ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ

В культурной географии произошел рост интереса к проявлению этнических черт социума в ландшафте. Этот интерес выразился в создании множества работ, обобщающих знания о закономерностях обустройства этносом пространства его жизни, лингвистических аспектах отражения территории в этнической культуре, специфике хозяйственного освоения территорий сообществами разных национальностей, формировании образов пространства, свойственных этносам, населяющим ландшафты. Сложность этнокультурного ландшафта как объекта исследования, его положение на стыке между гуманитарными и естественными науками определяют междисциплинарность и новаторский характер ряда подходов. Поэтому перед нами стоит задача обобщить осевые концепции культурного и этнокультурного ландшафта, выделить основные направления и категории его исследования, наметить методические пути изучения формирования этнокультурного ландшафта с учетом и естественно-географической и гуманитарной составляющей.

КУЛЬТУРНЫЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ: ОСЕВЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Культурный ландшафт — одно из ведущих понятий современной культурной географии, отличается разнообразием трактовок и теоретических оснований. Популярность концепта обусловлена тем, что он соединяет культуру и природу, материальные и духовные аспекты обживания пространства.

В академической науке первенство теоретической разработки понятия отдается К. Зауэру, который в 1925 г. в работе «Морфология ландшафта» дал следующее определение: «Культура — действующее начало, природный ареал — посредник, культурный ландшафт — результат» [Sauer, 1925, цит. по: Рагулина, 2013, с. 178]. Зауэр полагал, что «культурный ландшафт есть географический ареал в своем окончательном значении... Все его формы являются результатом деятельности человека, характеризующей ландшафт. В этом определении географы заинтересованы в выявлении не энергии, обычаев и верований людей, а в том, как они “записаны” в ландшафте» [Sauer, 1925, цит. по: Рагулина, 2013, с. 179].

Л.С. Берг считал, что «под именем географического ландшафта следует понимать область, в которой характеры рельефа, климата, растительного покрова, животного мира, населения и, наконец, культуры человека сливаются в единое гармоническое целое» [Берг, 1929, с. 254J. Впоследствии из-за изменения политического курса СССР и гонений на антропогеографию культура и население как компоненты географического ландшафта были исключены из его определения. Тем не менее Л.С. Берг настаивал на том, что культурный ландшафт, прежде всего, выделяется тем, что произведения культуры и человек играют в нем заметную роль, поэтому населенные пункты, такие как города и деревни, составляют части культурного ландшафта [Берг, 1915].

В настоящее время спектр существующих подходов к культурному ландшафту значительно различается. Так, в зарубежной культурной географии часто к подлежащему «ландшафт» не добавляется определение «культурный», поскольку сам термин «ландшафт» предполагает участие культуры (таблица 1.1).

Приведенная таблица содержит определения общегеографического понятия «ландшафт» в зарубежных научных школах. Все они довольно близки отечественным трактовкам культурного ландшафта.

Таблица 1.1

Трактовка понятия «ландшафт» в зарубежной географии [Franks, 2007, р. 102]

Автор

Определение

Географический ландшафт

Meinig, 1979

Ландшафт начинается с интуитивного признания личностью сложного сочетания физических, биологических и культурных черт... Ландшафт всегда включает человека и природу

Cosgrove, 1984

Ландшафт относится к внешнему миру при посредничестве субъективного человеческого опыта, это путь понимания, который не могут предложить ни регион, ни ареал. Ландшафт — не просто мир, который мы видим, это конструирование, композиция мира, ландшафт — способ видения мира

Keistri, 1990

Ландшафт включает материальный пейзаж ареала, видимый наблюдателем, его восприятие подразумевает процессы работы по формированию этого ландшафта и возникает в разуме

Zukin, 1991

Ландшафт подразумевает физическое окружение, но также ссылается на ансамбль материальных и социальных практик, и их символические репрезентации

Автор

Определение

Greidcr and Garkovich, 1994

Ландшафты — это символические среды, сотворенные человеческими действиями, люди наделяют значениями природу и свою среду, давая средовые определения с конкретной точки зрения, через специфические фильтры ценностей и верований

Abramsson,

1999

Ландшафт — в большей мере отражение культурных идентичностей, чем природной среды. Физическая среда в ландшафте преобразована, и культурные группы трансформируют ее с помощью символов, устанавливая различные значения одних и тех же физических объектов

Gold and Rcvill, 2000

Мы должны думать об индивидуальных ландшафтах как о компромиссных, частичных, соревнующихся и нестабильных, как о способах упорядочивания мира и нашего вмешательства в него. Мы должны мыслить ландшафт как сформированный отношениями с другими ландшафтами и концепциями ландшафтов

Tress et al., 2001

Ландшафты содержат и природные и культурные размерности. Они многомерны, мультифункциональны и должны расцениваться как холистические динамические системы, которые состоят из взаимодействующих геосферы, ноосферы и биосферы. Эти размерности равнозначны. Взаимоотношения существуют между людьми и ландшафтом. Не только люди влияют на ландшафт, но и ландшафт влияет на людей. Эта созависи- мость — наиболее важный связующий фактор между естественными и гуманитарными науками в исследовании ландшафта

Tress and Tress, 2001

Ландшафт состоит из пяти размерностей — пространственной целостности, ментальной целостности, временной размерности, единства природы и культуры и сложной совокупности систем

Mitchell, 2002

Ландшафт должен рассматриваться не как объект, который можно увидеть, и не как текст, который можно прочитать, но как процесс, с помощью которого формируются социальные и субъективные идентичности... Он не просто обозначает или символизирует отношения власти, он сам является инструментом культурной власти независимо от намерений людей

Культурный ландшафт

Lewis (in Meinig), 1979

Культурный ландшафт — ландшафт, произведенный людьми. Большинство культурных ландшафтов тесно связано с физической средой

Автор

Определение

Keistri, 1990

Культурный ландшафт характеризуется элементами, которые создали люди, это ареал, как он видится людям, и невидимый опыт, возникший в человеческом разуме с помощью ареала и его основополагающих факторов

Отечественными географами предпринят ряд попыток систематизации подходов к исследованию культурного ландшафта. А. В. Лю- бичанковский [2007] отталкивался от трактовки культурного ландшафта Л.С. Берга и по этому критерию разделил все определения на три группы: первая — содержит развитие понимания культурного ландшафта Л.С. Берга, вторая ориентирована на «внешние цели», третья, наиболее перспективная с точки зрения данного автора, предполагает интеграцию «внешних целей» и развитие взглядов Л.С. Берга. В таблице 1.2, приведенной по названной работе, группы подходов обозначены соответственно №1, № 2, № 3.

Таблица 1.2

Возможные подходы к развитию концепции культурного ландшафта в понимании Л.С. Берга [Любичанковский А.В., 2007, с. 29]

Авторы

Суть концепции

Группа подходов № 1

Д.В. Богданов

Культурный ландшафт — это результат целенаправленной деятельности человека

Ю.Г. Саушкин

В культурном ландшафте взаимные связи элементов природной среды изменены человеческой деятельностью, но не разрушены полностью. Современный нам культурный ландшафт содержит следы прошлых эпох

В. Б. Сочава

Культурный ландшафт — результат сотворчества человека с природой. Сотворчество выражается в использовании и оптимизации потенциальных возможностей и тенденций, заложенных в самой природе

В.А. Николаев

Главное для культурного ландшафта — антропогенное управление им, без этого он деградирует

Б.Б. Родоман

Культурный ландшафт — территориальный симбиоз человека и природы, важнейшая характеристика культурного ландшафта — его красота

Д.Л. Арманд

Истинно культурный ландшафт должен быть не только производительным и здоровым, но и красивым

Авторы

Суть концепции

В.Л. Каганский

Культура — существенный аспект ландшафта, а ландшафт — сфера и ценность культуры

В.А. Низовцев, М.В. Онищенко Е.В. Богданова

Ландшафтно-исторические памятники — археологические и исторические — образуют с окружающей природой единое целое

В.Н. Калуцков, Т.Л. Красовская

Культурный ландшафт — природно-культурная среда, развитие определенного этноса или определенного местного сообщества

А.С. Кусков, Е.И. Арсеньева

Важнейшей частью культурного ландшафта является культурное наследие, сохраняемое в виде предметов или информации

Группа подходов № 2

Ф.Н. Мильков

Культурные ландшафты — регулируемые человеком антропогенные комплексы. Цель регуляции — поддерживать их в состоянии, оптимальном для выполнения возложенных на них хозяйственных, эстетических и других функций

А. Г. Исаченко

Структура территории в культурных ландшафтах рационально изменена и оптимизирована на научной основе в интересах общества

Группа подходов № 3

Ю.А. Веденин, М.Е. Кулешова и др.

Культурный слой ландшафта — доминирующий фактор развития культурного ландшафта. Концепция культурного ландшафта — важный инструментарий при решении управленческих задач применительно к тем территориям, где природное разнообразие является функцией многих переменных. Культурные феномены развиваются в непосредственном контакте с природным разнообразием и природной индивидуальностью местности, тем самым определяя целостность и ценность природнокультурного континуума наследия. Применение концепции культурного ландшафта позволяет решить проблему качественной гармонизации состава объектов Всемирного наследия

Р.Ф. Туровский

Культурный ландшафт включает природный и антропогенный слои... Можно выделить несколько видов культурных пространств (этническое, конфессиональное, историческое, лингвистическое, профессионального и народного искусства, бытовой культуры)

Указанный автор сгруппировал подходы по отношению к «внешним» целям развития культурного ландшафта, однако «внешнее» и «внутреннее» в нем взаимно связаны и объединены. Помещение кардинально различных подходов в первую группу вызывает сомнения. Так, В.Л. Каганский исследует культурный ландшафт с феноменологических позиций начала XXI в., а взгляды Д.В. Богданова и Ю.Г. Саушкина не только отстоят по времени более чем на полвека, но также разрабатывают совершенно другую, сциентистскую географическую традицию. Тем не менее систематизация трактовок культурного ландшафта, приведенная А.В. Любичанковским, показывает разнообразие взглядов ведущих отечественных географов.

Общим моментом практически во всех трактовках культурного ландшафта является его объединяющий характер. В рамках концепции культурного ландшафта осуществляется синтез природного и культурного блоков, причем культура понимается широко: как сотворчество [Сочава, 1978], эстетика [Николаев, 2005; Родоман, 2011], деятельность [Саушкин, 1946]. Морфологически культурный ландшафт представляет симбиоз (выражение Б.Б. Родомана) компонентов либо единство одновременно существующих слоев духовной и материальной культуры, природной основы [Веденин 1990, 1997; Веденин, Кулешова, 2001], комплекс метафорических «пространств» — конфессионального, лингвистического и др. [Туровский, 1998]. Как отмечает М.В. Рагулина [2012], культура в социалистический период трактовалась как надстройка над экономическим базисом, поэтому культурный ландшафт определялся как природный ландшафт, измененный в позитивном направлении воздействием общества. Деидеологизация перестроечного времени способствовала стремлению российских географов наверстать отставание от западных культурно-географических разработок. Это выразилось в активном развитии этнокультурного ландшафтоведения, исследовании культурных ландшафтов — объектов наследия, становлении культурно-географической регионалистики, герменевтических подходов к ландшафту, когнитивно-пространственных и образно-географических направлений. Таким образом, современное учение о культурном ландшафте отличается разнообразием и разветвленностью входящих в него подходов. Этнокультурный ландшафт как подкласс культурного ландшафта также испытал на себе действие современных течений теоретического поиска, что выразилось в формировании категорий и направлений его исследования.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >