: ст. 71 раскрывает предметы ведения Российской Федерации, а cm. 72 — предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Федеральными законами, а также внутренними договорами между Российской Федерацией и ее субъектами определяются полномочия как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Конституция РФ устанавливает верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Статья 73 Конституции РФ устанавливает, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются и конкретизируются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. По предметам своего ведения субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ). При этом действует верховенство конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации: в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 76 Конституции).
Самой сложной проблемой на практике является разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. Проблема усугубляется недостаточно четким определением предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в самой Конституции. Современная правовая ситуация в Российской Федерации характеризуется и тем, что по многим вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов их полномочия нормативно не разграничены.
Президент России В. В. Путин исходит из того, что по-настоящему сильное российское государство — это прочная федерация. Обязательным условием успеха современных преобразований, по его мнению, является наведение порядка в отношениях между федеральными и региональными органами власти, установление четкого разграничения их полномочий. Необходимо отказаться не только от вторжения в федеральную компетенцию, но и от попыток федеральных структур вмешиваться в сферу исключительной компетенции субъектов Российской Федерации. Одна из основных целей в государственном строительстве — это создание работоспособного механизма взаимодействия между уровнями власти[1].
Большую роль в конкретизации и уточнении разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами играют решения и содержащиеся в них правовые позиции Конституционного Суда. В значительной части решений Конституционного Суда на основе положений Конституции рассматриваются вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, т. е. в них решаются споры о компетенции.
- [1] См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О положении встране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства».М, 2001. С. 6, 12.