УГОЛ ЗРЕНИЯ

Профессиональные дефициты преподавателей вуза в контексте ключевых компетенций специалистов креативных индустрий

Задачей данной работы является актуализация обсуждения профессиональных дефицитов преподавателей художественных и дизайнерских образовательных программ в контексте развития современных направлений арт-индустрий и требований соответствия их компетенций образовательным и профессиональным стандартам. Как правило, корреляция профессиональных дефицитов педагогов профессионального образования определяется задачами аттестации. Они выявляются и изучаются как отклонение от нормального функционирования программы в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по отраслям, отраслевых профессиональных стандартов (далее - ПС). Согласно теории управления персоналом, такое отношение к дефицитам есть отражение «жёсткого управления», фиксируя текущее положение профессиональной компетентности педагогов, подобное управление не является эффективным, потому что есть управление «по хвостам», по непредвиденным результатам. Анализ наблюдаемых нами нескольких практик подготовки вуза к аттестации и аккредитации разных видов по выявлению и преодолению «отклонений», «несоответствий» профессиональных компетенций преподавателей показал, что наличествует запаздывающая реакция на критические ситуации, когда принимать управленческие решения просто бессмысленно. Между тем механизмы развития, внедрение нововведений, управление изменениями не только не учитываются, но и не практикуются. Прогностическая функция управления в вузовском менеджменте не работает по причине наличия системного противоречия. Функционирующая система управления, организации и качества (в философском смысле как некой определённости) образовательного процесса вуза является самой консервативной среди других процессов, несмотря на то, что, на первый взгляд, всё постоянно обновляется. Система не отвечает прогностическим потребностям перспектив развития не только будущих профессий, но и наличного рынка труда. Меняются учебные планы, корректируются компетенции, системы оценивания, появляются новые критерии определения эффективности образовательного процесса. Однако, по существу, тотальной практикой управления процессом стали догоняющие производственные, дидактико-методические, научные, инновационные изменения в отраслях производства, что странно для будущего «опорного вуза».

Ключевые слова: профессиональные дефициты, квалификация, профессиональные функции, надёжность в профессиональной деятельности, предметные и методические дефициты, профессиональное достоинство преподавателя

Вводная часть. Существующая система управления не заинтересовывает в нововведениях всю вертикаль управления, и стало правилом, когда педагогическая практика и наука оторваны [10, с. 40]. Более того, функционирующая система по сравнению с другими процессами и достаточно длительного состояния изменяемости предстаёт в глазах научно-педагогической общественности вуза как имеющая инновационный характер. Недостатки управления образовательным процессом заложены в слабости проектирующего характера управленческой деятельности, отсутствием системы медиации изменений.

На самом деле, эффективные изменения опережающего свойства в управлении учебным заведением закладываются корпоративной культурой управления на основе стратегической программы развития человеческого потенциала университета. И этот ресурс в условиях экономического кризиса не задействован. Управление развитием как управление перспективами должно обеспечиваться гибкостью и подвижностью образовательных программ, её ресурсов в выборе целей, принятии решений по взращиванию конкурентоспособного выпускника, чьи компетенции будут востребованы на новых рынках, новых видах профессиональной деятельности на основе новых компетенций преподавателя.

Поэтому анализ управленческих практик многих вузов, преодолевших подобное состояние, вышеприведённое описание управления образовательным процессом, даёт нам основание сделать вывод о том, что управление профессиональными дефицитами преподавателя вуза требует не совершенствования, а кардинального изменения существа подхода к данному вопросу.

Поскольку основной формат реализации образовательной программы дизайнера среды и учителя рисования определяется целевыми установками образовательного и профессионального стандартов в данной сфере, то мы изучали профессиональные дефициты преподавателей специальных дисциплин двух образовательных программ: Дизайн среды и Педагогическое образование в сфере изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства на предмет соответствия ФГОС и профессиональным стандартам. Поскольку перспективы развития образовательных программ, их жизненный тонус и цикл должны отвечать современным тенденциям, направлениям и течениям развития художественной культуры и творчества, то мы акцентировали корреляционную связь и взаимодействие не только между отраслевыми ФГОС и профессиональными стандартами, но и перспективами развития рынка арт-индустрий.

Широкое распространение в образовательной среде имеет представление о том, что подготовка будущих дизайнеров, художников и учителей рисования должна быть направлена на определённое соответствие образовательной программы требованиям ФГОС, содержание, технологии и виды деятельности должны соответствовать профессиональным стандартам. На самом деле одной из задач профессионального стандарта как профессионального минимума образовательной программы являются его перспективы и потенциал в создании основ креативных профессий будущего, таких, как специалист по созданию аудиовизуального изображения (художник-аниматор)1; специалист по технологическим процессам художественного творчества (в частности, художник на станках с числовым программным управлением); куратор коллективного творчества, тренер творческих состояний, личный тьютор по эстетическому развитию, арт-оценщик, медиатор, способный создавать веб-дизайн и встраивать его в структуру бизнеса клиента и т. д. В статье рассматриваются типы и способы преодоления профессиональных дефицитов преподавателей, формирующих вышеназванные предпосылки профессий будущего.

Методология и методика исследования. Как можно исследовать профессиональные дефициты дизайнеров-препода- вателей, формирующих ключевые навыки будущих дизайнеров и художников? За методологическую основу мы взяли ситуационный анализ[1] [2], который позволил нам определить природу профессиональных дефицитов в конкретной образовательной среде, конкретных образовательных программ. Для того чтобы изменения образовательной практики были эффективны, они должны были быть, по меньшей мере, поняты и приняты педагогическим коллективом, для этого необходимым было изучение мнений самих преподавателей относительно их понимания и определения собственных дефицитов. Поэтому было организовано самообследование компетенций и квалификаций преподавателей на основе выявления ими соответствий требованиям пункта ФГОС о квалификации работников организации квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования1. Соответствие компетенции преподавателя определялись на основе профессионального стандарта[3] [4], в части характеристики обобщённых и предметно-специализированных трудовых функций и их элементов: трудовых действий, необходимых умений, знаний. Систематический сбор информации и анализ ключевых показателей, таких, как процент трудоустройства относительно выпуска, процент адаптировавшихся в школе выпускников, число выпускников, обратившихся за помощью к методистам кафедры, отзывы от организаций-партнёров, а также сравнительный анализ результативности преподавателей разного стажа на основе самообследования и социологических опросов студентов, интервьюирования выпускников образовательной программы позволил нам получить дополнительные аргументы в определении эффективности образовательной программы.

Результаты исследования. На первый взгляд, выявление и определение профессиональных дефицитов преподавателей кафедры должно быть связано с недостатком личностных ресурсов преподавателя или с отсутствием мотивации на изменения вследствие мизерной заработной платы, несовершенства материально-технической базы и других условий реализации образовательной программы. Однако обнаруживается немало фактов, противоречащих этим достаточно распространённым представлениям о профессиональных дефицитах преподавателей и практиках их преодоления. В частности, выявлено, что условием успешного разрешения несоответствий в образовании или недостатка профессиональных действий учителя и педагога являются продуманные институциональные решения руководства программы и степень вовлечённости преподавателей в культуру изменения.

К числу таких решений относятся распространённые в образовательной практике принципы отбора и поддержки ведущих преподавателей; наличие системы «проводников изменений», отвечающих за разработку, утверждение, реализацию программы и управление ими (изменениями). Поскольку нововведения в образовательной практике существенно затрудняются протестным поведением преподавателей, то наличие практики фасилитации изменений - важнейшая задача управления изменениями. К существенным условиям успеха образовательной программы относится практика заботы об отстающих студентах, разработка продуманной программы адаптации абитуриентов к студенческой жизни, студентов к будущей профессии [1; 2]. Все эти условия успешности образовательной программы лежат не в плоскости предметной компетенции преподавателя, но в части так называемых «мягких» компетенций, благоприятных и комфортных контекстных, средовых условий реализации программы [2; 7]. Поэтому основным выводом исследования явился тезис о том, что преодоление профессиональных дефицитов в области методических и предметных компетенций эффективно, если создана и функционирует система открытого обсуждения и есть социальные институты по преодолению профессиональных дефицитов коллектива, работающего над обновлением образовательной программы под потребности рынка компетенций выпускника. Для освоения методических компетенций художниками и дизайнерами создана модель индивидуальной образовательной программы на основе адресной и персонифицированной стратегии. В целях развития предметных компетенций создана открытая платформа профессиональной самореализации художника, дизайнера: постоянно действующая система выставочной деятельности, арт-аукционы, членство в союзах художников и дизайнеров, экспертная деятельность в профессиональных конкурсах, коммуникации в сетевых сообществах.

Открытое обсуждение профессиональных дефицитов преподавателей и коллектива и обретение эпистемологического консенсуса относительно их коннотации одинаково полезно педагогам, кафедре, образовательной программе, студентам. Преподавателю консенсус относительно собственных дефицитов позволит:

  • - понять и принять свой собственный профессиональный уровень,
  • - определить границы своей ответственности в рамках профессии и квалификации;
  • - связать уровень профессионализма с должностными инструкциями, условия оплаты труда с успешностью образовательной программы;
  • - видеть направления профессионального образования и совершенствования;
  • - выстроить стратегии карьерного роста и увеличения доходов от профессиональной деятельности.

Образовательному учреждению, в частности, руководству кафедры, проектировщикам образовательной программы определение дефицитов преподавательского состава стало основой:

  • - для маркирования профессионального уровня сотрудников и эффективности образовательной программы;
  • - определения потребностей в обучении, переподготовке и повышении квалификации;
  • - формирования модели непрерывного профессионального образования ППС кафедры, интегрирующей адресность и персони- цированность с многоуровневого и модульного повышения квалификации.

Работа преподавательского коллектива над своими лакунами позволит предоставить и получить качественные образовательные услуги, систематизировать требования к трудовым действиям.

На самом деле существует большая разница между профессиональным дизайнером и дизайнером-педагогом. Профессиональные компетенции педагога-дизайнера отличаются от дизайнерских наличием дополнительных умений, таких, как умение найти общий язык со студентами, произвести декомпозицию собственно профессиональных действий дизайнера в учебные, предметно-специализированные умения студента[5]. Ещё один существенный навык должен быть у педагога креативных профессий - наличие педагогических навыков измерения результатов обучения студентов в конкретных действиях, демонстрирующие ими в соответствии с уровнем и степенью постижения учебного курса. По существу, преподаватель-дизайнер способствует становлению учебных навыков студента посредством наличия собственных умений по созданию и разработке концепции (видения) профессиональных спецификаций, которые позволяют оптимизировать функциональность, внешний вид и стоимость продуктов и систем для взаимной выгоды пользователя и производителя.

Вышеперечисленные навыки получили описание в профессиональном стандарте преподавателя, поэтому в узком смысле профессиональные дефициты профессорско-преподавательского состава кафедры можно выделить и изучить на основании несоответствия требованиям профессионального стандарта. В частности, и профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» от 24.09.2015 г. № 38993, и требования Федеральных государственных образовательных стандартов по отраслям (ФГОС) имеют описание содержания трудовых функций, определяющих вид, уровень, трудовые действия профессиональной деятельности. Поскольку отраслевой профессиональный стандарт «Дизайнер среды» ещё не принят, то характеристики обобщённых трудовых функций, специализированных трудовых действий, умений и знаний дизайнера мы использовали из утверждённого Приказом Минтруда РФ от 18.11.2014 г. за № 892н профессионального стандарта «Дизайнер детской игровой среды и продукции»[6].

Анализ профессиональных умений, навыков преподавателей на предмет соответствия требованиям профессионального стандарта позволил выявить профессиональные дефициты педагогов трёх видов: теоретические знания, профессиональные умения, трудовые действия[7]. Их величины разные в разных категориях преподавателей.

На основании самооценки и опроса начинающих педагогическую деятельность ди- зайнеров-практиков мы выявили наличие педагогических дефицитов и индивидуальные способы по их устранению. Анализ показал, что имеется дефицит методических умений - 80 %, современных теоретических знаний по методике преподавания - 50 %, однако они не испытывают затруднений в современных технологиях и умениях по прототипированию, моделированию на основе современных технологий.

Основными затруднениями практических дизайнеров являются проблемы методики декомпозиции профессиональных действий дизайнера в обучающие действия для студентов, а также существуют затруднения в формировании системы оценивания по мере развития компетентностного ядра будущей профессии у обучающихся с учётом психолого-педагогических особенностей аудитории.

В этом проявляется основное противоречие в компетенциях педагога-дизайнера в профессиональной и образовательной практиках. Например, не всегда хороший художник или дизайнер является хорошим педагогом. Бывает наоборот. За двадцать лет реализации образовательной программы «Учитель изобразительного и декоративно-прикладного искусств» автор статьи изучал несколько исключительно любопытных педагогических явлений. На кафедре некоторое время работал педагог по рисунку, который не умел рисовать, но при этом отличался наличием изнурительных методичных требований и системы оценивания, вследствие чего студенты добивались успешного учебного результата. Были другие примеры, когда достаточно известный художник был вдохновляющим педагогом, ученики которого становились профессиональными художниками, но не учителями изобразительного искусства в школах.

Преподаватели профессионального образования испытывают потребность в методических знаниях и умениях, обогащения методами педагогической, психолого-педагогической рефлексии профессионального мышления, в том числе умением выделить свои дефициты и выстроить стратегии их преодоления. На ранних стадиях вхождения в педагогическую профессию эти дефициты преодолеваются:

  • - разработкой индивидуальной образовательной программы повышения квалификации как реализации личной стратегии профессионального непрерывного самообразования в течение всей профессиональной жизни;
  • - институтом наставничества, когда более опытные педагоги помогают включиться в кафедральную систему оценивания работ по результатам коллективного просмотра, отбора методических приёмов и систем оценивания;
  • - приглашением на работу преподавателей, прошедших первоначальную адаптацию и вхождение в профессию в системе разного уровня образования.

Ещё одним важнейшим источником профессиональных дефицитов преподавателей среднего возраста является слабая включённость их в стремительно развивающееся современное искусство. Именно оно, как самое свободное и творческое направление в креативной индустрии, требует от художников и дизайнеров наибольших усилий по интеграции в художественный процесс, при этом включённость в современные виды профессионального позиционирования обещает новые перспективы в их художественном творчестве.

Профессиональные дефициты пре- подавателей-дизайнеров и художников по включённости в современный рынок услуг относятся к сфере специальных и ключевых профессиональных компетенций. Их можно выделить и изучить на основании анализа развития профессиональных действий, которые получают востребованность на рынке труда и станут основой новых практикообразующих видов творчества. В этом отношении ценным будет анализ объективных направлений развития арт-рынка и рынка креативной индустрии как перспектив возникновения новых профессий, созданных на основе обновлённых дизайнерских компетенций. Именно они стимулируют потенциал перспективных навыков профессиональных компетенций будущего дизайнера и художника [3; 8].

Скорость изменения технологических инноваций, их технологическая сложность, распределённость усилий многих в достижении одних целей требуют от будущего дизайнера готовности к постоянному обновлению квалификаций, профессиональные навыки владения современными цифровыми технологиями, мультидисциплинарность и кросс-отрас- левой характер дизайнерского мышления.

Быстрые изменения потребительского поведения рынка дизайнерских продуктов обусловили включение в состав предметов профессионального цикла изучение технологий менеджмента, маркетинга, современных систем сквозного анализа потребительского спроса и поведения, навыков быстрого прототипирования и масштабирования. Рост неопределённости предполагает наличие навыков работы и принятия решений в условиях ограниченного объема информации, развитие стратегического мышления, изучение инструментов риск-менеджмента. Владение английским языком для работы в международных проектах, навыки коммуникации и умение работать в виртуальных командах и на распределённых проектах, определены интересом глобализирующегося сообщества в культурном разнообразии как источнике инноваций [7].

Культурные индустрии это новые возможности известных профессий - художников, дизайнеров, педагогов художественного образования и др. В интеграции с маркетинговыми стратегиями они формируют в данных профессиях новый потенциал создания добавленной стоимости и новых рабочих мест на производствах-спутниках, обслуживающих мультипликационные эффекты этих практик. Культурные индустрии предполагают конвертацию культурного наследия в культурный капитал, в продукт или услугу, обладающую новой стоимостью. В основе развития ключевых компетенций тех профессий, которые сегодня развивают культурные индустрии на принципах новых рынков, лежат индивидуальное творческое начало, конкретный художественный навык, талант, комбинированный с навыками предпринимательской деятельности.

Культурные индустрии складываются из наличных ресурсов культурного наследия: прикладные ремёсла, дизайн интерьера, вещи, предметы, практики повседневности по моделированию среды, визуальные (изобразительные) искусства. Вовлечённые в культурный слой современности предметы и нематериальные ценности старины, разные древности сами по себе не создают самостоятельные индустрии, их наличие - недостаточно [3]. В основе новых навыков по формированию культурных индустрий лежат такие ключевые умения индивидов с творческими, художественными способностями, как действовать в союзе с менеджерами и технологами изменений, создавать на этой основе новые рыночные продукты с высокой добавленной стоимостью.

Поэтому формирование креативных компетенций на основе современных технических возможностей в качестве профессиональных является важнейшей задачей по обновлению образовательных программ творческих профессий. Задача образовательной программы в этом случае будет подготовка специалистов, которые свободно ориентируются на современном рынке и способны разрабатывать авторский дизайн, произведение

с учётом специфики материалов, образовательную программу, организовывать частное образовательное учреждение в системе дополнительного образования взрослых и детей, ориентируясь на предпочтения конечного потребителя.

В широком смысле основными профессиональными дефицитами преподавателей-ди- зайнеров - практиков и художников - является не только и не столько недостаток знаний в области самых радикальных и новаторских течений современного искусства, а неумение перевести предметно-специализированные компетенции в образовательные технологии.

Многолетние наблюдения профессионального развития преподавателей показали, что надёжность профессиональной деятельности преподавателя высшей школы в контексте концепции Г. С. Никифорова [4] основана на зрелом самоконтроле профессиональной самореализации как фундаментальном психологическом механизме обеспечения высокого профессионализма, в котором дефициты становятся объектом изучения, профессионального интереса и преодоления.

Отношение к профессиональным дефицитам, профессиональный интерес к собственной профессиональной самореализации представителей поколений различны. У успешных преподавателей старшего поколения наблюдается понимание того, что профессиональное отношение к профессиональным дефицитам - это и есть процесс самореализации. С их точки зрения, преодоление лакун есть внутренне отношение профессионала к труду как состояние его психических функций [4], обеспечивающих профессиональное здоровье и профессиональное достоинство [6].

Именно в отношении к дефицитам заложен когнитивный диссонанс между поколениями преподавателей. Большинство молодых преподавателей ещё на этапе самообследо- вания выразили неготовность рефлексии по данному вопросу. В одном из пунктов опросника есть вопрос, имеются ли у вас профессиональные дефициты? Если есть, то как вы их можете определить? Некоторые молодые преподаватели ответили, что не испытывают необходимости в повышении квалификации. Тем самым они напрямую связали наличие дефицитов с образовательными дефицитами. Возможно, такое их понимание - справедливо. За последние десятилетия система образования находится в состоянии пролонгированного реформирования, и многие учителя, педагоги и преподаватели сталкиваются с обесцененными процедурами повышения квалификации.

Однако опыт старших, который связывает преодоление дефицитов с надёжностью образовательного процесса, создаёт условия для профессионального здоровья в процессе профессионального развития, становится полезным и лежит в основании наставничества.

Анализ качественных показателей реализации ОПОП позволил нам актуализировать насущную проблему ОПОП - проблему обновления содержания и технологий образования, которые бы соответствовали не только требованиям стандартов, но и потребностям формирования перспективных профессий для новых рынков креативных индустрий на основе обновлённых профессиональных компетенций.

Обновление содержания и технологий образования [5, с. 152-156] как управленческая задача решается педагогическим коллективом только тогда, когда она принимается и осознаётся как проблема. Вовлечение коллектива в обновление педагогических условий, содержания, технологий и оценочных средств ОПОП происходит под влиянием изменений потребительского поведения заказчиков услуг - родителей, абитуриентов, студентов и работодателей. Они, являясь активными субъектами выбора, становятся невидимыми, но реальными участниками корректировки социального заказа.

Заключение. В свете вышесказанного актуализируется необходимость корректировки Программы в части максимального приближения оценочных средств и содержания учебных действий промежуточной и итоговой аттестации с целью их приближения к профессиональным функциям и действиям учителя в школе и педагога в учреждениях дополнительного образования детей и взрослых.

Анализ организации учебного процесса кафедры ТИКИиД ЗабГУ, изучение удовлетворённости обучающихся, выпускников и работодателей заставил ввести в образовательную практику новые возможности улучшения качества подготовки студентов. Введение в образовательный процесс новых форм образовательного процесса: введение краткосрочных курсов: ёмких по содержанию, но разнообразных по формам преподавания, интересных студентам и ориентированных на повышение мотивации к различным видам деятельности, закладывающих разнообразные паттерны, образцы, репертуарные действия будущего педагога ИЗО и ДПИ - мастер-классы известных художников, дизайнеров, привлекаемых к учебной программе. Также требуется активное использование методов проектов: фотокружки, студии видеороликов, образовательных комиксов, мультипликаций, песочных рисунков, мастерских подарка. Курсы должны предваряться мастер-классом педагогов, работодателей, творческих личностей, демонстрирующих лучшие практики. Образовательные интенсивные технологии сопрягаются с академическими курсами по базовым предметам длиною в год и семестр. Они остаются, но разбавляются первыми.

Формирование у студентов предметно-специализированных умений и навыков как ядра их профессиональных компетенций предполагает активное включение нашими педагогами в образовательный процесс курсов, развивающих не только конкретные творческие, художественные способности учащихся, но и навыки создания предпринимательских компетенций, способствующих выводу новых креативных продуктов с высокой добавленной стоимостью культурных свойств на рынок.

Преодоление профессиональных дефицитов преподавателя профессионального обучения и образования будет содействовать его профессиональной самореализации, обновлению содержания и технологий образования, эффективности образовательной программы.

Список литературы

  • 1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школе//Журнал ВШЭ. Вопр. образования. 2008. № 3. С. 7-60.
  • 2. Долгих Н. Н. Возможности художественного образования в контексте компетентностного подхода // Вести. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2008. № 3. С. 101-104.
  • 3. Митрофанов К. Г., Логинова Н. Ф. Что умеют и что не умеют делать молодые педагоги: итоги исследования эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов в Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 202-204.
  • 4. Никифоров Г. С. Надёжность в профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 175 с.
  • 5. Печеркина А. А. Детерминанты профессионального здоровья педагога // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 10. С. 72-75.
  • 6. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001.476 с.
  • 7. Результаты исследований эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов, применяемых во всех 85 субъектах Российской Федерации: экспертно-аналитические материалы [Электронный ресурс]. М., 2015. Режим доступа: http://www.viro.edu.ru/ attachments/article/4913/1.3 %20v1.pdf (дата обращения: 20.12.2016).
  • 8. Хизер Дарси Бахандари, Джонатан Мельбер. Art/Work: Как стать успешным художником. М.: Альпина Паблишер, 2016. 288 с.
  • 9. Чекалева Н. В. Педагогическая подготовка учителя к профессиональной деятельности в современной школе. СПб.: Книжный дом, 2008. 293 с.
  • 10. Чекмарев В. В. Мышление будущего: междисциплинарное образование как условие конкурентоспособности // Теоретическая экономика. 2014. № 3. С. 36-42.

Статья поступила в редакцию 12.01.2017; принята к публикации 02.02.2017

Библиографическое описание статьи

Гэмбоева М. И. Профессиональные дефициты преподавателей вуза в контексте ключевых компетенций специалистов креативных индустрий // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, №3. С.162-170. DOI: 10.21209/1996-7853-2017-12-3-162-170.

  • [1] Приложение к приказу Минтруда России от02.11.2015 г. № 832 «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда новых и перспективныхпрофессий, в том числе требующих среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.docs.cntd.ru/document/420338371(дата обращения: 25.12.2016).
  • [2] Представляет собой анализ внутренней и общеймаркетинговой среды образовательной организации, врезультате которого определяются её сильные и слабыестороны, опасности и дополнительные возможности,ожидающие её в результате того или иного хода.
  • [3] Единый квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессиональногообразования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФот 11.01.2011 г. № 1н. - Режим доступа: https://www.rg.ru/2011/05/13/spravochnik-dok.html (дата обращения: 25.12.2016) .
  • [4] Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального и дополнительного профессионального образования» от 08.09.2015 г.№ 608н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.base.garant.ru/71202838/#friends (дата обращения: 25.12.2016) .
  • [5] Кредиты и квалификации высшего образования:Руководство по кредитам для квалификаций ВО Англии,Уэльса, и Северной Ирландии - доклад, опубликованный в ноябре 2001 г. В данной статье мы используемтермины «знание, умение, навыки», а не компетенции,принятые в странах-участниках Болонского процессана основе исследовательского проекта «Настройка образовательных структур в Европе (TUNINGPROJECT)(1)». Есть консолидированное решение, что в структурупредметно-специализированных или специальных компетенций, реализуемых ООП, входят навыки и умения.Предметно-специализированные навыки - это методы ипрактические приёмы, подходы, технологии, применяемые в предметной области.
  • [6] Приказ Минтруда РФ от 18.11.2014 г. за № 892н«Об утверждении профессионального стандарта “Дизайнер детской игровой среды и продукции”» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.base.garant.ru/70822132(дата обращения: 26.12.2016).
  • [7] Трудовые действия согласно профстандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессиональногообразования» от 24.09.2015 г. № 38993 определены какорганизующий элемент трудовой функции, включающиеумения, знания и др. характеристики компетентности.«Трудовое действие - взаимодействие работника с предметом труда, при котором достигается определённая задача». - С. 7 и др.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ