Административные правонарушения на морском и внутреннем водном транспорте: понятие и особенности квалификации

УДК 342.951 Братановский Сергей Николаевич

д-р юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой административного и информационного права Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (Москва); e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script ;

Гургов Борис Шамуэльевич

аспирант Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (Москва); e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script Статья получена: 21.07.2014. Рассмотрена: 23.07.2014. Одобрена: 28.07.2014. Опубликована онлайн: 01.09.2014. © РИОР

Аннотация. В научной статье анализируются вопросы, связанные с административными правонарушениями и административной ответственностью на морском и внутреннем водном транспорте, раскрываются отдельные вопросы квалификации административных проступков в данной сфере. На основе имеющихся научных концепций и исследования нормативных актов и правоприменительной практики предлагаются отдельные изменения, направленные на совершенствование норм административного законодательства.

Ключевые слова: административное право, морской и внутренний водный транспорт, административная ответственность, государственное управление, компетенция предприятия и организации.

Анализ гл. 11 КоАП РФ «Административные правонарушения на транспорте» позволяет сделать вывод, что в ней содержится значительное количество составов применительно к рассматриваемой нами сфере морского и внутреннего водного транспорта.

Так, ч. 2. cm. 11.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за уничтожение или повреждение сооружений и устройств связи и сигнализации на судах морского транспорта, внутреннего водного транспорта, плавучих и береговых средств навигационного оборудования или технических средств и знаков судоходной и навигационной обстановки, средств связи и сигнализации, а равно повреждение портовых и гидротехнических сооружений, срыв или установку без надлежащего разрешения (согласования) знаков, сооружений,

ADMINISTRATIVE OFFENCES ON THE SEA AND INLAND WATER TRANSPORT: CONCEPT AND FEATURES OF QUALIFICATION Sergey Bratanovsky

Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Administrative and Information Law of Moscow State University of Economy, Statistics and Informatics (Moscow); e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script ;

Boris Gurgov

graduate student of Moscow State University of Economy, Statistics and Informatics (Moscow); e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script Manuscript received: 21.07.2014. Revised: 23.07.2014. Accepted: 28.07.2014. Published online: 01.09.2014. © RIOR

Abstract. The authors analyze the issues related to administrative offenses and administrative responsibility for sea and inland water transport. The article reveals certain questions of qualification of administrative offenses in this sphere. Exploring scientific concepts, regulations and enforcement practices authors offer some changes aimed at improvement of standards of the administrative legislation.

Keywords: administrative law, sea and inland water transport, administrative responsibility, public administration competence of the enterprise and oiganization.

источников звуковых и световых сигналов, создающих помехи в опознании навигационных знаков и сигналов. Указанные сооружения и устройства выполняют различные функции, направленные в конечном итоге на обеспечение безопасности судоходства, их повреждение или уничтожение ставит под угрозу не только осуществление перевозочного процесса, но и жизнь, а также здоровье пассажиров и членов экипажа.

Статья 11.7 КоАП РФ устанавливает ответственность за два состава правонарушений — нарушения на морском и внутреннем водном транспорте (за исключением маломерного) правил плавания и стоянки судов, захода в порты и выхода из них, буксировки составов и плотов, а также подачи и несения звуковых и световых сигналов (ч. 1) и превышения скорости маломерного судна, несоблюдения им требований навигационных знаков, стоянки и маневрирования, подачи и несения названных сигналов (ч. 2). Данные правонарушения посягают на безопасность движения морского и внутреннего водного транспорта. Общие правила захода в морские порты и выхода из них, включая стоянку и плавание в их акватории, содержатся в КТМ РФ. В соответствии со ст. 57 КВВТ РФ государственные бассейновые управления водных путей и судоходства утверждают обязательные постановления, касающиеся правил захода в порт и выхода из него, а также плавания в акватории порта и стоянки в нем. В отношении судоходства по внутренним водным путям действуют Правила плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденные приказом Минтранса России от 14 октября 2002 г. № 129 [1] и Положение о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям РФ, утвержденное приказом Министерства транспорта РФ от 24 апреля 2002 г. № 56 [2].

Анализируя практику деятельности морского и речного транспорта, можно прийти к выводу, что большинство аварий и несчастных случаев с судами происходит по вине экипажа. Так, 4 июля 2009 г. теплоход «ТГМ-306» (с/в ОГТК «Ямал-регион»), следуя вверх рейсом из п. Салемал в п. Салехард на 265 км реки Обь (район п. Горно-Князевский) в результате несогласованных действий судоводителя и членов экипажа, нарушивших правила управления судном в сложившихся метеоусловиях (воздействие попутного ветра и волнение), опрокинулся на правый борт, затем перевернулся и затонул. В результате этого происшествия три пассажира погибли [3]. 13 июля 2009 г. при выполнении рейса в Ярославль плавучий состав (буксир «Шлюзовый-103», толкаемая баржа «Бель- ская-75», груз — мазут 4465 т, с/в ЗАО «Сартан- кер») в районе 1817 км реки Волги по причине невыполнения членами экипажа вахтенных обязанностей сел на мель. В результате происшествия на барже был пробит танк № 11 и произошел разлив мазута массой 9410 кг. К 11.00 13 июля 2009 г. на воде образовался шлейф мазута длиной до 12 км, шириной 35 м и толщиной пленки до 4 мм. Окружающей среде был причинен значительный вред, затраты по очистке акватории и береговой черты составили около 20 млн руб. [3].

В н. 1 ст. 11.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за управление судном (в том числе маломерным), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания. В ч. 2 данной статьи предусмотрена ответственность за управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления. Из приведенного выше усматривается, что эти правонарушения имеют своими объектами безопасность плавания и эксплуатации судов морского и внутреннего водного транспорта, а также маломерных судов. С объективной стороны они состоят в активных действиях, указанных в диспозициях ч. 1 и 2 этой статьи и являющихся, по сути, нарушениями требований, установленных для эксплуатации судов, включая требования к лицам, управляющим ими.

Законодательным новшеством является введение административной ответственности за управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном. Федеральным законом от 29 июня 2009 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» [4] КоАП РФ дополнен cm. 11.8.1, предусматривающей административные санкции за управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца (ч. 1), а также за передачу управления маломерным судном лицу, не имеющему при себе удостоверения на право управления маломерным судном (ч. 2).

В ч. 1 cm. 11.9 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Объектами правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются общественная безопасность и ее составная часть — безопасность плавания судов, общественный порядок, а также установленный порядок управления судами. Часть 2 данной статьи предусматривает административные санкции за уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения [5]. Объективная сторона правонарушений охватывает ряд конкретных юридических составов:

  • а) управление судном, в том числе маломерным, судоводителем или иным лицом в состоянии опьянения;
  • б) передача управления таким судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения;
  • в) уклонение судоводителя или иного лица от прохождения освидетельствования на состояние опьянения.

Особенность данной статьи состоит в том, что правонарушитель привлекается к административной ответственности независимо от того, является он судоводителем, т.е. лицом, имеющим удостоверение на право вождения судна, или иным лицом, находящимся на судне (у которого есть право на управление судном или такое право у него отсутствует). Главное в характеристике состава рассматриваемого правонарушения — управление судном (в том числе маломерным) лицом, находящимся в состоянии опьянения. Кроме этого, указанная статья предусматривает ответственность за передачу управления судном (в том числе маломерным) лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом ответственности подлежат как судоводитель или иное лицо, передавшее управление судном тому, кто находится в состоянии опьянения, так и лицо, взявшее на себя управление судном, будучи в нетрезвом виде. Следует отметить, что для квалификации данного противоправного деяния не имеет значения, было ли само лицо, передавшее управление судном, в состоянии опьянения или нет.

В связи с этим, хочется обратить внимание на важность и повышенную общественную значимость указанной нормы КоАП РФ. По общему правилу, лицо, управляющее судном, обязано соблюдать действующие правила навигации, технические требования к эксплуатации судового оборудования, узлов и агрегатов и в определенных случаях несет ответственность за безопасность находящихся на борту пассажиров и сохранность грузов. Таким образом, действия судоводителя, управляющего судном в состоянии опьянения, могут привести к трагическим последствиям. С учетом того, что морские и речные суда представляют собой значительные по размерам и массе транспортные средства, управление ими лицом, находящимся в нетрезвом состоянии, может повлечь человеческие жертвы и причинение материального ущерба.

Приведем следующий пример. 6 июня 2006 г. Ш., капитан — сменный механик ООО «Судоходная компания “Вояж”», являясь лицом, на которое возложено управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на нем людям и грузу, управляя теплоходом «ОС-5» в состоянии алкогольного опьянения, допустил столкновение ходовой рубкой с Ростовским подъемным железнодорожным мостом. В результате удара ОАО «Российские железные дороги» причинен ущерб в сумме 422 631,35 руб. По факту этих действий капитана было возбуждено уголовное дело, предусмотренное ч. 1 ст. 267 УК РФ (приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения). Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону вынес капитану приговор, признав Ш. виновным по указанной статье УК РФ и назначил ему наказание в виде одного года лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении [6].

Далее отметим, что факт управления пассажирским теплоходом капитаном, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, был установлен в 2008 г. в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности плавания, проводимой Котласской транспортной прокуратурой на реке Северная Двина с привлечением специалистов Котласского линейного отдела Госморречнадзо- ра. Так, капитан пассажирского теплохода «Георгий Конев» Г., следуя в город Котлас, управлял судном в состоянии алкогольного опьянения. Данный факт выяснился в ходе осмотра судна на остановочном пункте Горка Котласского района, после чего Г. от управления судном был отстранен и направлен на медицинское освидетельствование, а Котласским транспортным прокурором в отношении него возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.9 КоАП РФ. В результате рассмотрения постановления транспортного прокурора мировым судьей Котласского района Г. признан виновным в совершении указанного административного правонарушения, и ему было назначено наказание в виде лишения права управления судном сроком на один год [7|.

Исследуя практику привлечения к административной ответственности лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения, В.Л. Сорокин обоснованно отмечает, что лишение их права управления транспортным средством является эффективной профилактической мерой, способной в дальнейшем предотвратить гибель и травматизм граждан [8|.

Литература

  • 1. БНА федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 9.
  • 2. БНА федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 30.
  • 3. Отчет о деятельности Госморречнадзора за 9 мес. 2009 г. URL: http://www.rostransnadzor.ru/sea/supervising/
  • 4. СЗ РФ. 2009. № 26. Ст. 3132.
  • 5. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» // СЗ РФ. 2008. № 27. Ст. 3280.
  • 6. Братановский С.Н., Кочерга С.А., Братановская М.С. Субъекты административного права. М.: Директ-Медиа, 2014.
  • 7. Братановский С.Н., Кочерга С.А., Братановская М.С. Административно-правовые основы государственной службы в России. М.: Директ-Медиа, 2014.
  • 8. От судовождения в состоянии опьянения пострадали ворота Кавказа // URL: http://www.prokuror.rostov.ru/ пе 3623157 25012007.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >