ТЕОРИЯ СХЕМ

История проблемы и обзор литературы

В повседневной жизни люди руководствуются определенными правилами или типовыми сценариями для интерпретации событий в мире. Новая информация обрабатывается в соответствии с тем, насколько она подходит к этим правилам, называемым схемами. Такие схемы могут быть использованы не только для объяснения уже случившегося, но и чтобы предсказать различные ситуации в будущем. Например, мы часто можем продолжить фразу, начатую другим человеком, или адекватно реагируем, когда нас просят передать «вон ту штуку». Теория схемы объясняет, что мы используем имеющуюся в памяти схему для догадки, что наш собеседник собирается сказать, исходя из подобных ситуаций в прошлом. Чтобы правильно интерпретировать «вон ту штуку» как молоток, нужно как минимум иметь в памяти схему процедуры «забивания гвоздей молотком».

Информация, которая не подходит к имеющимся в памяти схемам, может быть не понята совсем или понята частично и неправильно. В этом причина, почему некоторые читатели тратят много времени на понимание, если они не знакомы с темой текста, даже если значения отдельных слов понятны. Это касается не только иностранного языка, но и родного. То же можно сказать и о понимании на слух. Если тема разговора знакома обоим говорящим, то понимание происходит, даже если значения некоторых слов непонятны или слова неправильно услышаны. В том случае, если тема незнакома одному из участвующих в разговоре, даже знакомые слова в незнакомом контексте могут вызвать затруднения при понимании, коммуникации не произойдет или информация будет искажена.

Например, если официант в ресторане спросит, предпочитаете ли вы петь или платить, вы будете озадачены, так как пение - это не совсем то, что обычно делают, пообедав, посетители ресторана. Однако если бы вы были в этом ресторане раньше и знали бы, что его часто посещают студенты оперного училища, которые предпочитают именно так оплачивать свой счет, развлекая клиентов ресторана пением, предложение официанта уже не показалось бы вам столь абсурдным, так как было бы уже включено в вашу схему. (См. типы и примеры схем в Приложении 2.)

«Схема» выступает как междисциплинарное понятие, которое может использоваться как в психологии, так и в антропологии, педагогике, методике преподавания, и при этом является понятием открытым, не вполне сформировавшимся, многочисленные значения которого можно еще корректировать и дополнять в разных областях науки.

Инициатива введения в психологию понятий «схема» и «схематизм» принадлежит Ф.Ч. Бартлетту[1], впервые упомянувшему их в своем исследовании памяти. Этот термин Ф. Бартлетт заимствовал из нейрофизиологии, где он использовался для отображения присущего человеческому сознанию представления о собственном теле или для представления отношения тела к миру. Ф. Бартлетт применял понятие схемы, чтобы показать, как можно построить некоторую организованную структуру знания, которой будут соответствовать новое знание и новый опыт. Такое понимание схемы рассматривалось Р. Скемпом[2] и далее Д. Румельхар- том[3].

Р. Скемп объясняет, что схемы играют ведущую роль в функционировании относительного понимания: «Понимание чего-либо означает его ассимиляцию в соответствующую схему»[4]. Тем самым он поясняет, что такое понимание схемы представляет ее взаимосвязанными иерархическими отношениями. И цель нашей настоящей работы как раз и заключается в анализе подобного представления.

С тех пор, как возник термин «схема», многие другие термины были использованы для ее описания, включая «фрейм», «сцену», «сценарий», «текст» и даже «модель» и «теорию»[5]. Ключевое теоретическое развитие теории схемы было сделано в нескольких областях, включая лингвистику, антропологию, психологию, искусственный интеллект. Расцвета теория схемы достигла в семидесятых годах. Одной из главных движущих сил было развитие искусственного интеллекта, особенно попытки, направленные на чтение компьютером естественных текстов. Было очень быстро установлено, что большую часть информации, переданной в обычной газетной статье, невозможно понять без ссылки на огромное количество информации, в статье не упомянутой. Например, можно рассмотреть простой текст, приведенный в статье Э’Андраде[6]:

John wanted to do well on the exam, hut his pen ran out of ink and his pencil broke. He tried to find a pencil sharpener, hut there wasn't one in the room. Finally he borrowed a pen from another student. By then he was so far behind he had to rush, and the teacher took off points for poor penmanship.

Чтобы понять эту историю, необходимо иметь схему письменной сдачи экзаменов, потому что сам текст оставляет неясным связь между тем, что у Джона закончились чернила, и его неспособностью работать на экзамене и сдать его.

Схема действия «письмо» может служить как хорошее введение к идее схемы вообще. С. Филмор противопоставляет «отношения связанности текста», включенные в английский глагол write и японский термин каки. Эти два термина часто переводят как синонимы, но схемы, которые они обозначают, слегка различны. Обе схемы включают сцену, в которой кто-то водит заостренным инструментом по поверхности, оставляя след. Такая сцена включает писателя, инструмент, поверхность, на которой остается след, и сам продукт. Ни одна из схем не уточняет, какой точно инструмент используется, это может быть карандаш, ручка, кусок мела, печатная машинка, палка, и даже самолет, оставляющий след на небе. Точно также поверхностью может быть бумага, доска, участок мокрой земли или небо. Написанное может быть любым текстом на любом языке, от единой буквы алфавита до огромной монографии. Единственным отличием является то, что в английской схеме то, что написано, это всегда текст (слова, числительные, лингвистические символы). В японской схеме даже это может варьироваться от небрежных каракулей до совершенного по точности рисунка. Таким образом, английская схема письма - это только частный случай японской схемы kakux.

Историю схемы можно проследить от греческих философов до наших дней. Платон развил дальше греческую доктрину об идеальных типах- таких как совершенная окружность, которая существует только в уме, но которую никто не видел. Э. Кант развивает понятие еще дальше и вводит слово «схема». Например, он описывает схему собаки как мысленный образец, который может «изображать обобщенную фигуру животного на четырех ногах, без ограничения ее до какой-то одной определенной фигуры, которую я могу себе представить как какой-то возможный конкретный образ»[7] [8].

Эммануил Кант еще в 1781 году заявил, что новая информация, новые понятия и идеи могут иметь значение только, когда они связаны с чем-то, что человек уже знает. Несмотря на то что сэр Фредерик Бартлетт обычно считается первым психологом, который использовал термин «схема» в том смысле, в каком оно используется сейчас, историческое первенство, несомненно, должно быть отдано гештальт-психологам.

Гештальт-психология выделяет целостные свойства в изучении умственной организации. Гештальт-идеи применяются особенно относительно зрительного восприятия. «В дополнение, или даже вместо, чисто зрительных образов существовали также общие типы или схемы с точки зрения того, как субъект конструировал свои ответы. Схема сама становится со временем еще более доминантной, первоначальные зрительные образы исчезают, детали, содержавшиеся в оригинале, забываются и воспроизводятся неправильно (некорректно), хотя даже последнее воспроизведение обычно покажет устойчивое движение к изображению того типа или схемы, который был первоначально задуман» (Ф. Вульф)[9].

Если цитировать классическое произведение Ф. Бартлетта «Память» (Remembering), то термин «схема» относится к «активной организации прошлых реакций или прошлых знаний». Слово «активный» было предназначено для выделения того, что он видел как конструктивный, воспроизводящий характер запоминания, и противопоставлялось пассивному восстановлению «фиксированных и безжизненных» воспоминаний, другими словами, активное против пассивного запоминания[10].

Теория схем - это теория знаний, их репрезентаций и использования. Согласно теории схем все знания упакованы в определенные структуры (элементы), они-то и называются схемами. В дополнение к знаниям как таковым имеется еще и информация о том, как этими знаниями пользоваться. Схема - структура данных, репрезентирующая хранимые в памяти общие понятия. Существуют схемы, представляющие знания обо всех понятиях: объектах, ситуациях, событиях, последовательностях событий, действиях и их последовательностях.

  • [1] Bartlett, F.C. Remembering. Cambridge: Cambridge University Press, 1932,317 p.
  • [2] Skemp, R.R. The Psychology of Learning Mathematics. Second Edition.Middlesex, England: Penguin, 1986, p. 77.
  • [3] Rumelhart, D. E. Notes on a Schema for Stories. In D.G. Bobrow & A. Collins(Eds.), Representation and Understanding, New York: Academic Press, 1975, p. 211 —236.
  • [4] Skemp, R.R. The Psychology of Learning Mathematics. Second Edition.Middlesex, England: Penguin, 1986, p. 43.
  • [5] ван Дейк, T.A. Контекст и познание: фреймы знаний и понимание речевыхактов. Пер. с англ, в: Язык, познание, коммуникация. Москва: Прогресс, 1989.С.12-40.
  • [6] D’Andrade Roy G. Cognitive Anthropology. In: New Direction in PsychologicalAnthropology. Schwartz Theodor, Geoffry M. White, Catherine A. Lutz (eds.).Cambridge: Cambridge University Press, 1994, p. 47.
  • [7] Fillmore, C.J. Topics in Lexical Semantics. In: R.W. Cole (ed.) Current Issues inLinguistic Theoty. Bloomington: Indiana University Press, 1977, p. 126.
  • [8] Kant, I. Critique of Pure Reason (1st ed. 1781, 2nd ed.1787, N. Kemp Smith,(translator). London: Macmillan, 1963, p. 614.
  • [9] Wulf, F. In Source Book of Gestalt Psychology (trans. and condensed),W.D. Ellis (Ed.). London: Routledge and Kegan Paul, 1938, p. 141.
  • [10] Bartlett, F.C. Remembering. Cambridge: Cambridge University Press, 1932,p. 53.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >