Секуляризация и десекуляризация

Динамика секуляризации

В процессе секуляризации при переходе от феодализма к капитализму различные сферы духовной культуры: философия, искусство, мораль, наука — постепенно освобождались от религиозного санкционирования.

В работе «Социокультурная динамика»[1] русско-американский социолог П. Сорокин приводит следующие данные о секуляризационных процессах в Западной Европе. Если в Средние века идеалистическая философия составляла 100 % содержания философских систем, то в XX в. (1900—1920 гг.) ее доля упала до 40,9%. Шло развитие и распространение эмпиризма, материализма, критицизма, агностицизма. По мнению Сорокина, это является показателем секуляризации философии. В XX в. (1900—1920 гг.) доля эмпиризма во всех философских системах составляла 53%, материализма— 23,3%, скептицизма — 21,9%.

Тематика и стиль в искусстве в Средние века определялись почти полностью религией, а затем религиозная ориентация ослабевает. В живописи и скульптуре религиозное искусство составляло:

  • — до X в. —81,9%;
  • — в X—XI вв. — 94,7 %;
  • — XII—XIII вв, —97%;
  • — XIV—XV вв. — 85 %;
  • — XVI в, —64,7%;
  • — XVII в, —50,2%;
  • — XVIII в, —24,1 %;
  • — XIX в, — 10%;
  • — XX в, —3,9%.

Постепенно происходила и секуляризация этических систем, выражением чего было появление и развитие чувственной этики счастья (гедонизма:, утилитаризма, эвдемонизма). Абсолютная (религиозная) этика и чувственная составляли соответственно:

  • — IV—XIV вв. — 100 и 0 %;
  • — XV в, —91,3 и 8,7%;
  • — XVI в, —56,5 и 43,5%;
  • — XVII в. — 61,6 и 38,4 %;
  • — XVIII в. — 63,7 и 36,3 %;
  • — XIX в, —62 и 38%;
  • — XX в. (до 1920 г.) — 57 и 43 %.

Мы видим, что религиозная этика, религиозная культура оперируют значительными для человека категориями жизни, счастья, добра, блага и, подразумевая наличие морального абсолюта, предлагают собственное решение личных и общественных проблем. Поэтому фактор религиозной культуры, соотношения культуры и религии еще длительное время будет оставаться важным и интересным предметом изучения.

  • [1] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.С. 467,469, 481.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >