Понятие и структура личности девианта
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
Основные закономерности отклоняющегося поведения. Взаимосвязь различных форм отклоняющегося поведения. Зависимость различных отклонений от социально-экономических, демографических, этнических, психологических и иных факторов. Механизмы индивидуального поведения, отклоняющегося от нормы. Проблемная ситуация. Структура и особенности личности девианта (наркомана, беспризорника, правонарушителя, занимающегося бродяжничеством и попрошайничеством, преступника, совершившего опасное деяние против нравственности, экстремиста). Социально-политические, психологические и иные основания, порождающие особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
Личность девианта как междисциплинарная категория
Проблемы личности человека (преступника, девианта) и отклоняющегося поведения имеют междисциплинарный характер, что в значительной степени и определяет сложность их изучения. Методологическая сложность изучения проблемы личности преступника определяется и тем, что в момент совершения преступления личность преступника недоступна научному изучению.
Научному сообществу известны попытки осмыслить по-новому, сведя в единое целое, ряд крупнейших теорий личности, разработанных в психологии за последние сто лет[1]. Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции (например, концепция черт личности, тип личности), имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди, особенно с девиантным поведением, демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время.
Криминологи, как и психологи, также делают попытки обобщить претендующие на полезность новые теории и актуализировать учение о личности преступника с учетом современных научных знаний. Так, появляются уточненные трактовки ключевых понятий, например: а) «личность преступника есть совокупность интегрированных в ней социально значимых негативных свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми», б) «личность преступника-личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата»[2].
Криминологическое учение о личности преступника исходит из того, что человек - биосоциальное существо, природа его биосоциальна, при этом биологическое находится в подчиненном отношении к социальному; личность как целостное образование является продуктом социализации человека.
Поскольку любое девиантное поведение - это отклонение от общепризнанной, неоднократно проверенной практикой нормы поведения, оно всегда несет в себе элемент непредсказуемости, неизвестности, возможной опасности. Поэтому девиация и риск - стороны одной медали, социальной мутации. Состояние риска - своего рода граница, черта, разделяющая хаос и порядок, инновацию и устоявшуюся нормативно-ролевую форму поведения. Чем меньше риск, тем вероят- ностнее действие индивида, более предсказуемо поведение системы в целом.
Особенность сегодняшнего времени - возрастание числа лиц, вынужденных рисковать, ибо усложнение социальной реальности увеличивает количество неизвестных ситуаций. Современные разработки в области социальной психологии свидетельствуют, что девиантное поведение все больше в своей основе становится рациональным. Основное отличие сознательно идущих на риск девиантов от авантюристов - это опора на профессионализм, вера в знания и осознанный выбор (творческую интуицию), а не в судьбу и случай. Именно целерациональные действия индивидов определяют социальное развитие. В условиях стабильного общества для субъекта действия ценностью является преднамеренный риск как процесс (психологическая сторона действия); в условиях разбалансированного - преднамеренный риск как цель (энергетическая и социальная сторона действия).
Так, на этапе рождения инновации большое значение имеет профессионализм и знания девианта, способность к концентрации психической энергии, на этапе ее реализации - его биологический потенциал (информационно-энергетический код, темперамент) и характер.
Сопровождающееся риском девиантное поведение способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности. Последнее является важнейшей психологической причиной, объясняющей желание людей ответить на вызов быстро меняющейся социальной реальности.
Девиантно-ролевая разновидность социального поведения неразрывно связана с аддикцией, с внутриличностным конфликтом. Аддиктивное поведение психологи рассматривают как отклоняющееся. Аддикция в общем смысле слова - стремление уйти от состояния внутреннего психологического дискомфорта, изменить свое психическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой.
Девиантный путь выбирают прежде всего люди, не имеющие легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, фрустрирующая энергия блокируется. Они не считают общепринятые нормы порядка естественными и справедливыми, не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус через легитимные каналы социальной мобильности. Все это неизбежно приводит их к внутриличностному конфликту.
Основные причины мотивационных конфликтов, вытесненных в подсознание, определяются в настоящее время социальными факторами, не инстинктивными. По данным института Бехтерева, 85 % мотивационных конфликтов имеют социальные истоки, остальные - сексуальную основу.
Жесткое регулирование каналов социальной мобильности, блокировка социальных «лифтов», способствующих превращению психической энергии в социальную, приводят к усилению напряжения системы (системное напряжение, по Р Мертону) и, как следствие, к увеличению числа девиантов, латентному формированию новой социальной стратификации, к переписыванию сценария социально-ролевых интеракций.
Отношения социально-ориентированного “те” (социальная роль) и импульсивно-творческой «1» (энергетический потенциал) в ходе девиантного поведения и меняющейся само- и социальной идентификации гармонизируются.
Индивидуальная девиация нацелена на самоутверждение личности, переосмысление ею собственной самоидентификации.
Коллективная девиация направлена на общественное (пусть и в рамках первоначально неформальной группы) признание новой самоидентификации личности другими людьми.
Специальный термин девиантность обозначает уже не столько сам факт отклонения, сколько склонность и готовность индивида (группы) порождать внешне наблюдаемые отклонения от общепринятых норм. Понятие девиантности соотносится и с такими понятиями, как личность девианта, развитие, структура личности, социальная адаптация, социализация.