США в АТЭС. Факторы формирования глобальной инновационной стратегии США

В связи с глобализацией мировой экономики необходимо учитывать усложнение внешней среды, в которой национальное и глобальное, региональное и международное тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены. Как следствие — усложняется и экономическое пространство. Эффективность деятельности национальных экономических институтов, развитие благоприятной среды для ведения бизнеса проверяются их готовностью к «обслуживанию» глобальных процессов с одновременным извлечением существенной выгоды для национальных интересов.

В свете отмеченных обстоятельств интересно рассмотреть, как сегодня экономическое пространство АТЭС осваивается США — одной из наиболее развитых экономик Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), и какие возможности это дает для реализации американской инновационной стратегии.

У США сложились сложные отношения с азиатскими странами — членами АТЭС (войны с Японией, Вьетнамом, Лаосом). Азиатские страны имеют особый менталитет, своеобразную этику («азиатский путь», «тонкий институционализм», предполагающие обязательный консенсус, отказ от принуждения, открытость к диалогу, уважение к своим традициям и взглядам, примат добровольности), что по-прежнему затрудняет сотрудничество.

В последние годы отмечалась относительная «отвлеченность» США отдел региона, что объясняется целым рядом причин:

1) политическими факторами: переносом основного внимания США на страны другого региона — Ирак и Афганистан, сосредоточенностью администрации Дж. Буша-младшего на традиционной системе двусторонних отношений, игнорированием диалоговых структур как реального механизма взаимодействий в АТР;

  • 2) внутриполитическими институциональными факторами: напряженной предвыборной кампанией 2008 г., приходом к власти нового, демократического правительства, переходом «большинства» в Конгрессе США к республиканской партии и усиливающимся торможением основных реформ Б. Обамы (что можно отнести к «институциональной ловушке» — этим термином описывается приобретение устойчивого характера негативных последствий тех или иных решений) [9, 4—5];
  • 3) экономическими факторами: мировым экономическим кризисом, начавшимся в США и затронувшим основные экономические институты управления американской экономикой и показавшим кризис национальной инновационной системы, необходимость поиска новых инновационных приоритетов.

Важно обратить внимание на наличие фундаментальных причин заинтересованности США в использовании глобальных ресурсов инновационного развития. К ним относятся: выявленная кризисом смена так называемых технологий широкого применения (ТШП) и связанная с ней «инновационная пауза» [10]; потребность в форсированном развитии NBIC-технологий. Кроме того, сегодня происходят нарушение каскадного характера инновационного развития и резкая активизация конкурентов в условиях потери Америкой инновационного лидерства.

Все эти факторы способствовали тому, что США по-новому посмотрели на роль глобальных аспектов, в том числе в рамках АТЭС. Последние события в АТЭС определенно свидетельствуют об активизации США в региональных делах, в том числе через многосторонние форматы, институциональные структуры АТЭС [11].

США активно используют механизм разработки основных документов и решений АТЭС: форумы глав государств, решения встреч премьер-министров (англ. — CEO APEC Summit), встреч министров, комитетов АТЭС, рекомендации Делового консультационного совета АТЭС (англ. — APEC Business Advisory Council) — конференции ведущих бизнесменов Тихоокеанского региона, одного из важнейших в мире бизнес-форумов наряду с Давосом.

Деловой консультационный совет АТЭС является одним из ключевых рабочих органов форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», через который осуществляется взаимодействие форума с деловыми кругами АТЭС.

Основной задачей совета является разработка предложений по созданию благоприятных условий для торговли и инвестиций

АТЭС, технико-экономическому сотрудничеству и созданию благоприятной торгово-промышленной обстановки, а также подготовка докладов на ежегодные саммиты АТЭС с обобщенными рекомендациями компетентных представителей частного сектора о реализации программных документов АТЭС. Международный секретариат совета расположен в Маниле на Филиппинах. Ротация председателя ДКС АТЭС осуществляется каждый год. Глава совета утверждается от той страны, которая председательствует на саммите. Каждый член АТЭС направляет в ДКС трех представителей деловых кругов.

Председатель Совета директоров Инвестиционной группы (ИГ) «Сумма Капитал» 3. Магомедов утвержден в качестве председателя Делового консультативного совета форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (ДКС АТЭС) на 2012 г., в течение которого Российская Федерация председательствовала [12].

Сегодня в определении зон своих интересов США исходят из того, что в АТР проявляются два направления регионализации. Первое заключается в появлении и активном возвышении отдельных региональных держав (в первую очередь Китая) и, как следствие, в их стремлении организовать региональную среду в своих интересах. Как отмечают специалисты, в последнее время позиция Китая по многим вопросам регионального сотрудничества эволюционирует в сторону меньшей гибкости [11].

Второе направление связано с возникновением региональных интеграционных группировок, нацеленных на создание особого регионального экономического пространства в рамках мировой экономики, в том числе АТЭС.

Учитывая оба отмеченных направления регионализации, США в определении своих приоритетов исходят как из своей концепции международной научно-технической стратегии, так и из взаимовыгодное™ этих приоритетов для всех стран региона. Как не раз уже было в истории, начинания США подхватываются другими, прежде всего азиатскими, странами и иногда развиваются с большей эффективностью. Пример — исследовательские парки. Первый технопарк был создан в США в 1951 г. в Стэнфордском университете. С того времени другие страны скопировали американскую модель, инвестировали большие средства в создание собственных огромных исследовательских парков, превосходящих американские аналоги.

Многие американские корпорации перенесли свои передовые исследования и разработки на территорию этих новых зарубежных исследовательских парков. Аналогичная ситуация произошла с другими американскими изобретениями, такими как «инкубаторы технологий», «модели венчурного и ангельского финансирования», «университетские программы коммерциализации технологических новшеств».

В настоящее время эволюция международной экономической «миссии» США привела к тому, что от политики конфронтации с другими странами и всемерного поддержания исключительного лидерства в мире Америка пришла к модели такой конкуренции с другими странами, которая предполагает кооперацию, новое отношение к партнерству и сотрудничеству.

Аналогичные изменения происходят и в сфере научно-технической стратегии США. В специальном докладе, подготовленном для президента США и посвященном анализу национальной научно- технической стратегии, представители академических кругов США обратили внимание на следующее: Америка должна изменить парадигму своей национальной научно-технической стратегии. Речь идет об отказе от парадигмы 50-х гг., которая строилась на принципах «контроля и изоляции», и обращении к парадигме, ориентированной на глобальное инновационное окружение США. В современных условиях США должны опираться на принципы «взаимного участия и партнерства». Данные выводы сделаны на основе анализа научно-технических стратегий шести стран АТЭС (в том числе Японии, Сингапура и Китая). США должны усилить международный обмен в сфере образования и исследований, в области международного формирования талантов в научно-исследовательской сфере, активнее генерировать идеи как в США, так и на международном рынке труда. Также рекомендуется усилить многонациональное сотрудничество корпораций США в сфере образования и НИОКР [13].

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >