Напишите свой текст-зарисовку на свободную тему.

Старые сапоги Фронтовая зарисовка

Кожа на них потрескалась и стала мягче лошадиных губ. В приличном обществе в таких сапогах не появишься. Я этого и не делаю — сапоги предназначены для иного.

Мне сшил их старый софийский еврей десять лет назад. Он содрал с меня десять лир и сказал: «Господин, из меня уже давно репей вырастет, а ты все еще будешь носить эти сапоги и вспоминать Исаака добрым словом».

Не прошло и года, и на раскопках ассирийского города в Междуречье у левого сапога отлетел каблук. Мне пришлось вернуться в лагерь одному. Я хромал по раскаленному песку, ругал старого софийского мошенника последними словами и клялся, что сожгу сапоги на костре.

Мои коллеги, британские археологи, не добрались до раскопок — на них напали всадники Рифат-бека, который считает гяуров детьми Шайтана, и вырезали всех до одного. Я не сжег сапоги, я сменил каблук и заказал серебряные подковки.

В 1873 году, в мае, когда я направлялся в Хиву, проводник Асаф решил завладеть моими часами, моим ружьем и моим вороным ахалтекинцем Ятаганом. Ночью, когда я спал в палатке, проводник бросил в мой левый сапог эфу, чей укус смертелен. Но сапог просил каши, и эфа уползла в пустыню. Утром Асаф сам рассказал мне об этом, потому что усмотрел в случившемся руку Аллаха.

Полгода спустя пароход «Адрианополь» напоролся на скалу в Терма- икосском заливе. Я плыл до берега два с половиной лье. Сапоги тянули меня ко дну, но я их не сбросил. Я знал, что это будет равносильно капитуляции, и тогда мне не доплыть. Сапоги помогли мне не сдаться. До берега добрался я один, все остальные утонули.

Сейчас я там, где убивают. Каждый день над нами витает смерть. Но я спокоен. Я надеваю свои сапоги, за десять лет ставшие из черных рыжими, и чувствую себя под огнем, как в бальных туфлях на зеркальном паркете.

Я никогда не позволяю коню топтать репейник — вдруг он растет из старого Исаака?

Б. Акунин

Практикум. Мастерские творческого письма

1. Мастерская ценностной ориентации и творческого письма в рамках направления «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»

Тема: Ответственность человека перед природой (по публицистическому тексту В.А. Солоухина).

Тип мастерской: мастерская ценностной ориентации и творческого письма.

Цели мастерской:

  • 1) комментированное чтение публицистического текста;
  • 2) развитие языковой компетенции выпускников;
  • 3) обучение написанию итогового сочинения в 11 классе.

План:

  • 1) индуктор;
  • 2) создание творческого продукта;
  • 3) обращение к новой информации и ее обработка;
  • 4) корректировка творческого продукта;
  • 5) рефлексия.

Мастер — Ю.В. Вайрах.

Оборудование: тексты, мультимедиа, музыка (звуки природы), фломастеры, листы А4.

Класс: 11.

Ход мастерской.

На доске запись:

Ответственность человека перед природой (по публицистическому тексту В.А. Солоухина)

1. Индуктор «В чем выражается ответственность человека перед природой?»

Задачи:

  • 1) обратиться к личностному опыту, ассоциациям участников мастерской;
  • 2) обучение итоговому сочинению.

Мастер. Условием работы в мастерской являются записи, которые каждый из участников ведет самостоятельно помимо общих заданий. Записывать нужно все слова или словосочетания, которые покажутся важными по ходу общей работы и лично для каждого.

1. Вспомните эпизод из своей жизни, когда вы почувствовали, что в процессе взаимодействия с природой открыли что-то важное для себя.

Запишите на листах.

2. Попробуйте ответить на вопрос: «Как выражается ответственность человека перед природой?» Запишите на листах. Каждый читает вслух, остальные дописывают, если согласны.

Записанные слова и словосочетания:

  • • уважение;
  • • бережное отношение;
  • • чувство ответственности;
  • • чувство долга;
  • • решение экологических проблем;
  • • научиться ценить природу;
  • • наслаждаться.
  • 2. Создание творческого продукта. Прослушайте в чтении мастера публицистический текст В.А. Солоухина, следите по тексту По ходу чтения выписывайте слова, передающие состояние автора.

Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. Но все же, неправда, — замечаем. Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха.

По обыденности, по нашей незамечаемости, нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. Мы привыкли, что мир — зеленый. Ходим, мнем, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, срезаем лопатами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захлопываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым, кирпичным, тряпичным хламом. Льем на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. Высыпать машину заводского шлака, накрыть и отгородить от солнца траву? Подумаешь! Сколько там травы? Десять квадратных метров. Не человека же засыпаем, траву. Вырастет в другом месте.

Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, там, где стояла машина — на лужайке под окнами нашего деревенского дома. Антифриз растекся продолговатой лужей, потом его смыло дождем, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее черное пятно. Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уже плешина снова затянулась зеленой травой.

Под окнами, конечно, заметно. Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. Но ведь это под собственным окном! Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? Жалко ли ее? Ну, высыпали шлак (железные обрезки, щебень, бой-стекло, бетонное крошево), ну, придавили несколько миллионов травинок. Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка. Трава? Трава она и есть трава. Ее много. Она везде.

В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... Разве что вот в пустыне ее поменьше. Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. Страшное, жуткое, безнадежное зрелище!!! Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша земля, обнаружившего на обугленной поверхности планеты единственный зеленый росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.

Глоток воздуха, когда человек задыхается. Зеленая живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. А вообще-то — трава. Скобли ее ножами бульдозеров, заваливай мусором, обливай нефтью, топчи, презирай...

А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых — вот одно из побочных назначений всякого растения, а в особенности цветка.

В.Л. Солоухин

Задания

  • 1. Запишите самые непонятные высказывания (фразы). Попробуйте их объяснить.
  • 2. Как изменялось отношение человека к природе на протяжении освоения ее человеком.
  • 3. Обсудите в парах и запишите, какие вопросы к тексту требуют обдумывания.
  • 4. Вопросы читаются от пары вслух. (Мастер записывает вопросы на доске. Учащимся рекомендуется записать себе самые интересные.)

Примеры вопросов, возникших при проведении мастерской:

  • • «Какое существует точное наблюдение?»;
  • • «Почему автор настаивает на употреблении слова «дорожить»?»;
  • • «Чем мы не дорожим?»;
  • • «Чем мы наслаждаемся?»;
  • • «Что значит для нас глоток воздуха?»;
  • • «К чему привыкли люди?»;
  • • «Как относится человек к окружающему миру?»;
  • • «Как относится к земле-матушке?»;
  • • «Что значит для человека трава?»;
  • • «О чем жалеет автор?»;
  • • «В чем назначение растения, по мнению автора?»;
  • • «Когда человек начинает замечать и даже наслаждаться глотком воздуха?»;
  • • «Почему в обычной будничной суете человек не замечает красоты природы?»;
  • • «К чему призывает автор этого текста?»

юз

Работа с текстом.

  • 1. Какой синтаксический прием использует автор в третьем предложении (бессоюзие, модально-временной план: однородные сказуемые в настоящем времени)?
  • 2. Перечитайте текст с предложения «Высыпать машину...» до конца абзаца. Кому задает вопросы автор? (Это ответы обывателя, которые противоречат позиции автора.)
  • 3. Какая связь между предложениями: «Не человека же засыпаете, а траву» и «Трава тоже живая».
  • 4. Какую роль в раскрытии темы играет случай с антифризом, вылитым на траву?
  • 5. Какой троп использует автор в предложении «Страшное, жуткое, безнадежное зрелище!!!»? (Градацию.)
  • 3. Обращение к новой информации и ее обработка.
  • 1. Объединившись в группы по четыре человека, выясните, какие слова в рассказе являются многозначными. Просмотр слайдов «Природа. Экологические проблемы».
  • 2. Выбранные слова прочитываются вслух каждой группой с кратким объяснением предполагаемых значений и записываются на доске:
    • • природа;
    • • человек;
    • • ответственность;
    • • земля;
    • • трава;
    • • зеленый мир;
    • • воздух.
  • 3. Выберите и выпишите любое из записанных сегодня слов.
  • 4. Подберите к нему слова-ассоциации по смыслу и по звучанию, запишите рядом со словом.
  • 5. Прочитайте эти слова в своих группах. Допишите, слушая, что понравилось, привлекло внимание.

Учитель может в это время сам писать на доске ряды ассоциаций, например: «природа — земля, растения, животные, осень, зима, лето, небо, вода...» Подчеркните три-четыре из записанных сегодня слов. [1]

Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить

В. Швебель

Человек научился приспосабливать окружающий мир для своего комфорта. Растущие запросы и потребности человек удовлетворяет, используя природные ресурсы, не задумываясь о возможных негативных последствиях. Такое поведение ведет к увеличению экологических проблем, связанных с деятельностью человека, постоянно увеличивается. Разрушительная сила цивилизации уничтожает все живое: леса, моря, животных, птиц... Невыносима сама мысль о глобальной экологической катастрофе, но мир постепенно приближается к ней. Об этом предупреждают человечество экологи, которые объясняют природу возникающих природных катаклизмов. Писатели и поэты в своих литературных произведениях предупреждают о надвигающейся опасности, о том, что люди должны обратиться к истокам, покаяться, изменить свое отношение к матушке-природе.

Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует.

И.В. Гете

Люди неразрывно связаны с природой, и каждому человеку хочется иногда побыть одному, подальше от шума городов, бетонных домов и асфальтовых дорог. Единение с окружающим миром, постижение неразгаданных загадок, попытка понять законы мироздания — все это определяет взаимоотношения человека и природы. Естественное начало выражается в творчестве многих писателей и поэтов, которые искали вдохновения на лоне природы.

Сколько удивительного создано человеком. Полет мыслей изобретателей поразителен, благодаря ему человечество приобрело способности, о которых наши предки не могли и мечтать, но, преобразуя свой мир, люди изменяют и природу. До сих пор мы так и не научились жить в гармонии с окружающим миром, созидая, а не разрушая его ради своего блага.

  • 2. Прочитайте второе предложение текста В.А. Солоухина. Почему слово «дорожить» автор считает более точным, чем слово «замечать». («Замечать» значит видеть, но не придавать особого значения, а «дорожить» значит относиться бережно, ценить, наслаждаться).
  • 3. Подумайте и скажите, можно ли воспитать в будущих поколениях ответственность перед природой?
  • 4. Найдите единомышленников и разделитесь на три группы в соответствии со своими мнениями: да, нет, неизвестно или ответ неясен.
  • 5. Выступите от группы с аргументацией своей точки зрения.
  • 5. Рефлексия.
  • 1. Выделите этапы мастерской. Какой этап был значимым для вас?
  • 2. Что изменилось в вашем понимании ответственности человека перед природой?
  • 3. Есть ли в этом занятии преимущества по сравнению с обычным уроком?
  • 4. Какие моменты мастерской оказались для вас оригинальными или поразительными?
  • 5. Какое задание было трудным? На какие вопросы вы хотели бы обязательно получить ответы?

Сочинение

Ответственность человека перед природой

Люди-человеки, страны и народы, Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться, Пусть расправит крылья раненая птица!

Р. Рождественский

Природа является средой обитания всего живого, а человек — это часть природы. Первобытное общество было полностью подчинено капризам природы. Постепенно человек научился использовать природные богатства в своих целях. Художественные произведения А. Куприна, И. Бунина, А. Чехова, В. Распутина, А. Пушкина, С. Есенина, А. Фета, Ф. Тютчева и многих других посвящены природе.

В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» отражены искренние переживания пожилых людей о том, что будет построена плотина для электростанции и их дома будут затоплены. Естественное течение реки Ангары даст миллионы киловатт электроэнергии для развития города и страны. Жалко людей, которые живут на острове Матера и должны покинуть его навсегда. Ведь у них, в отличие от современных людей, было воспитано чуткое отношение к природе. В родной Матере легкий воздух, просторы, шум Ангары, чаепития у самовара, неторопливые беседы за длинным столом — замены этому нет. После постройки на месте деревни гидроэлектростанции у всех людей появилась возможность открывать новые производства и строить предприятия, улучшать условия жизни общества. Хотелось бы, чтобы все крупные изменения в природе проходили менее болезненно для людей.

Озабоченность проблемой ответственности человека за природу звучит в произведении Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Отношение к природе словно делит героев романа на положительных, кто понимает и любит природу, и отрицательных, жестоких, безжалостных. Главный герой романа Егор Полушкин, которого жители по привычке называли бедоноспем, любит природу, всем сердцем болеет за нее. Егор Полушкин устраивается на лодочную станцию у небольшого озера. Самый бесчеловечный поступок — сожжение муравейника — возмущает Егора По- лушкина. Единственными друзьями Егора становятся белые лебеди, о которых он заботится с особой нежностью, и мечтает, чтобы озеро вновь лебяжьим стало. Мечте героя не суждено сбыться, он борется с браконьерами, приезжими «туристами». В романе автор призывает беречь нашу землю.

Лес хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает ветра. Цветы и деревья, насекомые и птицы беззащитны перед человеком. Если не воспитывать чувство ответственности у человека перед природой, могут начаться необратимые последствия: таяние ледников, обмеление великих озер, засухи и ураганы, цунами и землетрясения.

2. Мастерская ценностной ориентации и творческого письма в рамках направления «Вопросы, заданные человечеству войной»

Тема: Мемориал — памятнике особым значением.

Тип мастерской: мастерская ценностной ориентации и творческого письма.

Цели мастерской:

  • 1) тематический и содержательный анализ направления «Вопросы, заданные человечеству войной»;
  • 2) развитие языковой компетенции выпускников;
  • 3) обучение написанию вступления и заключения к итоговому сочинению в 11 классе.

План:

  • 1) индуктор;
  • 2) создание творческого продукта;
  • 3) обращение к новой информации и ее обработка;
  • 4) корректировка творческого продукта;
  • 5) рефлексия.

Мастер — А. В. Казорина.

Оборудование: тематически подобранные тексты художественных и публицистических произведений, мультимедиа, фломастеры, листы А4.

Класс: 11.

Ход мастерской.

На доске запись:

Мемориал — памятник с особым значением

1. Индуктор «Каким вопросам посвящены художественные и публицистические произведения о войне, уже прочитанные вами?».

Задачи:

  • 1) обратиться к личностному опыту, ассоциациям участников мастерской;
  • 2) обучение итоговому сочинению.

Мастер. Условием работы в мастерской являются записи, которые каждый из участников ведет самостоятельно помимо общих заданий.

Записывать нужно все слова или словосочетания, которые покажутся важными по ходу общей работы и лично для каждого.

  • 1. Вспомните произведение о войне, поразившее вас больше всего. Какой изображена в нем война? Запишите все, что вы вспомнили, на листах.
  • 2. Попробуйте ответить на вопрос: «О каких проблемах человека на войне говорят писатели?» Запишите на листах. Каждый читает вслух записанное, остальные дописывают, если согласны.
  • 3. Сгруппируйте озвученные проблемы. Сколько групп у вас получилось?

Участники мастерской по ходу работы записывают все мысли и слова, показавшиеся важными лично для них. Записанные и сгруппированные проблемы приведены в таблице.

ЧЕЛОВЕКИ ВОЙНА

+

-

Как остаться Человеком на войне?

Проблема патриотизма. Значимость подвига. Сохранение вечных человеческих ценностей: верности, любви, истины, смысла жизни, дружбы. Проблема памяти

Ужасы войны.

Страх за свою жизнь и за жизнь близких. Война противоречит человеческой природе. На войне нет красоты.

Исковерканные судьбы людей, переживших войну.

Проблема потери и разрушения вечных нравственных ценностей на войне (проблема предательства, лжи, карьеризма и эгоизма и др.)

Подумайте над вопросом: «Каково значение мемориала для людей?». Составьте кластер к понятию «мемориал». С какими проблемами темы войны может быть связан этот вопрос?

Примерные записи. Тема мемориала связана, прежде всего, со следующими проблемами:

  • 1) памяти;
  • 2) патриотизма;
  • 3) значимости подвига.

2. Создание творческого продукта. Прослушайте в чтении мастера текст Ю. Фучика, по ходу чтения выписывайте слова, передающие состояние автора.

Обелиск — это наша память, она должна быть увековечена не только в монументах, но и в душе каждого человека. Память не имеет права быть успокоенной, музейной. Память — не абстрактное понятие, она в конкретных делах во имя будущего, в бережном отношении к прошлому, потому что, действительно, «если мы войну забудем, вновь придет война». «Обязанность быть человеком не кончится вместе с войной, и для выполнения этой обязанности потребуется героическое сердце, пока все люди не станут людьми».

Ю. Фучик

Вопросы и задания

  • 1. С какой проблемой связана озвученная в этом тексте тема памяти о войне? (С проблемой сохранения человеческого во имя мира на земле.)
  • 2. Какие вопросы возникают у вас после прослушивания текста? Запишите эти вопросы. (Сам мастер записывает вопросы на доске. Учащимся рекомендуется записать себе самые интересные.)

Примеры вопросов, возникших при проведении мастерской:

  • • «Что такое мемориал (памятник, обелиск)?»;
  • • «Какое он имеет значение для людей?»;
  • • «Почему мемориал имеет большое значение для людей?»;
  • • «О чем предупреждает обелиск?»;
  • • «Какой должна быть память о войне?»;
  • • «К чему призывает автор текста?»
  • 3. Составьте синквейн к слову «мемориал».

Пример синквейна[2]:

Мемориал

Значимый, вечный, (нужный)[3].

Призывает, напоминает, убеждает.

Мемориал — это память о человеческом подвиге на войне. Памятник (память — любовь — уважение — прошлое). Работа с синквейном как с опорным конспектом к написанию вступления.

Объясните подобранные вами для синквейна прилагательные и глаголы.

Пример. Любой мемориалзначимый памятник для людей, потому что его ставят в честь великих подвигов, совершенных в непростое для страны время. Мемориал должен быть вечным, как вечной должна быть и память о героях прошлого. И, наконец, он нужен, потому что утрата памяти — это самое страшное для человека: забывший прошлое лишает себя будущего. Мемориал призывает нас к сохранению в наших сердцах образов тех героев, которые жизнью заплатили за сегодняшний мир. Он напоминает нам о том, какую большую цену заплатила Россия в годы Великой Отечественной войны, и убеждает нас, живущих в мирное время, никогда не повторять войны. Мемориал — это память о человеческом подвиге на войне, памятник такого значения воплощает любовь и уважение к прошлому своей страны.

  • 3. Обращение к новой информации и ее обработка.
  • 1. Объединившись в группы по четыре человека, выясните, какое значение вкладывает Ю. Фучик в понятие обелиск. Просмотр слайдов «Поклонимся великим тем годам». Выберите ключевые слова темы.
  • 2. Выбранные слова прочитываются вслух каждой группой и записываются на доске:
    • • память;
    • • предупреждение;
    • • бережное отношение к прошлому;
    • • обязанность помнить.
  • 3. Выберите и выпишите главное, на ваш взгляд, из записанных сегодня слов.
  • 4. Составьте по этому слову синквейн, учитывая то, что последним словом в нем должно быть слово «памятник» (мемориал или обелиск).
  • 5. Прочитайте синквейны в своих группах. Допишите, слушая, что понравилось, привлекло внимание.

Например:

Предупреждение.

Страшное, предостерегающее.

Напоминает, заставляет задуматься, оберегает.

Предупреждение о том, чтобы больше не было войны.

Памятник.

  • 4. Корректировка творческого продукта.
  • 1. Напишите заключение к сочинению, используя созданный синквейн как опорный конспект.

Памятник — это страшное предупреждение современному человеку, говорящее об ужасах войны. Он напоминает нам о том, что война противоречит человеческой природе, заставляет задуматься об искалеченных судьбах и душах людей, переживших ее. Мемориал оберегает память о павших за Родину. Это предупреждение всем нам о том, чтобы больше не было войны.

Илья Л.

2. Перечитайте вступление и заключение к сочинению, посмотрите свои записи, сделанные в ходе работы. Сформулируйте основные мысли-выводы в рамках направления «Вопросы, заданные человечеству войной».

Примерные выводы в рамках направления «Вопросы, заданные человечеству войной».

  • • Остаться на войне Человеком очень сложно, для этого необходимо помнить о милосердии, любви к ближнему, сострадании.
  • • Война противоречит человеческой природе, в ней нет красоты и парадности: она — кровь, страдание и смерть множества людей.
  • • Война оставляет свой след в душе каждого человека: кого-то она делает сильнее, а кого-то уничтожает духовно и нравственно.
  • • Человек на войне борется не только силой и оружием, все высокие нравственные качества человека: смелость, мужество, стойкость, любовь — способы приблизить победу.
  • • Нам, современным людям, надо помнить о войне, для того чтобы она никогда больше не повторилась.
  • 2. Подумайте и скажите, учитывается ли сегодня опыт Великой Отечественной войны и подвиг русского народа в годы войны?
  • 3. Найдите единомышленников и разделитесь на три группы в соответствии со своими мнениями: да, нет, неизвестно или ответ неясен.
  • 4. Выступите от группы с аргументацией своей точки зрения.
  • 5. Рефлексия.
  • • Выделите этапы мастерской. Какой этап был значимым для вас?
  • • Что изменилось в вашем понимании состояния человека в условиях войны ?
  • • Есть ли в этом занятии преимущества по сравнению с обычным уроком?
  • • Какие моменты мастерской оказались для вас неожиданными или удивительными?
  • • Какое задание было трудным? Какие вопросы заинтересовали вас и на них хочется обязательно получить ответы?

  • [1] Корректировка творческого продукта. 1. Напишите небольшое вступление к сочинению, включитев него подчеркнутые вами слова.
  • [2] При работе над сочинением можно отойти от жесткой схемы синквейна (дваприлагательных — три глагола — одно предложение). Мастер выслушиваетработы учащихся и выписывает на доску наиболее удачные или наиболеечасто встречающиеся слова.
  • [3] В скобках указаны возможные синонимы и слова к исходному понятию,найденные учениками при составлении синквейна.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >