Старообрядчество

(рис. 81)

Старообрядчество возникает внутри русского православия в результате церковного раскола 1666 года. Формально раскол возникает тогда, когда патриарх Никон предпринимает исправление церковных книг по «древним греческим образцам». Отметим, что в XVI в. подобные реформы митрополита Макария не привели к церковному расколу. Движения иосифлян — сторонников преподобного Иосифа Волоцкого и нестяжа- телей — сторонников преподобного Нила Сорского в XV столетии также не приводили к церковному расколу. Немаловажную роль в церковном расколе сыграли как личностные качества патриарха Никона и духовного вождя противостоящей партии протопопа Аввакума Петрова, так и стремление патриарха привести обрядово-ритуальную жизнь Русской церкви в соответствие с традицией Вселенской церкви. Сторонники старообрядчества также считают, что основой раскола послужили интриги восточных патриархов и стремление самого Никона поставить себя выше Царя, «священство выше царства», и превратить патриарший престол в подобие престола Римского папы. Можно косвенно подтвердить такие догадки прежде всего тем, как сам Никон стремился копировать в России подобия святых мест, в частности, можно говорить о том, что построение Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой должно было подтвердить стремление патриарха показать, что Москва не есть только Третий Рим, но и Второй Иерусалим, т.е. центр Вселенского православия. Несогласие с внешними формами исправления церковной жизни постепенно привело к тому что раскол коснулся и важных богословских вопросов. Так, старообрядцы до сих пор сохраняют в Символе веры слово, исключенное Никоном во время реформы «... и в Духа Свя- таго Господа Истинного и Животворящего...». Слово «Истинного» было исключено из Символа Веры и подтверждено Соборным решением 1666 г. Кроме того, сохраняется двуперстное крестное знамение, крюковое знаменное пение в храме, служение на семи просфорах, вместо пяти, хождение во время крестного хода по солнцу, а не против солнца. Большинство староверов считало, что реформы предваряют царство Антихриста и сам патриарх Никон есть предтеча Антихриста. Уже упомянутый Собор 1666 г. подтвердил все реформы и нововведения, но также и лишил Никона патриаршей власти именно за его стремление поставить себя выше Царя. В декабре 1667 г. новый собор установил проклятия, на старые обряды, которые были сняты лишь Поместным собором 1971 г. В 1974 г. прещения на старообрядцев сняла и Русская Православная церковь за границей. С 1681 г. начинается новый этап противостояния между старообрядцами и сторонниками патриаршей церкви. Протопоп Аввакум и несколько его сподвижников были сожжены в Пустоозерске «за великие на царский дом хулы». После этого главой раскола стал суздальский протопоп Никита Добрынин (Пустосвят), который активно стремился превратить старообрядческое движение в политическое. Восстания московских стрельцов 1682, 1698 г. во многом были спровоцированы староверческими движениями внутри политической элиты Московского государства конца XVII столетия. В 1685 г. после неудавшегося заговора князя Ивана Хованского и диспута, который состоялся в Грановитой палате Московского Кремля между сторонниками и противниками старой веры правительство царевны Софьи Алексеевны издало специальный указ, по которому старообрядчество было официально запрещено. Конфликт принял ожесточенный и затяжной характер. Постепенно раскол становится не только религиозным, но и политическим антигосударственным движением. Все, кто не был согласен с реформами Петра Великого, мог найти себя в расколе. Таким образом, в XVIII в. старообрядчество стало широким общественным движением, в котором соединялись различные слои русского общества: родовитые князья и бояре, богатые купцы, не довольные реформами, стрельцы, ремесленники, крестьяне, городская беднота, которым реформы принесли еще большее обнищание, часто примыкали к старообрядчеству. Так как староверов подвергали серьезным гонениям и преследованиям, они бежали на Урал, в Сибирь, на Дон, Кавказ, Север, в Поволжье. Часть старообрядцев бежали и за границы России, в Шведские владения в Прибалтике, Турецкие земли, Польшу, Австрийские владения. До сих пор существуют несколько исторических центров расселения старообрядцев. Это, прежде всего, Нижегородские и Вятские земли, Сибирь, Дальний Восток, Урал, а также Ветка (часть смоленских и белорусских земель), в Прибалтике восточно-эстонские земли и часть Латгалии. В юго-западной России это бессарабско-бу- ковинские земли, где с середины XIX в. возникает мощный центр старообрядчества в селении Белая Криница. В 1849-1852 гг. правительство

Императора Николая I активно преследовало старообрядцев Поволжья, так что часть из них была вынуждена бежать в Османскую Империю (ка- заки-некрасовцы), вернулась эта община староверов лишь в 1962 г. Отметим, что подобные преследования выработали особый характер у этой группы русских людей, и уже сейчас можно говорить о сформировавшемся особом субэтносе русского народа. Это заметно даже в самоназваниях этих людей — липоване (Румыния, Молдавия, Буковина), семейские казаки (Бурятия, Забайкалье), ижемцы — субэтнос народа Коми, в образовании которого принимали участие новгородские и суздальские переселенцы, гусляки — жители Гуслицкой волости Московской губернии. Можно также отметить, что постоянные преследования выработали у старообрядцев особое стремление к финансовой самостоятельности. Богатому человеку проще было в Российской империи сохранить свою независимость. Именно поэтому около 60% всего купеческого сословия Империи к началу XX столетия составляли выходцы из старообрядческих фамилий. Можно вспомнить известные на всю Россию фамилии: Гучковы, Морозовы, Солдатенковы, Кавылины, Рябушинские. Кстати, этот факт опровергает распространенное в среде либеральной интеллигенции мнение о том, что православная этика, в отличие от протестантской, не способствовала экономическому развитию России и является препятствием к «вхождению России в мировое цивилизованное сообщество».

К концу XVIII столетия старообрядчество стало переживать новый этап своего существования. Только в царствование Императрицы Екатерины II прекратились так называемые гари или крещения огнем — самосожжения наиболее ревностных последователей старой веры. В период правления Императора Павла I (1796-1801 гг.) были предприняты попытки примирения отдельных старообрядческих общин с господствующей церковью. В 1800 г. возникло так называемое единоверие, когда часть старообрядцев воссоединилась с Синодальной церковью при условии сохранения старого обряда и рукоположения особых единоверческих епископов. В 1846 г. старообрядцы нашли себе епископа для восстановления трехчинной иерархии. Это было необходимо сделать, так как последний епископ Павел Коломенский, который не признавал реформ патриарха Никона, был низложен еще в его патриаршество. Священников больше не рукополагали, поэтому, когда умерло поколение священников, рукоположенное еще до раскола, старообрядческие общины либо стали служить так называемым мирянским чином, либо сманивали к себе беглых попов или священников, запрещенных в Патриаршей церкви. Так, возникли два направления внутри старообрядчества — безпоповское и беглопоповское. В 1692 и 1694 г. проходили два собора староверов — безпоповцев, где были выработаны основные положения этого направления внутри старообрядчества. Центральной идеей этого учения было нежелание жить в мире зла, а если невозможно ему противостоять, то можно принять добровольное мученичество. Митрополит Белградо-Кар- ловацкий Амвросий в 1846 г. согласился перейти в старообрядчество, так как уже к этому времени находился на покое и возникло так называемое поповское согласие внутри старообрядчества, которое долгое время именовалось Австрийским согласием, так как центр этого толка находился в селе Белая Криница на территории Австрийской империи. Позднее возник второй центр этого согласия в Москве, на Рогожском кладбище, и в настоящее время существуют две митрополии — Рогожская митрополия, которая носит название Русская Православная Старообрядческая Церковь и ее глава носит титул Митрополита Московского и Всея Руси, и Белокриницкая митрополия, центром которой в настоящее время является Румыния (С^Ь рис. 82), (рис. 109).

Архитектурный ансамбль Рогожской слободы г. Москва

Рис. 109. Архитектурный ансамбль Рогожской слободы г. Москва

Князь Александр Алексеевич Ухтомский (Архиепископ Томский Андрей) 1873-1937 гг

Рис. 109.1. Князь Александр Алексеевич Ухтомский (Архиепископ Томский Андрей) 1873-1937 гг.

В 1923 г. епископ Балашовский Никола (Позднёв), уклонившийся в 1922 г. в обновленческий раскол, вошел в сношения с той частью старообрядцев, которые не приняли в 1846 г. митрополита Амвросия и продолжали принимать беглых священников. Так возникла еще одна поповская иерархия, которая в настоящее время называется Русской Древлеправославной Церковью. Об этом событии неодобрительно высказывался, например, епископ Андрей (Ухтомский), убежденный сторонник диалога Русской православной церкви со старообрядцами.

В настоящее время эта старообрядческая поповская иерархия имеет два духовных центра в Москве в храме Покрова Богородицы на Новокузнецкой улице и в городе Новозыбкове Брянской области при кафедральном соборе Спаса Преображения (рис. 110). Безпоповские толки в настоящее время представлены несколькими центрами: Федосеев- ский толк и Филипповский толк, которые возникли в конце XVIII столетия из крупнейшего старообрядческого монастыря Русского Севера — Вы- горецкой пустыни. Там же, в Выгорецкой пустыни (рис. 111), оформился и так называемый Поморский толк, наиболее мощный до настоящего времени. Поморцы считали, что необходимо полностью порвать с Русской Православной Церковью и перекрещивали переходящих к ним право

по. Спасо- Преображенский кафедральный собор (Русская

Рис. по. Спасо- Преображенский кафедральный собор (Русская

Древлеправославная церковь), г. Новозыбков, Брянская обл.

славных христиан. В настоящее время филип- повцы имеют небольшую часовню на Преображенском кладбище в Москве, а федосеевцы и поморцы также имеют свои духовные центры на Преображенском кладбище в Москве. В Санкт- Петербурге признанными центрами старообрядцев австрийского согласия являются Громов- ское кладбище и Литовская старообрядческая община (рис. 112). Самой крупной из беспоповских согласий является Древлеправославная поморская церковь, которая имеет с 1989 г. единый Российский совет и крупные общины в Эстонии, Латвии, Литве, Белоруссии, Польше. В 1790-х гг. появляется еще одно направление старообрядцев — странники или бегуны, которые полностью бежали от мира. После революции страннический толк пережил свое второе рождение, когда многие староверы бежали от антихристовой советской власти. В настоящее время самой заметной представительницей этого толка является знаменитая Агафья Лыкова. В последнее время она стала активно принимать помощь от Московской митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви. В Нижегородских и Вятских пределах современной России сохранился еще один толк беспоповцев — Спасово согласие*.

Поморцев, федосеевцев и филипповцев также отличает разное отношение к церковным таинствам. Так, поморцы признают таинство брака, которое у них совершает наставник, за неимением священников. Филип- ловцы полностью отрицают таинство брака, а федосеевцы расколоты на две группы — брачников и безбрачников. Все староверы-беспоповцы признают три или четыре таинства из семи. Говоря об особенностях беспоповских толков в старообрядчестве, можно сказать, что часть современных православных богословов не считает их строго православными в отличие от поповцев. Связано это прежде всего с тем, что за то время, что беспо-

Выгорецкая пустынь — старообрядческий беспоповский центр XVIII в

Рис. 111. Выгорецкая пустынь — старообрядческий беспоповский центр XVIII в.

повцы жили вне развития православной традиции, изменилось их видение многих духовных проблем. В частности, это связано с особой формой эсхатологии беспоповцев. Значительная их часть считает, что три с половиной года царствования Антихриста перед Вторым Пришествием нужно понимать в аллегорической форме.

Успенский кафедральный собор РПСЦ на Громовском кладбище в Санкт- Петербурге. Взорван в 1940 г

Рис. 112. Успенский кафедральный собор РПСЦ на Громовском кладбище в Санкт- Петербурге. Взорван в 1940 г.

Антихрист уже пришел в мир вместе с Никоновскими реформами и правит миром, но Господь долготерпит, так как надеется на пополнение истинно верующих. Эта идея о «чувственном Антихристе», конечно, не имеет ничего общего с православным учением о Конце Мира. Поэтому можно говорить о том, что старообрядцы- беспоповцы являют собой очень интересный феномен — феномен своеобразного «православного протестантизма». На Урале в среде старообрядцев сформировался еще один толк, который можно считать промежуточным между половцами и беспоповцами. Это часовенное согласие. В настоящее время часовенные в Пермском крае и в Свердловской области близки к объединению с Русской Православной Старообрядческой Церковью. Русская Православная Церковь стремится к активизации диалога с поповскими старообрядческими согласиями. Так, стало более активно развиваться единоверие, кроме этого появляются так называемые старообрядные приходы внутри Русской Православной Церкви. Наиболее значительными в Москве можно считать старообрядные приходы храмов Николы на Берсеневской набережной, Покрова Божией Матери в Рубцово и приход Спасского собора Спасо-Андроньевского монастыря.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >