Верование в социально-гуманитарном знании

В социально-гуманитарном знании под верованием подразумевают некритическое, аффективное, интуитивное, привычное, инстинктивное следование определенным фактам, нормам, традициям.

Однако не следует думать, что верование не основано на знании и обосновании, они также, хотя и в другой степени и форме, присутствуют здесь. Степень наличия знания и форма обоснования в верованиях зависят от их типа. В самом первом приближении можно выделить верования обыденного сознания и религиозные верования.

В обыденной жизни верования составляют то, на что человек полагается в своей жизни, что исключает сомнения. Верования создают устойчивую, объективную реальность, в которой пребывает человек. В общем случае верования доступны проверке путем обращения к жизненному опыту, за исключением религиозного верования, в котором опытная проверка невозможна.

Если в научном познании любое предположение подвергается предварительному эмпирическому и теоретическому обоснованию, то в обыденном познании в итоге сама жизнь (практика) является подтверждением или опровержением определенных суждений, поступков. В основе веры лежит специфическое отношение субъекта к объекту в форме переживания, что, в свою очередь, предполагает наличие дистанции между субъектом и объектом. В случае верования такая дистанция или отсутствует (субъект и объект слиты), или присутствует минимально.

Вера и понимание имеют неразрывную связь в контексте такой формы коммуникации, как религия. Постулатами верования в религии являются основополагающие установки, которые получили развитие на протяжении всей истории веры и вытекают из самой ее природы:

  • • наличие основателя и пророков, личностей, обладающих необходимой харизмой (И. Христос, Мухаммед, Будда), берущих на себя миссию распространения религиозного учения;
  • • существование Священного Писания, предания (христианская Библия, мусульманский Коран, буддийская Трипитака), включающих основные словесные значения, образы, символы, признающиеся всеми верующими;
  • • присутствие догматики (норм, правил), являющейся важным средством упорядочения религиозных знаний, устраняющей многозначность тех или иных толкований Священного текста;
  • • наличие веры, выступающей одновременно и фактором духовного спасения, и средством интеграции людей;
  • • существование культа — системы религиозных единообразных действий, ритуалов, в которых все участники сливаются в единое целое;
  • • наличие всеобъемлющей системы контроля над поведением верующих, включающей в себя не только культовые, но и правовые, образовательные, воспитательные мероприятия — отношения;
  • • принятие данного социального строя и социального существования человека, в котором он находит свое оправдание перед Богом;
  • • ожидание идеальной жизни в будущем в виде царства Божия на земле, где будут прекращены все конфликты и распри;
  • • утверждение различных видов аскетизма, приближающих человека к Богу (или высшему Абсолюту) и отдаляющих от обыденной мирской деятельности при сохранении положения о достижении высокого статуса в мирской деятельности;
  • • присутствие установки на общее спасение всех верующих как конечной цели жизни, особого, предельно полного и всеобъемлющего состояния, достигаемого либо индивидуально, либо в составе религиозных групп. Для спасения необходимы наличие религиозных личных качеств, а также принадлежность к учреждению, обладающему правом давать благодать. Спасение достигается лишь при постоянном сосредоточении человеческих сил и помыслов на избавлении от негативных элементов бытия и достижении поставленной цели.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >