Особенности связи слогана с архаическим мышлением с точки зрения реализации чувственно-образной составляющей

The Features of Interaction of Slogan with Archaic Thinking in Terms of Realization of Perceptual-Meaning Image Part

DOI: 10.12737/article_5a12b6ccc84792.93563415 Получено: 29 августа 2017 г. / Одобрено: 7 сентября 2017 г. / Опубликовано: 15 декабря 2017 г.

М.Н. Ельцова M.N. Eltsova

Канд. филол. наук, доцент, Ph.D. in Philology, Associate Professor,

Пермский национальный исследовательский Perm National Research Politechnical University,

политехнический университет, 29, Komsomolsky av., Perm, 614000, Russia,

Россия, 614990, Пермь, Комсомольский e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

проспект, 29,

e-mail: maria Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Е.Л. Словикова E.L. Slovikova

Канд. филол. наук, доцент, Ph.D. in Philology, Associate Professor,

Пермский государственный национальный Perm State Research National University,

исследовательский университет, 15, Bukireva St., Perm, 614990, Russia,

Россия, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15, e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Аннотация

В статье изучаются особенности связи слогана с архаическим мышлением. В соответствии с целями исследования обосновывается автономность слогана как рекламного текста и доказывается, что слогану характерны все прагматические и стилистические особенности рекламного текста. Слогану поэтому присущи и синергетические категории дискурса: образности, эмотивности, оценочности, интердис- курсивности / интертекстуальности, напряжения и напряженности. Слоган может привлекать внимание и запоминаться, но это еще не дает гарантию того, что адресат послания сделает свой выбор в пользу рекламируемого товара. Это обусловливает введение понятия «архаическое мышление», заострение внимания на его типичных чертах ввиду необходимости исследования лингвистических средств, апеллирующих к чувственно-образной составляющей архаического мышления. В исследовании проведен комплексный лингвистический анализ слоганов с точки зрения реализации в них чувственно-образной составляющей. Анализ лексического состава слоганов нашего корпуса позволяет нам обнаружить три основных пути актуализации категории образности.

Ключевые слова: рекламный дискурс, слоган, архаическое мышление, чувственно-образная составляющая, синергетические категории дискурса, комплексный лингвистический анализ, актуализация категории образности.

Abstract

The problem this article deals with is connected to interaction of slogan with the archaic thinking. According to the aims of this study, there is proven that slogan is an advertising text with all pragmatic and stylistic features of that. Therefore, slogan also possesses the synergetic discourse categories: meaningimage, emotivity, valuation, interdiscoursivity / intertextuality, tensity, and tension. Slogan can attract attention and stick to one’s memory but it is not vouched that the recipient of this slogan will make his choice in favor to the ware advertised. Therefore, the features of archaic thinking are stated briefly because the study investigates main linguistic means appealing to perceptual-meaningimage part of archaic thinking. The study contains complex linguistic analysis of slogans in terms of realization of perceptual-meaningimage part in them. While analyzing the lexical part of slogans from our corpus we have discovered three main ways of actualizing the meaningimage category.

Keywords: slogan, archaic thinking, perceptual-meaningimage part, advertising text, synergetic discourse categories, complex linguistic analysis, main ways of actualizing the meaningimage category.

Рекламный дискурс, ориентированный на оптимизацию своего влияния на адресата, стремится использовать разные способы и пути воздействия: логическое и эмоциональное, прямое и косвенное, т.е. знаки различных систем и разные типы восприятия человеком окружающего мира. Рекламный слоган, от которого, по мнению исследователей, зависят 75% успешности рекламного текста 117, с. 89], представляет собой результат креации смыслов, реализованных вербальными единицами, но репрезентирующими смыслы визуальной, аудиальной и других систем восприятия.

Будучи не просто квинтэссенцией всего рекламного текста, но, в сущности, вербальной презентацией предмета рекламы и его имиджа, слоган привлекает внимание специалистов из разных отраслей знания: маркетологов, культурологов, социологов и, в том числе, лингвистов. Так, в языкознании активно исследуются языковые особенности слогана и их эффективность с точки зрения воздействия на адресата (Н.П. Белоусова, О.А. Дмитриев, А.А. Литвинова, Я.Н. Романенко, О.А Феофанов, К.В. Шидо и др.) [1; 6; 12; 18; 25; 29]. Однако первопричины этой эффективности и связь слогана с глубинными пластами человеческого сознания в процессе анализа учеными изучена мало. На наш взгляд, рассмотрение такого аспекта, как связь рекламного слогана с архаическим мышлением, необходимо для более глубокого понимания самого рекламного слогана как коммуникативной единицы, а также для получения комплексного инструмента создания эффективного слогана или, наоборот, разработки способов защиты от рекламной манипуляции.

Ранее мы определили рекламный дискурс как сверхтекст, имеющий коммуникативно-прагматическую установку передать адекватную замыслу адресанта информацию о предмете рекламы с конечной целью воздействовать (прямо и (или) косвенно) на адресата и побудить его к целенаправленному действию по отношению к этому предмету [21, с. 74]. На материале рекламного дискурса нами также были установлены и изучены синергетические категории дискурса: образности, эмотивности, оценочности, интердискурсивности / интертекстуальности, напряжения и напряженности, которые актуализируются параметром энергия, одним из основных параметров развития динамической системы дискурса [22]. Категория образности трактуется нами как универсальная общедискурсивная категория [20].

Что касается непосредственно понятия «рекламный текст», следует принимать во внимание тот факт, что общепринятого, зафиксированного в специальных словарях определения рекламного текста как специфической коммуникативной единицы до сих пор не существует. Определяя границы понятия «рекламный текст», исследователи выделяют следующие его специфические характеристики:

  • • зависимость от экстралингвистических факторов, которые определяют форму и содержание рекламного текста [6; 12; 26 и др.];
  • • прагматическая направленность рекламного текста, которая выражается в том, что «что с помощью языковых и (или) графических средств рекламный текст как особое языковое явление побуждает адресата к определенным действиям» [7];
  • • поликодовый характер рекламного текста [24; 27; 28 и др.];
  • • оригинальность, экспрессивность и образность рекламного текста, достигаемые путем выбора экспрессивных языковых средств [2; 5; 11 идр.]. Исходя из вышесказанного и руководствуясь целями настоящего исследования, определим рекламный текст как динамичный текст, предстающий как конкретная репрезентация рекламного дискурса, обладающая конкретными пространственно-временными параметрами, для которой характерна прагматическая направленность, значимость экстралингвистических факторов, образность и экспрессивность.

В рекламном тексте в полной мере реализуются синергетические категории, присущие рекламному дискурсу. Одним из ключевых элементов рекламного текста, как было отмечено ранее, является слоган. По мнению Д. Огилви, «слоган преследует две основные цели: обеспечивает последовательность в проведении рекламных кампаний и дает возможность коротко изложить ключевую тему или идею, которая, по мнению компании, должна ассоциироваться с товаром или названием фирмы в коротком, запоминающемся утверждении» [16].

В отношении истории возникновения рекламного слогана существуют две основные точки зрения [18]:

  • 1) слоган является наиболее ранней формой рекламного текста, чьи корни лежат в устной рекламе уличных зазывал, глашатаев и торговцев «допе- чатного периода»;
  • 2) слоган развился из рекламного текста, когда появилась потребность в более кратком привлечении внимания к товару.

На наш взгляд, эти позиции не являются взаимоисключающими. Мы полагаем также, что понимание истории возникновения слоганов является существенным условием вскрытия сущности соотношения понятий рекламный слоган и рекламный текст.

Во-первых, неоспоримым является тот факт, что первой формой рекламы была устная реклама, так как исторически устная речь предшествовала письменной. Устный способ передачи рекламной информации был предпочтителен и в Средние века в связи с тем, что большая часть населения была безграмотной [18]. Лишь затем с широким распространением грамотности возникли формы письменной рекламы. Слоган в форме, более близкой к современной, появился в Англии еще в XVII в., когда у производителей в результате повышения цен на рекламные площади появилась потребность в максимально кратком привлечении внимания к своему товару. Следующим толчком к развитию слоганов стало ограничение на приобретение рекламных площадей в печатных изданиях, принятое в США в 50-х гг. XIX в. с целью демонополизировать рекламу. Кроме того, в этот период с усовершенствованием печатных технологий в рекламе большую значимость начинает приобретать изображение. При этом функции вербального компонента сокращаются, и он приобретает более экспрессивный характер. Язык и структура рекламного текста постепенно претерпевают серьезные изменения — начинают использоваться следующие элементы: заголовок и слоган [6].

Сложность в определении слогана заключается в отсутствии единого мнения среди ученых относительно его автономности как коммуникативной единицы.

Многие работы, посвященные вопросам рекламы 13; 4; 10 и др.], рассматривают слоган как структурно-композиционный элемент рекламного текста, а не как самостоятельный текст. Однако они в большей степени являются методологическими руководствами к созданию слоганов и в меньшей — лингвистическими исследованиями.

Ряд других исследователей, занимающихся непосредственно изучением рекламных слоганов (О.А. Дмитриев, Е.А. Иконникова, Л.Н. Конюхова, К.В. Шидо и др.) [6; 9; 29J, напротив, полагают, что слоган может выступать как автономная коммуникативная единица, «самостоятельная форма общения, обходясь и без развернутого текста, и без визуального ряда» [25, с. 132J. Так, И. Морозова отмечает, что «слоган — это краткое самостоятельное рекламное сообщение, могущее существовать изолировано от других рекламных продуктов и представляющее собой свернутое содержание рекламной кампании» [14, с. 7].

Н.П. Белоусова объясняет автономность слогана его способностью функционировать как самостоятельно, так и в составе рекламного текста [ 1, с. 7—8]. Рекламный слоган предстает как перманентный компонент рекламной компании в целом. Он не зависит от изменений, которые могут быть внесены в заголовок или основной рекламный текст. Более того, один и тот же рекламный слоган может иметь место в разных рекламных компаниях одного бренда (предмета) рекламы на протяжении многих лет. При этом как невербальная составляющая рекламного текста, так и сам рекламный текст могут неограниченно претерпевать изменения.

Как отмечает О.А. Дмитриев, именно частая повторяемость слогана обусловливает его потенциальную возможность к автономности. В связи с чем «информативный потенциал может приближаться к значению товарного знака в целом» [6, с. 46—47]. Аргументом в пользу этого довода является появление слогана в художественной и публицистической литературе в качестве номенатора-заменителя определенной марки (бренда).

Хотя мы говорим о том, что слоган является автономным образованием по отношению к рекламному тексту, необходимо отметить, что, будучи автономным, он «вступает в определенные отношения с товарным знаком, выполняя различные конкретизирующие функции по отношению к наименованию товара (услуги)» [6, с. 42J. В идеальных случаях эти отношения приводят к тому, что слоган становится «развернутым именем марки» [18, с. 109], его «вербальным символом» [12, с. 6]. Кроме того, иногда весь рекламный текст может состоять только из товарного знака и сопровождающего его слогана. Л.Г. Фещенко в работе «Структура рекламного текста» также отмечает, что слоган, как и имя бренда, полифункционален. Оба они «могут рассматриваться как часть рекламного текста разного типа, а в определенной ситуации сами становятся текстом» [26, с. 79]. Слоган, таким образом, находится в особых отношениях взаимосвязи с наименованием бренда, а также для него характерны ярко выраженная связь с архаическим мышлением.

Рассмотрим основные характеристики слогана, которые значимы для изучения его связи с архаическим мышлением. Ученые отмечают, что слогану характерны все прагматические и стилистические особенности рекламного текста. Среди целей слогана, как правило, выделяют:

  • • привлечение внимания к объекту рекламы;
  • • создание запоминающегося образа объекта рекламы;
  • • донесение до потребителей основной мысли рекламной кампании.

Но основной целью, на наш взгляд, является побуждение адресата к определенному действию по отношению к предмету рекламы. Слоган может привлекать внимание и запоминаться, но это еще не дает гарантию того, что адресат послания сделает свой выбор в пользу рекламируемого товара.

Ученые доказали, что решением конкретных пространственных задач и управлением действиями в реальном времени руководит правое полушарие мозга [8]. В процессе размышления покупатель склонен анализировать предмет покупки, сравнивать его с другими, рационализировать данную покупку. А следовательно, чтобы побудить человека сделать выбор в пользу определенного товара, необходимо воздействовать непосредственно на правое, нерациональное полушарие его мозга, отвечающее за пространственно-образное мышление. Обращаясь к правополушарному мышлению адресата, рекламный дискурс апеллирует к древнейшему виду умственной деятельности человека — к рудиментам архаического мышления. Под ним мы, вслед за А.А. Никоновой, понимаем этап в развитии мышления человека и особый тип умственной деятельности, который возник еше в первобытности и отражает один из способов моделирования действительности [15, с. 6]. Среди наиболее характерных особенностей архаического мышления выделяют:

  • • оперирование перцептивными представлениями и прототипами, образцами и архетипами;
  • • неспособность к детальной аналитической дифференциации индивидуальных признаков и сохранению их в долговременной памяти;
  • • безразличие к логическим противоречиям;
  • • какие-то формы мистической, сверхъестественной связи;
  • • партиципация, метафоризация окружающего мира, использование мифа как средства разрешения противоречий;
  • • синкретизм, неразличение естественного и сверхъестественного, вещи и представления, объекта и свойства, «начала» и принципа, цели и действия;
  • • анимизм, тотемизм, практика магии и т.д. [13].

В рамках настоящей работы наиболее существенной характеристикой архаического мышления для нас будет чувственно-образное восприятие мира.

В исследовании был проведен комплексный лингвистический анализ слоганов с точки зрения реализации в них чувственно-образной составляющей. Для выявления возможных средств ее реализации был проанализирован весь корпус слоганов на синтаксическом, лексическом и морфологическом уровнях.

Мы уже отмечали, что архаическому мышлению свойственно исключительно чувственно-образное восприятие. Это связано с неразвитостью левого полушария мозга, ответственного за рационализацию и логические умозаключения. Поэтому вполне логично выдвинуть гипотезу, что данное свойство архаического мышления должно найти свое выражение в лексике слоганов, так как именно она является основным носителем образности и чувственности языка.

Проанализировав лексический состав слоганов, мы обнаружили несколько путей актуализации категорий образности. Во-первых, слоганы апеллируют к чувствам адресата эксплицитно, а именно, используя группу слов, образованных от корня «-чувств-»: чувствовать, почувствовать, чувство. Обратимся к примерам:

Гексорал. Почувствуй себя, а не свое горло.

LCD телевизоры LG. Реальность за пределами чувств. Venus. Почувствуй себя богиней.

ТНТ. Почувствуй нашу любовь.

Subaru Legacy. Чувствуешь, что управляешь. Subaru. Мыслить. Чувствовать. Управлять.

Как мы можем заметить, такая группа слоганов выражает эксплицитный призыв «чувствовать», что проявляется еще и в форме глагола в побудительном наклонении.

Во-вторых, помимо эксплицитного призыва «чувствовать», слоганы апеллируют к образам, связанным с органами чувств человека. Так, нами были выделены группы слоганов с аудиальными, визуальными, тактильными, вкусовыми и обонятельными образами. Существуют также, как нами отмечалось ранее, комплексные синестетичные. Синестезия трактуется нами как «со-представление», «со-чувствование». По психологической своей природе, это есть ассоциация, конкретно — межчувственная ассоциация [23J. Рассмотрим наиболее яркие примеры, которые мы привели в табл. 1.

Таблица 1

Распределение слоганов по группам

Группа

Примеры слоганов

Аудиальные

Доктор Мом. Песня болезни будет недолгой. Fa. Зов свежести.

Finn Flare. Одежда с финским акцентом

Визуальные

Кларитин. Яркая жизнь без аллергии. Сана-Сол. Солнечный мир здоровья!

Persil Color. Краски ярче лета!

Асе. Бережное отбеливание, сияющая белизна!

Губная помада Loreal Color Rich. Кристальное сияние.

Билайн. Живи на яркой стороне

Тактильные

Coldrex. Горячий ответ простуде и гриппу. Лам из ил Дерм гель. Холодное оружие против грибка стопы! (охлаждающий гель). Холодильники SHARP. Горячее сердце холода.

Flore па... и моя кожа нежнее шелка.

Kotex. Комфорт и легкость хлопка.

Вкусовые

Chewits. Жевать не переживать.

Dirol Kids. Теперь банановый!

M&M’s. Тает во рту, а не в руках.

Valio. Вкусно как всегда.

Tic Тас. Сладость и свежесть всего в двух калориях

Обонятельные

Туалетный утенок. На страже чистоты и свежести.

Nescafe Gold. Вся сила вкуса и аромата

Комплексные

Sunsilk. Яркий цвет и мягкость кашемира. Jacobs Monarch. Сила сближающей арома- гии.

Dirol. Блестящий вкусослепительная белизна зубов!

Dirol. Дирольно чисто и свежо.

Dove. Шелковый шоколад.

Eclips. Ледяная свежесть для обжигающей близости

Как мы можем заметить, наиболее обширными являются группы визуальных и тактильных образов. Мы связываем это с тем фактом, что они являются наиболее важными для человека каналами получения информации о внешнем мире, а также они более универсальны с точки зрения категории рекламируемого товара.

В-третьих, на восприимчивость архаического мышления к образности воздействуют все известные и хорошо изученные языковые средства создания образности, а именно: стилистические (метафора, сравнение, эпитет, гипербола и др.), лексические (многозначность, языковая игра, омонимия и др.), синтаксические (синтаксическая многозначность).

Подводя итоги, отметим, что отношения понятий «рекламный текст» и «слоган» с точки зрения их исторического развития можно охарактеризовать как сложные и неоднозначные. Слоган можно считать генетически ранней формой рекламного текста, зародившейся в устной рекламе, которая позднее уступила письменной. С развитием письменной рекламы слоган снова выделяется из рекламного текста как его структурный элемент и постепенно набирает все большую значимость, возвращая себе автономность. Слоган представляет собой автономную разновидность рекламного текста, для которой характерны его прагматические, стилистические и синергетические черты. Слоган апеллирует к архаическому мышлению, которому свойственно исключительно чувственно-образное восприятие. Проанализировав лексический состав слоганов нашего корпуса, мы обнаружили несколько путей актуализации категорий образности: 1) апелляция к чувствам адресата эксплицитно (группа слов, образованных от корня «-чувств-»); 2) апелляция к образам, связанным с органами чувств человека (выделены группы слоганов с аудиальными, визуальными, тактильными, вкусовыми и обонятельными образами); 3) воздействие всех известных и хорошо изученных языковых средств создания образности, а именно: стилистических (метафора, сравнение, эпитет, гипербола и др.), лексических (многозначность, языковая игра, омонимия и др.), синтаксических (синтаксическая многозначность, использование глаголов в повелительном наклонении, инфинитивов для побуждения к действию, глаголов во втором лице единственного числа для придания черт обращенности, диалогичности и др.). Перспективным направлением данного исследования видится разработка комплексного лингвистического анализа проявления связи слоганов с архаическим мышлением путем выявления средств его реализации в слоганах.

Литература

  • 1. Белоусова Н.П. Основные характеристики слогана как субжанра современного российского рекламного дискурса [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.П. Белоусова. — Самара, 2001. — 178 с.
  • 2. Вернадская Ю.С. Текст в рекламе: учеб, пособие [Текст] / Ю.С. Вернадская. — М.: ЮНИТИ, 2008. — 288 с.
  • 3. Блинкина-Мельник М.М. Рекламный текст: Задачник для копирайтеров [Текст] / М.М. Блинкина-Мельник. — М.: ОГИ, 2004. — 200 с.
  • 4. Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама [Текст] / К.Л. Бове, У.Ф. Аренс. — Тольятти: Довгань, 1995. — 704 с.
  • 5. Гончарова Л.М. К вопросу о типологических характеристиках рекламных текстов / дискурсов (на материале печатной рекламы сферы туризма) [Текст] / Л.М. Гончарова // Гуманитарные технологии в современном мире: материалы Второй Всерос. науч.-практ. конф. с межунар. участием. — Калининград, 2013. — С. 55-58.
  • 6. Дмитриев О.А. Структурно-семантическая характеристика слогана как особой разновидности рекламного текста [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / О.А. Дмитриев. — Орел, 2000. — 149 с.
  • 7. Зирка В.В. Языковая парадигма манипулятивной игры в рекламе [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук /

B. В. Зирка. — Днепропетровск, 2005. — 462 с.

  • 8. Иванов В.В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем [Текст] / В.В. Иванов. — М.: Советское радио, 1984. — 184 с.
  • 9. Иконникова Е.А. Рекламный слоган как формально-содержательный инвариант моностиха [Текст] / Е.А. Иконникова, Л.Н. Конюхова // Вестник РГТУ. — № 11. — 2008. —

C. 238-244.

  • 10. Кеворков В.В. Слоган: практическое руководство [Текст] / В.В. Кеворков. — М.: РИП-холдинг, 2003. — 114 с.
  • 11. Курганова Е.Б. Игровой аспект в современном рекламном тексте: учеб, пособие [Текст] / Е.Б. Курганова. — Воронеж, 2004. — 123 с.
  • 12. Литвинова А.А. Слоган в рекламе: генезис, сущность, тенденции развития [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А.А. Литвинова. — М., 1996. — 185 с.
  • 13. Меркулов И.П. Когнитивные особенности архаического мышления [Текст] / И.П. Меркулов // Противоречие и дискурс. — М.: Изд-во ИФ РАН, 2005. — С. 63-78.
  • 14. Морозова И. Слагая слоганы [Текст] / И. Морозова. — М.: РИП-холдинг, 2002. — 172 с.
  • 15. Никонова А.А. Проблема архаического сознания и становление отечественной культурологической мысли, 20-30-е гг.

XX в. [Текст]: автореф. дис. ... канд. филос. наук / А.А. Никонова. — СПб., 2003. — 201 с.

  • 16. Огилви Д. Откровения рекламного агента [Текст] / Д. Огил- ви. — М.: Финстатинформ, 1994. — 109 с.
  • 17. Паничкина Г.Г. Система продвижения товара, или Promotion- технологии от а до я [Текст] / Г.Г. Пачинкина, Е.И. Мазил- кина. — М: Альфа-Пресс, 2006. — 248 с.
  • 18. Романенко Я.Н. Рекламный текст как объект лингвистического исследования [Текст]: автореф. дис.... канд. филол. наук / Я.Н. Романенко. — М., 2007. — 293 с.
  • 19. Рыбочкина Ю.Л. Стилистические средства создания образов в рекламном слогане [Текст] / Ю.Л. Рыбочкина // Иностранные языки в высшей школе. — 2009. — № 4. — С. 98-104.
  • 20. Системно-комплексные исследования динамики языкового пространства: монография [Текст] / под ред. Н.Л. Мышкиной. — Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехи, ун-та, 2016. — 181 с.
  • 21. Словикова Е.Л. Динамика рекламного дискурса. Энергия слова, образа и смысла [Текст] / Е.Л. Словикова. — Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2008. — 209 с.
  • 22. Словикова Е.Л. Синергетические категории дискурса (на материале рекламного дискурса) [Текст] / Е.Л. Словикова, М.Н. Ельцова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2012. — Вып. 2. — С. 67-73.
  • 23. Словикова Е.Л. Апелляция дискурса к разным видам восприятия человека посредством категории образности [Текст] / Е.Л. Словикова // Вестник Челябинского государственного университета: Филология и искусствоведение. — 2013. — Вып. 73. — № 1. — С. 263-267.
  • 24. Ухова Л.В. Эффективность рекламного текста [Текст] / Л.В. Ухова. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. — 305 с.
  • 25. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России [Текст] /

О.А. Феофанова. — СПб.: Питер, 2000. — 225 с.

  • 26. Фещенко Л.Г. Структура рекламного текста: учебно-практ. пособие [Текст] / Л.Г. Фещенко. — СПб.: Петербургский институт печати, 2003. — 232 с.
  • 27. Чернышева М.А. Когнитивно-синергетическое моделирование понимания рекламного текста [Текст]: автореф. дис.... канд. филол. наук / М.А. Чернышева. — Тверь, 2010. — 168 с.
  • 28. Чигаев Д.П. Способы креолизации современного рекламного текста [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Д.П. Чигаев. — М„ 2010. — 223 с.
  • 29. Шидо К.В. Рекламный слоган как особый жанр английских рекламных текстов [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / К.В. Шидо. — Саратов, 2002. — 242 с.

References

  • 1. Belousova N.P. Osnovnye kharakteristiki slogana как sub- zhanra sovremennogo rossiyskogo reklamnogo diskursa. Kand. Diss. [The main characteristics of the slogan as a subgenre of modern Russian advertising discourse. Cand. Diss.]. Samara, 2001. 178 p.
  • 2. Bernadskaya Yu.S. Tekst v reklame [Text in advertising], Moscow, YuNITI Publ., 2008. 288 p.
  • 3. Blinkina-Mel’nik M.M. Reklamnyy tekst: Zadachnik dlya kopi- rayterov [Advertising text: Tutorial for copywriters], Moscow, OGI Publ., 2004. 200 p.
  • 4. Bove K.L., Arens U.F. Sovremennaya reklama [Modern advertising], Tol’yatti, Dorn Dovgan’ Publ., 1995. 704 p.
  • 5. Goncharova L.M. К voprosu о tipologicheskikh kharakteristikakh reklamnykh tekstov/diskursov (na materiale pechatnoy reklamy sfery turizma) [On the question of typological characteristics of advertising texts / discourses (on the material of print advertising of the tourism industry)]. Gumanitarnye tekhnologii v sovremennom mire: materialy Vtoroy Vserossiyskoy nauchno- prakticheskoy konferentsii s mezhunarodnym uchastiem [Humanitarian technologies in the modern world: materials of the Second All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation], Kaliningrad, 2013, pp. 55-58.
  • 6. Dmitriev O.A. Strukturno-semanticheskaya kharakteristika slogana как osoboy raznovidnosti reklamnogo teksta. Kand. Diss. [Structural and semantic characteristics of the slogan as a special type of advertising text. Cand. Diss.]. Orel, 2000. 149 p.
  • 7. Zirka V.V. Yazykovaya paradigma manipulyativnoy igry v reklame. Dokt. Diss. [Language paradigm of manipulative game in advertising. Doct. Diss.]. Dnepropetrovsk, 2005. 462 p.
  • 8. Ivanov V.V. Chet i nechet. Asimmetriya mozga i znakovykh sistem [Even and odd. Asymmetry of the brain and sign systems], Moscow, Sovetskoe radio Publ., 1984. 184 p.
  • 9. Ikonnikova E.A., Konyukhova L.N. Reklamnyy slogan kak formarno-soderzhatel’nyy invariant monostikha [Advertising slogan as a formally-substantial invariant of the monostich], Vestnik RGTU [Bulletin of RSTU]. 2008, I. 11, pp. 238-244.
  • 10. Kevorkov V.V. Slogan: prakticheskoe rukovodstvo [Slogan: practical guidance], Moscow, RIP-kholding Publ., 2003. 114 p.
  • 11. Kurganova E.B. Igrovoy aspekt v sovremennom reklamnom tekste [Game aspect in the modern advertising text], Voronezh,
  • 2004. 123 p.
  • 12. Litvinova A.A. Slogan v reklame: genezis, sushchnosf, tenden- tsii razvitiya. Kand. Diss. [Slogan in advertising: genesis, essence, development trends. Cand. Diss.]. Moscow, 1996. 185 p.
  • 13. Merkulov I.P. Kognitivnye osobennosti arkhaicheskogo myshleni- ya [Cognitive features of archaic thinking]. Protivorechie i diskurs [Contradiction and Discourse], Moscow, IF RAN Publ.,
  • 2005, pp. 63-78.
  • 14. Morozova I. Slagaya slogany [Composing slogans]. Moscow, RIP-kholding Publ., 2002. 172 p.
  • 15. Nikonova A.A. Problema arkhaicheskogo soznaniya i stanov- lenie otechestvennoy kul’turologicheskoy mysli, 20-30-e gg. KhKh v. Kand. Diss. [The problem of archaic consciousness and the emergence of domestic cultural thought, 20-30-ies. XX century. Cand. Diss.]. St. Petersburg, 2003. 201 p.
  • 16. Ogilvi D. Otkroveniya reklamnogo agenta [Revelations of the advertising agent], Moscow, Finstatinform Publ., 1994. 109 p.
  • 17. Panichkina G.G., Mazilkina E.l. Sistema prodvizheniya tovara Hi Promotion-tekhnologii ot a do ya [System of promotion of goods or Promotion-technology from a to i]. Moscow, Al’fa- Press Publ., 2006. 248 p.
  • 18. Romanenko Ya.N. Reklamnyy tekst как ob’’ekt lingvistichesk- ogo issledovaniya. Kand. Diss. [Advertising text as an object of linguistic research. Cand. Diss.]. Moscow, 2007. 293 p.
  • 19. Rybochkina Yu.L. Stilisticheskie sredstva sozdaniya obrazov v reklamnom slogane [Stylistic means of creating images in the advertising slogan], Inostrannye yazyki v vysshey shkole [Foreign languages in higher education]. 2009,1. 4, pp. 98-104.
  • 20. Sistemno-kompleksnye issledovaniya dinamiki yazykovogo prostranstva [System-complex studies of the dynamics of language space], Perm’, Perm. nats. issled. politekhn. un-t Publ., 2016. 181 p.
  • 21. Slovikova E.L. Dinamika reklamnogo diskursa. Energiya slova, obraza i smysla [Dynamics of advertising discourse. Energy of the word, imaqe and meaninq]. Perm’, Perm. qos. un-t Publ., 2008. 209 p.
  • 22. Slovikova E.L., El’tsova M.N. Sinergeticheskie kategorii diskursa (na materiale reklamnogo diskursa) [Synergetic categories of discourse (on the material of advertising discourse)]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Bulletin of Perm University. Russian and foreign philology], Perm’, 2012, I. 2 (18), pp. 67-73.
  • 23. Slovikova E.L. Apellyatsiya diskursa k raznym vidam vospri- yatiya cheloveka posredstvom kategorii obraznosti [Appeal of discourse to different types of human perception through the category of imagery]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstven- nogo universiteta: Filologiya i iskusstvovedenie [Bulletin of the Chelyabinsk State University: Philology and Art History]. Chelyabinsk, ChelGU Publ., I. 73,1. 1 (292), 2013, pp. 263-267.
  • 24. Ukhova L.V. Effektivnost’ reklamnogo teksta [Efficiency of the advertising text]. Yaroslavl’, YaGPU Publ., 2012. 305 p.
  • 25. Feofanov O.A. Reklama: novye tekhnologii v Rossii [Advertising: new technologies in Russia]. St. Petersburg, Piter Publ., 2000. 225 p.
  • 26. Feshchenko L.G. Struktura reklamnogo teksta [Structure of the advertising text], St. Petersburg, «Peterburgskiy institut pechati» Publ., 2003. 232 p.
  • 27. Chernysheva M.A. Kognitivno-sinergeticheskoe modelirovanie ponimaniya reklamnogo teksta. Kand. Diss. [Kognitivno-synergetic modeling of understanding of the advertising text. Cand. Diss.]. Tver’, 2010. 168 p.
  • 28. Chigaev D.P. Sposoby kreolizatsii sovremennogo reklamnogo teksta. Kand. Diss. [Methods of Creolization of Modern Advertising Text. Cand. Diss.]. Moscow, 2010. 223 p.
  • 29. Shido K.V. Reklamnyy slogan как osobyy zhanr angliyskikh reklamnykh tekstov. Kand. Diss. [Advertising slogan as a special genre of English advertising texts. Cand. Diss.]. Saratov, 2002. 242 p.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >