Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Менеджмент arrow Социология управления

ЗНАНИЕ, РУТИНИЗАЦИЯ, ПОВСЕДНЕВНОСТЬ, ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Социально конструируемую реальность П. Бергер и Т. Лукман трактуют как динамический процесс, реальность которого постоянно воспроизводится людьми под влиянием ее интерпретации и знаний о ней. Любое знание как восприятие человеком реальности исходя из здравого смысла происходит и поддерживается за счет социальных взаимоотношений. Авторы приводят в пользу этого ряд доводов.

Люди при общении друг с другом исходят из того, что их восприятие реальности схоже. При осуществлении действий в соответствии с этим убеждением их восприятие реальности как истины повседневной жизни только закрепляется.

Таким образом, повседневные знания становятся своего рода продуктом договоренности людей, а, соответственно, любые системы ценностей и социальные образования представляются людям как часть объективной реальности. В результате можно сказать, что реальность конструируется самим обществом.

Повседневная реальность интерпретируется людьми и приобретает для них субъективную значимость в качестве цельного мира, который формируется в их мыслях и действиях, затем переживается ими в качестве реального. Поскольку повседневность выступает в качестве идеального мира, этот мир конструируется в процессе повседневной жизни.

Особую роль в конструировании социальной реальности авторы данной теории отводили получаемым индивидами в ходе социализации образцам.

На социологическую теорию Бергера и Лукмана повлиял своими работами австрийский социолог и философ А. Шюц (1899—1959). В частности, нашли отклик его идеи о том, что люди накапливают в памяти результаты социальных действий и посредством функционирования своего сознания превращают их в свой социальный опыт, на основе которого потом конструируют социальную реальность. Результат повторяющихся действий групп людей воспринимается следующим поколением уже как данность, подлежащая лишь повторению, что впредставляется человеку естественным и само собой разумеющимся. А. Шюц называет этот процесс ру- тинизацией. Рутинизация — социальная ситуация, в которой социальная деятельность повторяема, а привычный характер большинства действий повседневной социальной жизни — это заведенный порядок.

По мнению авторов теории социального конструкционизма, характеристика повседневного знания человека неразрывно связана с проблемой социализации. Социологи считают, что человек не рождается членом общества, он лишь рождается с предрасположенностью к социальности. Полноценным членом общества индивид становится только в ходе длительного процесса социализации, которому предшествует процесс интернализации.

Что представляет собой интернализация? Интернализацией является восприятие и усвоение индивидом элементов окружающей реальности, в результате чего происходит субъективное формирование личности.

Что понимали П. Бергер и Т. Лукман под социализацией? Социализация определяется ими как всестороннее и последовательное вхождение индивида в объективный мир общества. Под социализацией авторы понимали процесс становления и развития личности, заключающийся в освоении ею социальных норм, культурных ценностей, а также образцов поведения, которые позволяют ей жить и действовать в данном обществе. Становление личности происходит под влиянием «значимых других» людей, представляющих собой первую социальную структуру, в которую попадает человек.

Какую роль играют «значимые другие» в процессе социализации? «Значимые другие» люди интерпретируют и передают информацию индивиду, т.е. играют роль ретранслятора между человеком и миром.

Важно различать первичную и вторичную социализацию.

  • • Первичную социализацию индивид проходит в детстве, после чего он становится членом общества. Наиболее значимым инструментом социализации в этот период является интернализация языка. Какова цель первого этапа социализации? Цель первичной социализации заключается в конструировании устойчивого первого, т.е. «базисного мира» индивида. Этот мир является результатом интернализации ребенком мира своих «значимых других» людей и воспринимается им как единственно возможный для себя мир.
  • • В процессе вторичной социализации и в ее результате человек включается в «новые сферы объективного мира общества». Он приобретает специфически ролевое знание, когда роли связаны с разделением труда.

Какой вывод делают П. Бергер и Т. Лукман о процессе социализации? Структурировав и проанализировав процесс социализации, авторы данной теории делают вывод, что мир, интернализуемый в ходе первичной социализации, закрепляется в сознании человека прочнее, чем те миры, которые конструируются в процессе вторичной социализации.

Что является результатом социализации? Результатом первичной и вторичной социализации является формирование адекватной, соответствующей, т.е. релевантной, идентичности индивида. В связи с этим Бергером и Лукманом затрагивается вопрос социально-контрольных механизмов. Они выделяют два типа систем социального контроля над деятельностью представителей общества.

  • 1. Система первичного контроля формируется фактом создания того или иного социального института.
  • 2. Система вторичного контроля представляет собой собственно социальный контроль, основывающийся на санкциях, поддерживающих существование социального института.

В чем сущность концепции социального контроля П. Бергера? Человек находится в центре пяти расходящихся кругов, каждый из которых представляет определенную систему социального контроля (рис. 14.1).

1. Первый круг (7) — это политико-юридическая система, представленная аппаратом государства.

Государство заставляет подчиняться своим законам, взимает налоги, призывает на военную службу, даже может лишить свободы и жизни.

2. Второй круг (2) социального контроля, оказывающий влияние на человека, представляет мораль, обычаи, традиции и нравы.

Наше нравственное поведение контролируется общественным мнением, полицией, родителями, родственниками, друзьями.

3. Третьим кругом (3) социального контроля является профессиональная система.

Социальный контроль

Рис. 14.1. Социальный контроль

В школе, в университете, на работе человек ограничен инструкциями, функциональными профессиональными обязанностями, деловыми обязательствами.

4. Четвертый круг (4) социального контроля представляет собой социальную среду.

Она включает знакомых и незнакомых, близких и дальних людей. Окружение человека диктует ему свои неписаные законы, которые могут касаться манеры одеваться и говорить, эстетических вкусов, политических и религиозных убеждений, даже поведения за столом.

5. Пятый круг (5) социального контроля составляет группа людей, в которой происходит частная жизнь человека. Это круг семьи и личных друзей. Здесь социальное давление на индивида возрастает, поскольку санкции из этого круга имеют гораздо больший психологический вес, чем те же самые санкции, исходящие от чужих или незнакомых людей.

Таким образом, общество всей своей громадой подавляет человека. Он постоянно должен уступать и подчиняться, поскольку жить в обществе и быть свободным от него невозможно.

Почему возникает потребность в разработке механизмов социального контроля? Такая потребность возникает каждый раз с появлением социальных институтов, так как велика вероятность того, что человек будет уклоняться от выполнения правил, установленных другими людьми.

Таким образом, в основе конструктивистского подхода лежит идея, что человек является активным, самостоятельным творцом окружающей его реальности, а сама реальность, в свою очередь,

является конструктом человеческого действия. Другими словами,

«человек в обществе, а общество в человеке».

Вопросы для обсуждения

  • 1. Какие основные категории использовали в своей концепции П. Бергер и Т. Лукман?
  • 2. Как авторы определяют основные категории?
  • 3. Какая реальность является предметом теории П. Бергера и Т. Лук- мана?
  • 4. Чем определяется интерсубъективный мир?
  • 5. Чем характеризуется реальность повседневной жизни?
  • 6. При каком условии существует повседневная реальность?
  • 7. Какая проблема повседневной жизни в реальности обыденного бытия и ее знания является главной?
  • 8. Что определяет характер социального взаимодействия людей в их повседневной жизни?
  • 9. Какую функцию выполняет язык в теории П. Бергера и Т. Лукмана?
  • 10. Что, по мнению социологов, представляет собой знание индивида повседневной жизни?
  • 11. Что подразумевается в повседневной жизни под распределением социального знания?
  • 12. Как трактуется знание в обществе?
  • 13. Где, по мнению П. Бергера и Т. Лукмана, возникает институализация в обществе?
  • 14. Какова роль габитуса в теории Бергера и Лумана?
  • 15. Что представляет собой интернализация?
  • 16. Что понимали П. Бергер и Т. Лукман под социализацией?
  • 17. Какую роль играют «значимые другие» в процессе социализации?
  • 18. Какую различают социализацию?
  • 19. Какова цель первого этапа социализации?
  • 20. Какой вывод делают П. Бергер и Т. Лукман о процессе социализации?
  • 21. Что является результатом социализации?
  • 22. Какие типы систем социального контроля выделяют П. Бергер и Т. Лукман?
  • 23. Почему возникает потребность в разработке механизмов социального контроля?

Задания для самостоятельной работы

  • 1. Выделите критерии эффективности управленческого процесса.
  • 2. Обоснуйте приемы, предназначенные для уменьшения отрицательного воздействия барьеров в коммуникационных каналах организации.
  • 3. Выделите основные социальные и психологические проблемы в управлении организационной культурой.

Тесты

Выберите правильные ответы.

  • 1. Кто является основоположником феноменологической социологии?
  • 1. Г. Беккер.
  • 2. Г. Зиммель.
  • 3. К. Кук.
  • 4. А. Шюц.
  • 5. Р. Эмерсон.
  • 2. Какие две основные категории использовали П. Бергер и Т. Лукман для развития социологической теории познания «социальный конструкционизм» ?
  • 1. Знание и реальность.
  • 2. Мотивация и регулирование.
  • 3. Социальный обмен и мера обмена.
  • 4. Социальный институт и институциональная среда.
  • 5. Стимулы и социализация.
  • 3. Что для П. Бергера и Т. Лукмана является главной проблемой в интерсубъективном мире?
  • 1. Проблема менталитета и управленческой культуры.
  • 2. Проблема социокультурных и социально-психологических факторов.
  • 3. Проблема учета национально-этнических особенностей.
  • 4. Проблема пространственной и временной структуры мира.
  • 5. Проблема статусов и ролей в социальном процессе.
  • 4. Посредством чего происходит социальное конструирование реальности ?
  • 1. Взаимодействия индивидуальных субъектов.
  • 2. Взаимодействия социальных институтов.
  • 3. Системы социальных действий.
  • 4. Субординация,реординация и координация.
  • 5. Системы социальных коммуникаций.
  • 6. Хабитуализация институциональных действий.
  • 7. Формирование системы социального контроля.
  • 8. Формирование статусно-ролевой системы.
  • 5. Какое понятие является ключевым элементом в теории социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана, представленной в их книге «Социальное конструирование реальности» ?
  • 1. Идентичность.
  • 2. Конструктизация.
  • 3. Реординация.
  • 4. Субординация.
  • 5. Хабитуализация.
  • 6. При помощи чего, по мнению П. Бергера и Т. Лукмана, человек конструирует свою собственную природу?
  • 1. Социокультурной интеграции.
  • 2. Системы стимулов.
  • 3. Социализации.
  • 4. Создания социальных сетей.
  • 5. Социального обмена.
  • 7. В каком виде трактуют социально конструируемую реальность П. Бергер и Т. Лукман ?
  • 1. Как процесс социокультурной интеграции.
  • 2. Как постоянно идущий социальный обмен.
  • 3. Как процесс социальных интеракций.
  • 4. Как процесс постоянных коммуникативных связей.
  • 5. Как постоянно идущий динамический процесс.
  • 8. Что, но мнению П. Бергера и Т. Лукмана, представляет собой интернализация ?
  • 1. Осуществление субъективного формирования личности.
  • 2. Восприятие и усвоение индивидом элементов окружающей реальности.
  • 3. Освоение опыта формирования социальных институтов.
  • 4. Учет национально-этнических особенностей социальной деятельности.
  • 5. Усвоение статусно-ролевых функций в управленческом процессе.
  • 6. Выстраивание системы коммуникативных связей.
  • 9. Что, по мнению П. Бергера и Т. Лукмана, является результатом социализации ?
  • 1. Объективизация социальных потребностей индивида.
  • 2. Социальное конструирование субъективной реальности.
  • 3. Формирование рационального выбора индивида.
  • 4. Формирование релевантной идентичности индивида.
  • 5. Формирование социальных ориентиров личности.
  • 10. В соответствии с концепцией социального контроля П. Бергера человек стоит в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля. Каждый кругновая система контроля. Расставьте системы контроля по мере усиления давления на человека.
  • 1. Социальная среда.
  • 2. Мораль, обычаи и нравы.
  • 3. Частная жизнь.
  • 4. Политико-юридическая система.
  • 5. Профессиональная система.

Литература

  • 1. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. — М.: Медиум, 1995. - 323 с.
  • 2. Иванов С.Ю. Социология управления [Текст] / С.Ю. Иванов. — М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. - 348 с.
  • 3. Николаев А. А. Социология управления [Текст]: учеб, пособие / А.А. Николаев. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 653 с.
  • 4. ТихоновЛ.В. Социология управления. Теоретические основы [Текст] / А.В. Тихонов. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2009. — 472 с.
  • 5. Шугальский С.С. Социальные практики: интерпретация понятия [Текст] / С.С. Шугальский // Знание. Понимание. Умение. — 2012. — № 2. - С. 276-280.
  • 6. Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: Очерки по феноменологической социологии [Текст] / А. Шюц. — М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2003. — 336 с.
  • 7. Виртуальная социологическая библиотека зарубежных и российских ссылок [Электронный ресурс] // URL: http://www.nir.ru/socio/content/ vsb.htm.
 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы