ЭСТЕТИКА И ДИЗАЙН

Начиная со второй половины XX в. дизайн все больше теснит эстетику. Термин «дизайн» (англ, design) имеет множество значений: проект, план, замысел, чертеж, конструкция, композиция, рисунок и т.д. Отсюда дизайнер — это проектировщик, конструктор, чертежник, модельер. Дизайн представляет собой творческую деятельность, конечная цель которой — соединить красоту и пользу. Он ставит перед собой задачу гармонизировать окружающую человека среду, включающую бытовую технику, повседневные вещи и предметы, мебель, жилище и городское пространство. Дизайн также определяется как промышленная или техническая эстетика, художественное конструирование.

Истоки дизайна обычно связывают с немецкой высшей школой строительства и художественного конструирования «Баухауз» (1919— 1933) во главе с В. Гропиусом. Не меньший вклад в становление дизайна внесли русский конструктивизм и производственное искусство (В. Татлин, А. Родченко и др.) 1920-х гг., а также учебно-научный центр Вхутемас — Вхутеин (1920—1930). Наиболее быстрое развитие дизайн получил в США, чему способствовал экономический кризис 1930-х гг.

Между дизайном, искусством и эстетикой имеются общие точки соприкосновения. Эстетика, как известно, делит искусства на чистые, не имеющие утилитарного применения (литература, изобразительные искусства, музыка, театр, кино), и прикладные, представляющие собой не просто произведения искусства, но и утилитарно полезные объекты и вещи (архитектура, декоративно-прикладное искусство). Вместе с тем между ними гораздо больше существенных различий. В строгом, пусть узком смысле можно сказать, что искусство бесполезно, либо его польза имеет нематериальную, духовную природу. О дизайне так сказать нельзя.

Сущностью искусства является творчество. Дизайн также предполагает творческую составляющую, но главным в нем выступает все-таки проектирование. Результатом художественного творчества является уникальное произведение. В дизайне результатом становится проект, на основе которого затем машинным образом производится и серийно тиражируется стандартная вещь. Красота в искусстве проистекает из идеи или образа, в дизайне она вместе с формой идет от функции, которая играет определяющую роль. Поэтому дизайн определяется как эстетический функционализм.

Дизайн полностью включен в рыночную экономику, он тесно сотрудничает с менеджментом, инжинирингом, маркетингом, рекламой. При разработке проекта он опирается на социологию, психологию, семиотику и другие социальные и гуманитарные дисциплины, которые помогают ему лучше ориентироваться в социальной структуре и стратификации, учитывать происходящие изменения в социальном статусе, престижности и моде. Современный дизайн широко использует стайлинг, означающий стилизацию и эстетизацию формы, усиливающий ее привлекательность и соблазн для потребителя, который вместе с рекламой позволяет манипулировать поведением и выбором потребителя.

В наше время дизайн стремится стать глобальным и тотальным, претендует на решение всех проблем, стоящих перед человеком и обществом. Его сторонники полагают, что он с успехом может заменить эстетику. Остается надеяться, что этого не произойдет, поскольку по своей сути, задачам и целям они являются разными. Они должны не противостоять, а дополнять друг друга.

? КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Что такое эстетика?
  • 2. Чем эстетика отличается от других подходов к искусству?
  • 3. Как соотносятся искусство и природа?
  • 4. Каковы основные современные эстетические течения?
  • 5. В чем состоят основные проблемы эстетики?
  • 6. Каково отношение эстетики и дизайна?

? ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

  • 1. Особенности становления эстетики.
  • 2. Эстетика в контексте других подходов к искусству.
  • 3. Прекрасное и безобразное в современном искусстве.
  • 4. Тема «смерти искусства» в эстетике.
  • 5. Особенности эстетики постмодернизма.
  • 6. Эстетика и дизайн: сходства и различия.

? ЛИТЕРАТУРА

  • 1. Бычков В.В. Эстетика [Текст] / В.В. Бычков. — М., 2007.
  • 2. Малышев И.В. Искусство и философия: от модерна к постмодерну [Текст] / И.В. Малышев. — М., 2013.
  • 3. Новожилов Г.В. Эстетика [Текст] / Г.В. Новожилов. — М., 2013.
  • 4. Рябое А.Л. Эстетизация безобразного [Текст] / А.Л. Рябов. — Екатеринбург, 2012.
  • 5. Завалько Г.А. Философские проблемы эстетики [Текст] / Г.А. Заваль- ко. — М., 2011.
  • 6. Пигулевский В.О. Дизайн. Диспозитив в культуре [Текст] / В.О. Пигу- левский. — Ростов н/Д., 2013.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >