Расстройства поведения в подростковом и юношеском возрасте

Особое место среди многообразия психопатологий детей и подростков занимает расстройство поведения - повторяющийся и устойчивый паттерн поведения, при котором нарушаются соответствующие данному возрасту социальные нормы и правила или основные права других людей. Выделяют четыре типа проблем поведения: агрессия по отношению к другим лицам, уничтожение имущества, обман или воровство и серьезные нарушения правил.

Тяжесть расстройства поведения имеет три градации: легкая форма - малое количество поведенческих проблем, причиняющих незначительный ущерб; умеренная форма - среднее количество поведенческих проблем и относительно умеренная степень их серьезности; тяжелая форма - большое количество поведенческих проблем, причиняющих значительный ущерб другим людям.

Наблюдаются различия между проблемами поведения, появляющимися в детстве (до десяти лет) и в подростковом возрасте (когда диагностические признаки расстройства отсутствовали до десятилетнего возраста). Факторы, отделяющие расстройство поведения с началом в детстве от расстройства с началом в подростковом возрасте: трудный темперамент в возрасте до 3 лет; ранняя история агрессивности. Гендерные различия также существенны: у мальчиков (юношей) расстройство поведения встречается в четыре раза чаще, чем у девочек (девушек).

Расстройство поведения определяется только в тех случаях, когда такое поведение - симптом лежащей в его основе дисфункции личности, а не реакция на непосредственное социальное окружение. Показатели распространенности варьируют в интервале от двух до десяти процентов от общего числа нормативных детей и более высоки для клинических выборок: дети, направленные на консультацию из-за поведенческих проблем, агрессивности и антисоциального поведения, составляют от одной трети до половины всех детей и подростков с различными нарушениями.

Начинающееся в детстве расстройство поведения называют и «пожизненным» или «агрессивно-множественным». Оно связано с открытым проявлением агрессии, с физическим насилием и сопровождается нейропсихологическими отклонениями, отсутствием концентрации внимания, импульсивностью. Этот тип чаще встречается у мальчиков, и к его причинам обычно относят антисоциальное поведение родителей и нарушенные отношения «родитель - ребенок». Кроме того, в большинстве случаев начинающееся в детстве расстройство поведения будет сохраняться на всем протяжении жизни. Для неагрессивно-антисоциального расстройства характерно нормальное развитие в детском возрасте и менее тяжелые поведенческие проблемы в подростковом возрасте. Особенно это касается проявления насилия в отношении других лиц.

Эмпирические исследования М. Фрика выявили еще одно важное различие между подтипами расстройства поведения, основанное не на возрасте его начала, а на характере антисоциальных поступков, совершаемых молодежью. Были выявлены и названы четыре подтипа: оппозиционный - открытое и недеструктивное поведение; агрессивный - открытое и деструктивное поведение; причиняющий имущественный ущерб - скрытое и деструктивное поведение; и нарушающий статус - скрытое и недеструктивное поведение.

Расстройствам поведения часто сопутствует синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) - группы, которые попадают в число лиц с наиболее серьезными правонарушениями.

Кроме того, с расстройствами поведения коррелируют расстройства научения, в особенности расстройство чтения. У некоторой части школьников проблемы, связанные с обучением, могут вызывать фрустрацию, принятие оппозиционных аттитюдов и плохое поведение в школе, что в конечном итоге способно привести к расстройствам поведения.

Наблюдается высокая степень корреляции между депрессией и расстройствами поведения. Так, антисоциальное поведение у мальчиков приводит к академической неуспеваемости и неприятию со стороны сверстников, что, в свою очередь, может вызывать депрессию. Сочетание депрессии и расстройства поведения важно, так как процент молодежи с таким диагнозом чрезвычайно велик среди тех, кто проявляет суицидальные тенденции. И, наконец, расстройство поведения сочетается с употреблением алкоголя и наркотиков и может выступить в роли предвестника этих проблем.

Как видно выше на рисунке, поведение лиц с расстройством поведения характеризуется высокой степенью непрерывности. При прохождении через стадии приведенной последовательности наблюдается тенденция к сохранению более ранней формы антисоциального поведения.

В исследованиях К. Лоубера и его коллег названы три пути развития, ведущие к расстройству поведения.

Первый путь развития - конфликт с властью. Поведение молодежи, идущей по этому пути, характеризовалось открытым неповиновением, упрямством и оппозиционностью, а также нарушениями установленных для данного возраста правил поведения (прогулы занятий в школе, побеги из дома). Несмотря на то, что их поведение выражалось в нарушении норм и правил, проявления этого поведения не причиняли прямого вреда другим лицам и не рассматривались как слишком опасные.

Второй путь - скрытый. Находившейся на этом пути молодежи было свойственно совершение малозначительных и неагрессивных противоправных действий, например, таких, как магазинная кража, угон машины на короткое время и совершение актов вандализма.

Третий - открытый путь развития. Те, кто находился на нем, относились к числу детей, которые начали проявлять агрессию еще в детстве. Продвижение по этому пути связывалось с переходом от незначительных проявлений агрессии к инициированию драк, а затем и к проявлениям более серьезных форм насилия в отношении других лиц. Была установлена связь между открытым путем развития и более высоким уровнем совершения уголовных преступлений в подростковом и юношеском возрасте. К тому же часто молодежь, находившаяся на этом пути развития, по мере взросления добавляла скрытые формы проявления агрессии к своему текущему антисоциальному репертуару.

Существуют убедительные доказательства межпоколенной передачи агрессии, которая имеет устойчивый характер не только в пределах одного поколения, но и на протяжении нескольких поколений. Считается, что такое поведение усваивается посредством моделирования. Дети, родители которых являются асоциальными личностями, постоянно имеют перед собой модели агрессивного поведения, включая драки между родителями и жестокое обращение с детьми.

Аналогичные результаты были получены относительно связи между поркой и детской агрессией. М. Эрон и Т. Хьюсманн обследовали выборку из 800 детей в возрасте от 6 до 9 лет в течение двухлетнего периода и обнаружили, что порка и битье детей оказались связанными с повышенной агрессией и антисоциальным поведением. Применение телесных наказаний по отношению к детям увеличивает опасность того, что в зрелом возрасте мужчины будут подвергать систематическим побоям своих жен.

Исследования Р. Штрауса показывают, что не только строгость родительской дисциплины, но также и родительская непоследовательность - противоречивое сочетание строгости и попустительства - имеет связь с антисоциальными проявлениями.

Попустительство может принимать разные формы: недостаток контроля со стороны родителей, отсутствие у родителей интереса к местопребыванию своих детей в данный момент, отсутствие родительских указаний, определяющих места, куда дети могут ходить, а куда нет, и общества каких людей им следует избегать.

Кроме того, родители детей, которым были свойственны антисоциальные проявления, чаще других родителей положительно подкрепляли агрессивное поведение своих детей - например, считая такое поведение забавным. Такие родители сердились на своих детей и наказывали их без достаточных на то оснований и часто пугали суровыми наказаниями, которые на деле никогда не применялись, а такие формы родительского воспитания не являлись эффективным средством для обуздания негативного поведения. С другой стороны, просоциальное поведение детей либо игнорировалось, либо подкреплялось без учета обстоятельств, его породивших.

Под принуждением понимают (Г. Паттерсон) негативное поведение со стороны одного индивидуума, которое поддерживается или непосредственно подкрепляется поведением другого индивидуума. В таких отношениях участвуют как родитель, так и ребенок, реакции которых друг на друга оказывают влияние на поведение как той, так и другой стороны. Так, отмечают (Г. Паттерсон), что семьи с нормальными детьми и семьи с детьми, страдающими расстройством поведения, различаются способами реагирования родителей и детей друг на друга. Получив наказание от родителей, дети с расстройством поведения в два раза чаще в сравнении с нормальными детьми продолжают упорствовать в своем негативном поведении.

Посредством ловушки подкрепления дети непреднамеренно вознаграждаются за свою агрессивность и дальнейший рост принуждающего поведения, в свою очередь родители, уступая требованиям детей, получают вознаграждение от облегчения, которое они испытывают, когда дети перестают действовать им на нервы. Однако, поступая подобным образом, родители платят слишком высокую цену. На нет сводятся не только их усилия, направленные на социализацию детей, но поведение детей с течением времени будет иметь все более принуждающий характер.

Дети с расстройством поведения легко распознаются сверстниками. Они заводят споры по любому поводу, вспыльчивы, обидчивы и стремятся намеренно раздражать окружающих. Начиная с дошкольного возраста, проявлениям ставшей привычной для ребенка агрессии сопутствует его последующее непринятие сверстниками, что, в свою очередь, вызывает дальнейшее усиление агрессивного поведения.

Кроме того, агрессивные дети приобретают плохую репутацию среди своих сверстников, которая сохраняется за ними даже тогда, когда их поведение улучшается. Следовательно, трансактные процессы между детьми с нарушениями поведения и их сверстниками могут способствовать дальнейшему росту агрессивности и проблемного поведения у детей с расстройством поведения.

Однако существует и другая сторона медали. В то время как в среднем детстве просоциально настроенные сверстники могут стараться избегать общества агрессивных детей, такие дети с готовностью принимаются в антисоциальные группы сверстников, в которых проблемное поведение допускается или даже ценится. Асоциальные подростки большую часть времени проводят в компаниях сверстников, не имея надзора со стороны взрослых, допоздна не возвращаясь домой, «шляясь по улицам» и совершая различные хулиганские выходки. Поэтому асоциальная молодежь стремится объединяться в группы, в которых они подкрепляют антисоциальное поведение друг друга.

Влияние сверстников на развитие расстройства поведения отчетливо прослеживается в позднем детском и подростковом возрасте у девочек. Раннее половое созревание является сильным предиктором антисоциального поведения у девочек. Достижение половой зрелости сопровождается развитием вторичных половых признаков, а это может послужить причиной для насмешек со стороны одноклассниц или нежелательных сексуальных притязаний со стороны представителей мужского пола. Девочки с более ранним половым созреванием привлекают внимание со стороны более старших по возрасту представителей мужского пола, чье поведение характеризуется нарушением установленных общественных норм, и они преждевременно склоняют девочек к совершению разного рода рискованных поступков и сексуальной активности.

На более широком социальном уровне средства массовой информации также могут поощрять или даже восхвалять проявления антисоциального поведения. Насилие стало главной темой на телеэкране и в кино, где к нему прибегают как положительные герои, так и преступники, причем применение насилия лишь в редких случаях оборачивается какими-либо негативными последствиями для них.

Таким образом, нам пытаются внушить мысль, что насилие является эффективным способом решения проблем и что с помощью насилия можно добиться желаемых результатов.

Были предложены и другие объяснения специфики культурных влияний, особенно относительно той роли, которую играет маскулинная социализация в развитии мужской агрессивности. Так, мужская этика требует, чтобы мужчины применяли физическую силу в ответ на оскорбления, задевающие репутацию их собственную либо их семьи.

Подводя итог, можно сказать, что благоприятные возможности для усвоения и дальнейшего подкрепления антисоциального поведения в большом количестве имеются как в образовательной организации, так и в непосредственном социальном окружении ребенка, а также в культуре, рассматриваемой в широком смысле.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >