РЕСТАВРАЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ

Многие исторические скульптурные памятники «состарились», время не пощадило их, а реставрационная наука не очень озаботилась их обновлением и сохранением.

В связи с этим автор предлагает технологию реставрации (ремонта) трещин, околов, раковин, коррозионных повреждений ценных предметов старины из бронзы, меди, чугуна и латуни с использованием анаэробных герметиков (АГ) как не наполненных, так и наполненных мелкодисперсным соответствующим металлом. Отреставрированные АГ изделия можно хранить в широком диапазоне температур (от —60 до 120°С); они водо-, солнце- и коррозиостойки.

Технологические операции реставрации металлических изделий достаточно просты, не трудоемки и не требуют высокой квалификации рабочих.

До настоящего времени для реставрации дефектов в изделиях, например, монументальной скульптуры или декоративно-прикладного искусства, пользуются методом протезирования. Иначе говоря, в расчищенное (рассверленное) отверстие изделия вставляется элемент (протез, пломба) из идентичного металла с последующей расчеканкой. Этот метод исключительно трудоемок.

В 1985 г. автором были начаты исследования анаэробных герметиков с НИИ полимеров им. В.А. Каргина для реставрации медных, бронзовых, латунных и чугунных произведений искусства. Лабораторные исследования позволили отобрать анаэробные герметики, технология приготовления и нанесения которых отвечала требованиям реставрационных работ как на крупноразмерных изделиях, например, бронзовая скульптура, так и на музейных статуэтках и церковной утвари. Удобными в работе оказались следующие:

  • • Анатерм-103 отверждался в течение 5—6 ч, жизнеспособностью около 1 ч, безусадочный и обеспечивающий прочность соединения указанных выше металлов 25-28 МПа;
  • • Унигерм-9 для уплотнения раковин, отверждался быстро и через 3 ч прочность достигала 12 МПа;
  • • Анатерм-6 отверждался в течение 6 ч при жизнеспособности около 0,5 ч и обеспечивал прочность соединения медных и бронзовых элементов более 10 МПа.

Интересные результаты получены и при исследовании адгезионно-когезионных свойств: Унигерм-6 (7, 8, 10, 11); ДН-1 и ДН-2; Анатерм-17 (4, 125Ц, 18, 8, 5МД).

При использовании анаэробных герметиков не требуется расчищать дефектную зону, а следовательно, не наносить памятнику дополнительных утрат. Надо отметить, что традиционная технология — протезирование — далеко не всегда применима. В частности, на мелких скульптурах и изделиях прикладного искусства.

Исследования продолжаются с применением различных присадок, пигментов и наполнителей, что позволит решать разнообразные задачи реставрационных работ (составы и технологии в стадии патентования).

На карнизах фасадов зданий советского периода установлены монументальные скульптуры, а на фасадах — барельефы и горельефы из мелкозернистых бетонов, армированных металлическими сетками и стержнями. К сожалению, металлы использовали коррозионно нестойкие. «Старение» этих памятников интенсифицируется со временем и процесс этот носит необратимый характер.

Проявляется «старение» в отшелушивании поверхностного слоя и появлении трещин, которые растут, так как просочившаяся в них влага, замерзая, расширяет трещину. Арматура, корродируя, увеличивается в размерах, отторгая защитный слой бетона.

Борьба с этим явлением велась примитивными способами. Ежегодные «подмазки» цементно-песчаным раствором и окраски результатов не дают и процесс коррозии не останавливают.

В 2014 г. автором обследованы фрагменты барельефа, бывшего на фронтоне фасада здания стадиона «Динамо» и установлено нижеследующее:

  • • скульптурный барельеф С. Меркулова выполнен из армированного черной катанкой 0 6 мм высокопрочного пескобетона в 20-х гг. прошлого века и является памятником советского времени;
  • • в течение первых десятилетий барельеф капитально ремонтировали;
  • • многократное замораживание-оттаивание привело к образованию микротрещин. Проникающая в трещины вода вызывала коррозию арматуры, продукты которой многократно превышали первоначальный объем арматуры, вызывая дополнительные напряжения в теле бетона, что, естественно, способствовало раскрытию этих трещин;
  • • предположительно через 30—35 лет начали ремонтировать поверхностные трещины и каверны, уплотняя их цементно-песчаным раствором с последующей окраской (вероятно белой масляной краской);
  • • такой ремонт был обычным-типовым в 50—70-х гг. прошлого века, и никакого проку от него не было — «видимость вместо сути», так как коррозия и арматуры, и бетона имела необратимый нарастающий характер;
  • • исследование уцелевших фрагментов, сколотых со стены без предварительного распиливания, показало, что арматура скорродировала на 70%, а в отдельных участках на 90%;
  • • мелкозернистый пескобетон местами полностью утратил плотность, но в отдельных местах, где не было армирования, прочность составила около 120 кгс/см2.

Вывод сделан однозначный: восстановить барельефы невозможно. Однако, можно сохранить для музея отдельные фрагменты.

В связи с проведенными исследованиями и многочисленными натурными обследованиями подобных памятников, вазонов и скульптур была разработана следующая технология «лечения»-консервации барельефов:

  • • неплотные слои бетона очистить клюкарзой (циклей);
  • • оголенную арматуру очистить металлической щеткой;
  • • всю поверхность барельефа (горельефа) пропитать Лукаром-ОП за два раза с промежутком по времени до 3 ч;
  • • приготовить полимерраствор, тщательно перемешав Лукар-5 с сухим мелкодисперсным наполнителем (белый цемент, промытый песок, лучше горный и т.п.);
  • • полимерраствор нанести на дефектные участки (каверны, щели);
  • • через 1,5—2 ч можно выполнять отделку поверхности по согласованию с районным архитектором или представителем проектной организации. В качестве отделочного покрытия эффективно использовать Лукар-ОП, наполненный соответствующим пигментом.

Скульптуру и вазоны реставрировать можно по той же технологии. Для закрепления утраченных элементов в процессе реставрации можно использовать пенополиуретан, впрыскиваемый из тубы.

Очевидно, что стандартных решений при реставрации не бывает, поэтому начинать работы надо под руководством профессионала.

Штукатурные покрытия стен

Автор многие годы убеждает строителей, что штукатурить кирпич и камень цементно-песчаным раствором вредно (см. гл. II).

Для этого надо использовать «дышащий» и «теплый» известковый раствор. Готовят его под навесом или в помещении, сделав творильню — емкость из древесины. Такую емкость засыпают комковой негашеной известью и заливают водопроводной водой (над известью должен быть слой воды 3—4 см).

Через 6—7 суток известь готова. Ее смешивают с промытым речным песком из расчета по объему 1/3 извести и 2/3 песка и затворяют минимальным количеством воды, содержащей 5% по объему нашатыря (NH4C1).

Допускается применение состава: 1/3 извести, 1/3 песка и 1/3 портландцемент М500, так же затворяя 5%-ным раствором нашатыря. Если стена сырая, то полезно добавить 1/5 часть недавно сожженной молотой извести.

В помещениях рационально применять такой состав: 1/3 извести и 2/3 песка, затворенные 5% водного раствора нашатыря.

Эффективно использование горного песка минимальной крупности зерен.

Для повышения сохранности кирпичных и белокаменных стен полезна известковая окраска, что традиционно культивируется в наших церквях и монастырях.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >