Психосоматические проявления воздействия экстремальной ситуации
Психические состояния людей в экстремальных ситуациях разнообразны. Иногда люди испытывают состояние психогенной анестезии (отсутствие чувства боли) в первые пять-десять минут после полученных травм, ожогов при сохранении ясного сознания и способности к рациональной деятельности, что позволяет некоторым из потерпевших спастись. У лиц с повышенным чувством ответственности длительность психогенной анестезии в отдельных случаях достигает пятнадцати минут даже при площади ожоговых поражений до 40 % поверхности тела. Одновременно может отмечаться сверхмобилизация психофизиологических резервов и физических сил. Некоторые пострадавшие в катастрофе, как свидетельствует медицина, способны выбраться из перевернутого вагона с заклинившим выходом из купе, в прямом смысле слова раздирая голыми руками перегородки крыши. Гипермобилизация в начальный период экстремальной ситуации присуща практически всем людям, но если она сочетается с состоянием паники, то не всегда способствует их спасению.
Экстремальные ситуации характеризуются рядом существенных психогенных признаков, оказывающих деструктивное, разрушительное воздействие на соматику и психику человека. К ним относятся:
Паника — одно из психических состояний, свойственных в экстремальных ситуациях человеку или группе людей. Она характеризуется дефектами мышления, потерей сознательного контроля за происходящими событиями и их адекватным осмыслением, переходом на инстинктивные защитные движения и действия, которые могут частично или полностью не соответствовать ситуации. Человек мечется, не соображая, что он делает, либо цепенеет, происходит потеря ориентации, нарушение соотношения между основными и второстепенными действиями, распад структуры действий и операций, обострение оборонительной реакции, отказ от деятельности, что усугубляет тяжесть последствий ситуации.
Лфферентация измененная — специфическое реагирование организма в резко измененных, непривычных условиях существования. Отчетливо проявляется при воздействии невесомости, высоких или низких температур, высокого или низкого давления. Может сопровождаться (кроме вегетативных реакций) выраженными нарушениями самосознания, ориентации в пространстве, аффектацией, деперсонализацией и дереализацией личности.
Аффектация — сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение, характеризуется измененным эмоциональным состоянием. Внешне проявляется в резко выраженных движениях, бурных эмоциях, сопровождается изменениями в функциях внутренних органов, утратой волевого контроля. Возникает в ответ на уже происшедшее событие. В основе аффектации лежит переживаемое состояние внутреннего конфликта, порождаемого противоречиями между требованиями, предъявляемыми человеку, и возможностями их выполнить.
Монотонность — функциональное состояние, возникающее при длительной монотонной работе. Характеризуется снижением общего уровня активности, потерей сознательного контроля за выполнением действий, ухудшением внимания и кратковременной памяти, снижением чувствительности к внешним раздражителям, преобладанием стереотипных движений и действий, ощущением скуки, сонливости, вялости, апатии, потерей интереса к окружающему и его изменениям.
Десинхроноз — рассогласование ритма сна и бодрствования, что приводит к астенизации нервной системы и развитию неврозов.
Изменение восприятия пространственной структуры — такое состояние возникает в ситуациях, когда в поле зрения человека вообще отсутствуют какие-либо объекты.
Социальная изоляция — может привести к различным психологическим изменениям. Одной из форм одиночной социальной изоляции является «сотворение собеседника», когда человек «общается» с фотографиями близких, неодушевленными предметами. Выделение «партнера» для общения в условиях одиночества — защитная реакция в рамках психологической нормы. В условиях длительной экстремальной ситуации она представляет собой своеобразную модель раздвоения личности. Групповая социальная изоляция приводит к состоянию высокой эмоциональной напряженности, причиной которой может явиться и то, что люди вынуждены постоянно находиться на глазах друг у друга. Особенно чувствительны к этому фактору женщины. В обычных условиях человек привык скрывать от других людей свои мысли и чувства, владеющие им в тот или иной момент. В условиях же групповой изоляции это либо затруднено, либо невозможно. Отсутствие возможности побыть наедине с собой требует от человека повышенной собранности и контроля за своими действиями, и когда такой контроль ослабевает, многие люди могут переживать своеобразный комплекс физической и психической открытости, обнаженности, что и вызывает эмоциональную напряженность.