Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Социальная психология общения

Соотношение когнитивного, аффективного и конативного компонентов этнической установки

По мнению некоторых исследователей, можно дифференцировать также и сами составляющие установки. На уровне когнитивного компонента происходит хранение имеющейся информации и обработка поступающей информации, своего рода приятие или непринятие информации. Трансформация содержания когнитивного компонента этнической установки происходит под воздействием психологических средств: внушение, заражение, подражание. Изменение в направленности когнитивного компонента этнической установки во многом определяется под влиянием средств массовой информации. Так, например, W. Scott в когнитивном компоненте выделяет информационное содержание, временную перспективу, центральность и периферийность. П.Н. Шихирев считает, что «когнитивный элемент может состоять из ряда элементов, организованных в определенную структуру или иерархию в зависимости от объема определяемого объекта, аффективный может иметь различную степень объема ценностей и интенсивности, конативный - “барьер трудности” и т.п.» [Шихирев, с. 162].

На уровне эмоционального компонента наблюдается ярко выраженная эмоционально-оценочная направленность, проявляющаяся в форме полярных проявлений: нравится - не нравится, хороший - плохой, приятный - неприятный и т.п. Эмоциональная направленность усиливается интенсивностью, эмоциональной включенностью в процесс межэтнического взаимодействия. На уровне конативного компонента проявляется определенное поведение в отношении к своему народу, к своей этнической группе, а также - к представителям других этнических групп и этнических общностей. Однако установка - не единственный путь изучения бессознательного.

Этнические стереотипы: понятие, изучение, исследования

Научная тенденция изучения этнических стереотипов нашла свое отражение как в отечественной, так и в зарубежной науке. Нам представляется важным рассмотреть существующие теоретические подходы и исследовательские работы, предметом которых являются понимание этнических стереотипов, процесс их формирования, основные функции, структура, классификация и т.д., принятые в научных школах, а также привести определение данного понятия, используемое в настоящей работе.

На протяжении длительного времени главным интересом социальных психологов были этнические стереотипы, предубеждения, предрассудки, которые проявлялись в межгрупповых отношениях. Э. Богардус (1925 г.) создал шкалу по измерению этнических предубеждений. Начиная с исследования этнических стереотипов, проведенного Д. Катц и К. Брейли (D. Katz и К. Braly, 1933 г.), процесс стереотипизирования продолжает привлекать внимание таких исследователей, как С. Хан (R. Khan), Дж. Хилтон и В. фон Хиппел (J. Hilton и W. Von Hippel), М. Карлине, Т. Коффман, Г. Волтере, К. Стилл, Дж. Аронсон, М. Ших, Т. Питински, Д. Мацумото (М. Karlins, Т. Coffman, G. Walters, С. Steele, J. Aronson,, M. Shih, T.L. Pittinsky, Д. Мацумото) и многих других. Проблема процесса стереотипизации, основные функции, виды стереотипов нашли отражение в работе.Так, например, Дж. Хилтон и В. фон Хиппел (J. Hilton и W. Von Hippel), в которой авторы «по-новому» рассматривают этнические стереотипы. М. Хогг иДж. Тернер (М. Hogg hJ. Turner) изучали процесс само-стереотипизации (self-stereotyping) как эффект, возникающий в inter-групповом поведении, сопровождающийся социальной категоризацией членов данной группы. Трехкомпонентная структура этнических стереотипов в виде когниций, аффектов и поведения была исследована группой ученых (Т. Коффман, Г. Волтере, К. Стилл, Дж. Аронсон, М. Ших идр.), которые основное внимание уделили прогнозированию ожидаемого и/или предполагаемого отношения между группами. Формирование взаимных представлений, образов, стереотипов между американцами и японцами, азиатско-американский стереотип явились в центре внимания М. Курокава (М. Kurokawa). Гендерный аспект формирования этнических стереотипов рассматривается в работе С. Спенсера и К. Стилла (S. Spencer и С. Steele). Процесс эмпирического изучения этнических стереотипов неожиданно «высвечивает» проблему, названную К. Стиллом и Дж. Аронсоном (С. Steele и J. Aronson) как «беззащитность стереотипа». Д. Мацумото утверждает, что «хотя многие стереотипы негативны, мы не должны забывать, что они могут быть и позитивными», а также и амбивалентными, в которых одновременно присутствует наличие положительных и отрицательных представлений о какой-либо одной этнической группе [Мацумото, с. 225].

Продолжая изучение этнических стереотипов, Т.Г. Стефаненко показывает их место в системе межэтнических отношений, утверждая, что в их основе могут лежать предубеждения, сформировавшиеся на базе ограниченной информации об отдельных представителях той или иной народности, этнической группы и т.д. Под этническими стереотипами понимаются «упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо этнической группы, легко распространяемые на всех ее представителей» [Стефаненко, с. 134]. Под этническим стереотипом нами понимается устойчивый в сознании, эмоционально-окрашенный ригидный образ определенной этнической группы или ее представителей. Этнические стереотипы принято подразделять на следующие структурные единицы: познавательное (когнитивное) представление и мысли об объекте познания; оценки объекта и чувства возникают в качестве субъективных показателей этих оценок; определенный тип поведения по отношению к объекту (эта составляющая стереотипа не всегда имеет место).

Изучение и измерение когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов этнических стереотипов явилось предметом внимания таких исследователей, как Л. Джексон, К. Ходж, Д. Джерард, Дж. Инграм (L. Jackson, С. Hodge, D. Gerard, J. Ingram, 1987) и другие. Так, например, Л. Эдвардс (L. Edwards) выделил четыре характеристики этнических стереотипов, называя их «измерениями»: содержание - приписываемые социальной или этнической группе черты, при этом частота их употребления (встречаемости) значения не имеет, сходно с познавательным (когнитивным) блоком стереотипов; единообразие (тождество) - в какой мере различные индивиды согласны друг с другом в том, что данная группа действительно имеет те черты, которые ей приписывают; направленность - положительно или отрицательно воспринимается объект стереотипа, может быть выведена непосредственно из содержания стереотипа; интенсивность - степень предубежденности по отношению к этнической группе [Edwards, р. 9].

В формировании этнических стереотипов могут участвовать «механизмы условного и оперантного обусловливания» (термины, которые использовал Скиннер). Процесс обусловливания проходит по следующей схеме: формирование отрицательной установки к конкретному фрустра- тору (человеку); обобщение данной установки и распространение ее на всю группу, к которой принадлежит данный фрустратор. Таким образом, причиной формирования стереотипа послужила фрустрация личности, которая вызвала психологическую самозащиту. Существуют ситуации, в которых на формирование стереотипов влияют условные связи. Например, если встреча человека с представителем другой национальности (первая встреча) сопровождалась каким-либо неприятным событием, вызвавшим негативные эмоции, они могут распространиться и на представителя этой национальности, так же как и на всю группу в целом.

На механизм формирования этнических стереотипов влияет возможное несоответствие намерений и реальных действий, т.е. расхождение между ценностными ориентациями и явным поведением. Л.И. Божович, Т.Е. Конникова объясняют такое расхождение тем, что поведение человека побуждается многими мотивами, которые могут находиться в сложной взаимосвязи. Однако А.А. Налчаджян иначе рассматривает механизм образования стереотипов, используя термин «перцептивная защита», понимая под ней своеобразную защиту, которая игнорирует противоречащую имеющимся данным информацию, «блокирует путь в психику человека, особенно в сферу его сознания, несовместимой со стереотипом информации» [Налчаджян, с. 214].

Р. Биглер, Л. Либен (R.S. Bigler, L.S. Liben) продолжили исследование процесса формирования этнических стереотипов, изучая способность детей категоризировать социальные стимулы и запоминать стереотипную и антистереотипную информацию. Результаты показали, что стереотипную информацию дети запоминают лучше, наряду с лучшим запоминанием социальных черт относительно социальных отношений. Более того, дети, поддержавшие большее количество стереотипов, и дети, которые не смогли категоризировать стимулы по группам, также хуже запоминали антистереотипную информацию [Bigler, Liben, 1993]. Дети африканского происхождения в возрасте 5-7 лет показали лучшее запоминание стереотипной информации, связанной с цветом кожи, чем антистереотипной, хотя это варьировалось в зависимости от того, как они сами оценивали свой цвет кожи и насколько они соглашались с негативными стереотипами об афроамериканцах. М. Киллен (М. Killen) пытается объяснить полученные результаты и утверждает, что существует несколько теорий о том, каким образом дети усваивают этнические стереотипы. Однако, как отмечает автор, роль и значение медиа-средств на процесс формирования и поддержания этнических стереотипов не следует недооценивать [Killen, Smetana, р. 163].

М. Августинос и Д. Розеварн (М. Augoustinos, D.L. Rosewarne) дополняют полученные результаты исследования возрастными различиями. Только с возрастом дети становятся более способными проводить различие между социальными стереотипами и собственными убеждениями. 5- 6-летние дети не способны провести такое различие и в соответствующем исследовании говорили о негативных стереотипах как о своих личных убеждениях. Уже в возрасте 8-9 лет дети, которые знали о негативных стереотипах «чужаках», были способны провести различие между ними и своими личными убеждениями, когда была такая возможность. Однако, как отмечают авторы, единой теории о том, каким образом происходит такое изменение в мировоззрении детей, в настоящее время нет, поэтому данный феномен продолжает изучаться [Augoustinos, Rosewarne, 2001].

С. Кхан (S. Khan), уделяя основное внимание процессу формирования этнических стереотипов, считает, что необходимо различать, с одной стороны, процесс формирования этнических автостереотипов, представлений о своей этнической группе, а с другой стороны, процесс формирования этнических гетеростереотипов. На формирование этнических автостереотипов значительное влияние оказывают следующие составляющие: чувство собственного достоинства, самооценка, наши представления о том, что мы думаем о себе, и то, как, мы считаем, нас воспринимают окружающие люди, значимость для нас той группы, к которой мы принадлежим и с кем мы ассоциируем себя. Чувство собственного достоинства часто рассматривается как наличие двух компонентов: личное чувство собственного достоинства и коллективное. В том случае, когда мы ориентируемся исключительно на отрицательные стереотипы в описании другой этнической группы, мы завышаем чувство личного достоинства, считая, что вносим свой вклад в формирование позитивного коллективного чувства достоинства. Например, пишет С. Кхан: «Если я использую отрицательные стереотипы, чтобы описать этническую группу, отличную от моей собственной, то подразумеваю, что члены моей этнической группы обладают более благоприятными качествами и воспринимаются мной социально приемлемыми, чем члены другой группы, что позволяет мне лучше воспринимать себя и повышает мое чувство собственного достоинства» [Khan, р. 29]. Классификация этнических стереотипов. В структуре этнического стереотипа дихотомия «Мы - Они» представляет собой такой набор знаний о мире, который отражает различия между народами. В ее составе лежат авто- и гетеростереотипы, а также представления этноса о том, как его воспринимают другие. Гетеростереотипы - стереотипные представления о другой этнической группе; автостереотипы - стереотипные представления народа о собственной группе, о самом себе. На становление авто- и гетеростереотипов влияют следующие группы условий: политическая, экономическая и религиозная системы общества, формирующие определенный набор норм, ценностей, идеалов, императивов; социально-психологическая представленность норм, ценностей, идеалов и императивов внутри непосредственного окружения индивида; индивидуально-психологическое бытие индивида, т.е. совокупность реальных фактов жизни индивида. Основной особенностью автостереотипов является стремление этнических групп, общностей внести в их содержание нечто особенное, близкое к идеалу, подчеркнуть и выделить наиболее самобытные черты национального характера.

Этнические стереотипы могут быть позитивными и негативными, отмечает Д. Мацумото. Пример распространенного позитивного стереотипа: азиаты трудолюбивы, немцы энергичны и обладают научным складом ума. «Таким образом, хотя многие стереотипы негативны, мы не должны забывать, что они могут быть и позитивными» [Мацумото, с. 225]. В основе положительных, отрицательных и амбивалентных стереотипов лежит система оценки. Положительные стереотипы - это утверждающие, положительные суждения и оценка тех или иных этнических черт; отрицательные стереотипы утверждают, что определенная этническая группа обладает некоторыми отрицательными чертами и способна на нежелательные и вредные действия; амбивалентные стереотипы - наличие положительных и отрицательных представлений о какой-либо одной этнической группе.

Г.В. Елизарова пишет, что этнические стереотипы могут варьироваться в пределах следующих параметров: сложность, т.е. количество характеристик, приписываемых «чужим»; однозначность- степень согласия «своих» характеристик относительно «чужих». Характеристики могут быть как одинаковыми, так и полярными; конкретность - расплывчатость приписываемых черт; обоснованность - то, насколько приписываемые характеристики соответствуют реальности; положительность - отрицательность в аспекте положительных или отрицательных оценок приписываемых характеристик; сопоставимость - степень стереотипизации собственной культуры при оперировании стереотипными представлениями о другой культуре [Елизарова, с. 124].

Основные функции этнических стереотипов.Во многих работах, как зарубежных, так и отечественных авторов, упоминается одна из главных функций этнических стереотипов - познавательная. Ч. Застров [Zastrow, 2010] отмечает, что этнические стереотипы свойственны человеку не случайно, так как они необходимы для осуществления процесса мышления. В стереотипных категориях обобщаются похожие между собой вещи, благодаря чему люди могут изучать различные явления и общаться, высказывая суждения о них. Липпман выделял две функции стереотипов: экономия умственных усилий; защита групповых ценностей, авторитетов, взглядов и мнений. С. Кхан выделяет также две основные функции: познавательную и мотивационную. Исходя из понимания познавательной функции, можно утверждать, что стереотипы - умственный «shortcuts», на который мы полагаемся, когда желаем получить легко и быстро необходимую информацию. С другой стороны, мотивационная функция помогает сформировать суждения о других людях, которые не являются членами своей группы, что помогает поддерживать и/или повышать чувство собственного достоинства [Katz, Braly, р. 31]. А. Гринвард и М. Банайи (A. Greenwald, М. Banaji) обращают внимание на связь между этническими стереотипами и социальными отношениями, подразделяют их на сознательные и бессознательные. Бессознательные социальные отношения определяются авторами как «интроспективно неопознанные (неточные) следы прошлого опыта, которые подразделяются на благоприятные или неблагоприятные чувства, мысли или действия к определенным социальным объектам» [Greenwald, Banaji, р. 8].

В научной отечественной литературе упоминаются основные функции стереотипа: 1) функция экономии мышления, стереотипы создают категории и схемы представлений, упрощают картину мира, облегчая и увеличивая скорость мыслительных процессов; 2) приспособительная (адаптивная) функция, стереотипы ускоряют процессы адаптации к условиям окружающей среды, это имеет отношение как к группе, так и к индивиду;

  • 3) сохранения существующего общественного строя, стереотипы консервативны. Если у нас присутствует какой-либо стереотип, то существует особая форма поведения, поддерживающая его. Таким образом, стереотипы формируют и сохраняют существующий общественный строй. Разрушение групп стереотипов ведет к глубоким социальным изменениям;
  • 4) функция выражения протеста, «когда какая-либо социальная группа или государство проводит политику, не удовлетворяющую определенные группы людей, в этих социальных средах начинают формироваться отрицательные стереотипы в отношении власти или этих групп»; 5) функция искажения реальности, стереотипы не просто упрощают реальность, но и нередко искажают ее. Бывает так, что эти искажения создаются искусственно. Исследования показали, что чем больше соответствие авто- и гетеростереотипов, тем более адекватны стереотипы вообще.

Если посмотреть на этнические стереотипы, отмечает Дж. Берри, как на когнитивные категории, то стереотипы могут быть полезными психологическими инструментами, которые существуют в мультикультурных обществах. Люди используют стереотипы как нормальный психологический процесс для того, чтобы легче и быстрее ориентироваться в окружающем мире. В настоящее время проблемным вопросом является не разработка классификаций стереотипов, а их неточность, некорректность, негативная направленность. Дж. Берри пишет по этому поводу, что Д. Тейлор (D. Taylor) исследовал «социально желательные» аспекты создания стереотипов, которые «существуют в ситуациях, где межгрупповые стереотипы отражают взаимную привлекательность, даже если представители каждой группы сохраняют через стереотипы свою собственную этническую самобытность. Эту ситуацию, где имеет место как стремление к положительным отношениям, так и групповая исключительность, мы идентифицировали ранее как интеграционный тип отношений в плюралистических обществах» [Берри, 2007, с. 402].

Джай Б. Шинха (Jai В. Sinha) рассматривает процесс возникновения этнических стереотипов, используя коммуникационную модель, названную «Окно Джохари» [Sinha, 2008]. Стандартная коммуникационная модель выделяет проблемные зоны, которые появляются в процессе коммуникаций. Мое знание о себе и о других находится в континууме от «знания» и до «незнания». Наиболее сложной в построении позитивных отношений является нахождение в зоне собственное незнание о других и, соответственно, незнание других обо мне. Стандартная и расширенная модели коммуникаций представлены в виде таблиц, в которых видно, где может находиться высокий потенциал коммуникационных проблем (табл. 1,2).

Таблица 1

Модель коммуникаций «Окно Джохари»

Мое знание о себе

То, что я знаю

То, чего я не знаю

Знания

ДРУГИХ

обо мне

То, что они знают

Публичное

«Белое пятно»

То, чего они не знают

Личное

Бессознательное

Расширенная коммуникационная модель показывает, как влияют этнические стереотипы на процесс коммуникаций. Основные сложности и трудности локализованы именно в зоне «белого пятна», что нарушает процесс коммуникаций, приводя к конфликтам. Но если расширить эту модель, добавив стереотипы (речь идет об авто- и о гетеростереотипах), которые зачастую являются субъективными знаниями, то коммуникационный процесс усложняется, а потенциальное количество конфликтов увеличивается за счет расширения зоны «белого пятна».

Таким образом, коммуникационная модель «Окно Джохари» показывает, что реакция представителя одной культуры может быть сформирована неверно в связи с тем, что за основу берутся нормы, стереотипно приписываемые той или иной культуре, находящиеся в зоне «белое пятно».

В зарубежной этнопсихологии проводятся также исследования по выявлению закономерностей изменения стереотипных представлений у людей, получивших возможность сопоставить свои взгляды с действительностью, например, в результате путешествия в другую страну, длительного пребывания в этой стране, дружественных или враждебных контактов с представителями других национальностей [Андреева, с. 256]. До начала пятидесятых годов за рубежом при исследовании этнических стереотипов было широко распространено прямое анкетирование. В 1951 г., в связи с нежеланием испытуемых характеризовать этнические группы в исследованиях, психологи заменили прямое анкетирование более «тонкими» методиками. Как правило, их суть сводилась к тому, что испытуемые вынуждены были определенным образом выразить свое отношение к представителю той или иной группы людей. Например, эксперимент П. Бенсона, С. Карабеника и Р. Лернера был построен так: испытуемые белой расы находили в телефонной будке большого аэропорта забытый кем-то конверт, на нем был указан адрес назначения; внутри кроме письма находилась фотография его владельца, по которой легко можно было определить его расу. Было установлено, что испытуемые гораздо реже отправляли письма, принадлежавшие людям не европейского происхождения.

Таблица 2

Расширенная модель коммуникаций «Окно Джохари»

Мое знание о себе

То, что я знаю

То, что я думаю, я знаю (стереотипы)

То, чего я не знаю

Знания других обо мне

То, что они знают

Публичное

«Белое

пятно»

«Белое

пятно»

То, что они думают, они знают (стереотипы)

Личное

«Белое

пятно»

«Белое

пятно»

То, чего они не знают

Личное

Личное

Бессознательное

Стереотипы оказывают на людей как позитивное, так и негативное влияние, следовательно, не вызывает сомнения тот факт, что эти эффекты напрямую проявляются в системе межэтнических отношений. К. Стилл и Дж. Аронсон (С. Steele, J. Aronson) провели исследование о психологических эффектах стереотипов, в частности об их влиянии на афроамериканцев и женщин. Исследование показало, что компетентность зависит от ситуации и взаимодействия с другими индивидами. Так, например, они цитируют исследование, в котором было доказано, что фальшивая обратная связь критически влияла на результаты IQ теста студентов. В другом исследовании, когда одной группе студентов перед тестом сказали, что они очень умны, другой - что они отлично поработали, а третьей - что в предыдущем тесте они получили высокие оценки, группа, которую назвали «умной», справилась с тестом хуже всех, так как ее представители были уверены в своих внутренних склонностях. Эти эффекты касаются не только меньшинств, но могут быть перенесены и на другие сферы взаимодействия людей [Steele, Aronson, 1995].

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы