Предмет и цели философии

Так, для Платона, платоников и всех продолжателей платоновской линии в истории философии философия — это критика опыта. Критика опыта подразумевает, что философия имеет дело с реальным опытом, анализирует его, подвергает критике — в кантовском смысле этого слова, то есть производит поиск и оценку его оснований, отделяет в этом опыте истинное от ложного, или, как в случае Платона, истину от мнения. Философствование в таком случае всегда принимает форму стремления и перехода от неподлинного опыта к подлинному. У Платона такой переход описан в знаменитом образе пещеры из VII книги «Государства» как paideia — «образование», или, по его собственному определению, periagoge holes tes phsyhes — обращение (поворот) целиком всей души человека от чувственного опыта, которому доступны лишь «тени» истинной реальности, к подлинному опыту идей. Но и то, и другое — это опыт: и чувственный опыт, который нужно подвергнуть критике, и познание идей, которое осуществляется путём созерцания разумом, что можно назвать «умопостигаемым (ноэтическим) опытом».

Линия Аристотеля — сам Стагирит, схоласты, позитивизм, аналитическая философия — это критика языка. В отличие от первой линии в мировой философии, представители этого направления в общем и целом согласны в том, что все проблемы в философии возникают лишь вследствие неясного или неправильного использования языка, то есть из-за неопределенности выражения философских тезисов. Этими философами считается, что если достичь абсолютной однозначности и синтаксической правильности наших высказываний, то все или почти все философские проблемы либо сами собой разрешатся, либо окажутся бессмысленными. Одними из первых представителей этой линии были софисты, положившие начало исследованиям языка и значения. Также Аристотель, к примеру, в «Метафизике», большую часть работы посвящает точному определению и разграничению различных смыслов, в которых сказывается то или иное философское понятие. В XVIII веке Соломон Маймон (1754-1800) сформулировал явным образом главную идею этого направления: «все споры философов — это споры о словах», на что Кант, как продолжатель в этом вопросе линии Платона, ответил, как должен был ответить платоник: везде, где ведётся спор в философии, речь идёт не о словах, а о предметах. В XX веке Л. Витгенштейн ещё раз сформулировал главную идею критики языка в «Логико-философском трактате»: «То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, а о чём невозможно говорить, о том следует молчать». Таким образом, в целом для философов этого направления речь идёт не о реальных проблемах философии, а о том, чтобы максимально точно, непротиворечиво выражать наши мысли — и считается, что философия вполне может ограничиться решением этой задачи.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >