Зависимость напряженности эпизоотической ситуации по туберкулезу крупного рогатого скота от биогео- химических особенностей территорий
Напряженность эпизоотической ситуации по туберкулезу крупного рогатого скота в различных странах мира неодинакова. Часть стран, особенно Западной Европы, регистрируют единичные случаи туберкулеза крупного рогатого скота. В других странах, где туберкулез имел массовое распространение, исследователи установили зональные особенности болезни (Африка, США).
Методом наложения показателей проявления эпизоотического процесса на почвенную карту Среднего Приобья
зп
установлена зависимость между интенсивностью проявления эпизоотического процесса туберкулеза крупного рогатого скота в зонах Среднего Приобья и преобладанием тех или иных типов почв и почвенных комплексов на территории районов этих зон.
В районах с преобладанием черноземов и незначительными площадями солонцовых засоленных почв туберкулез крупного рогатого скота имел ограниченное распространение или не регистрировался десятилетиями. С увеличением площади солонцовых и солончаковых засоленных почв отмечалось повышение интенсивности проявления эпизоотического процесса туберкулеза крупного рогатого скота.
Проведенным исследованием установлено снижение напряженности эпизоотической ситуации по мере уменьшения площадей, занятых солончаками (г = 0,5 при Р < 0,05). Эти сведения дополнены новыми данными о зависимости напряженности эпизоотической ситуации по туберкулезу с уровнем грунтовых вод (г = 0,7) и высотой расположения территорий над уровнем моря (г = 0,8).
Эпизоотологические закономерности распространения туберкулеза крупного рогатого скота обусловлены особенностями механизмов передачи возбудителя и уровнем устойчивости животных к туберкулезу.
Сопоставление показателей проявления эпизоотического процесса туберкулеза крупного рогатого скота с географической и почвенной картами Среднего Приобья позволило выявить связь напряженности эпизоотической ситуации со свойствами почвы, в частности, с бонитетной стоимостью почвенного покрова сельскохозяйственных угодий административных районов области. Наибольшим природным плодородием (70-90 баллов) обладают почвы на востоке региона.
Статистическим анализом сведений по бонитету почвенного покрова административных районов Среднего Приобья и данных по напряженности эпизоотической ситуации по туберкулезу крупного рогатого скота в этих же районах установлена обратная зависимость между уровнем бонитетной стоимости почвенного покрова сельскохозяйственных угодий и распространенностью туберкулеза крупного рогатого скота и индексом эпизоотичности (г = -0,90 и г = -0,50 соответственно). С уменьшением бонитетной стоимости почвенного покрова кормовых угодий увеличивалась напряженность эпизоотической ситуации (г = -0,50) и индекс эпизоотичности (г = -0,40).
Недостаточное количество белкового корма не может быть единственной причиной восприимчивости животных к туберкулезу.
Более конкретные сведения о свойствах почв, которые могут оказывать влияние на физиологическое состояние организма животных, на колебания устойчивости крупного рогатого скота к туберкулезу могут представить исследования биогеохимического направления.
На территории Среднего Приобья выделены биогеохи- мические провинции, отличающиеся по уровню содержания в них химических элементов, в том числе микроэлементов.
Первая - Центрально-Восточная - биогеохимическая провинция расположена вдоль реки Обь, прорезана относительно густой сетью речек, ручьев и балок, поэтому имеет хороший поверхностный и грунтовый сток. Преобладающей материнской породой здесь является лесовидный суглинок, содержащий достаточное количество бора (4,17 мг/кг), молибдена (1,4 мг/кг), меди (32,0 мг/кг) и марганца (584 мг/кг). Преобладающие почвы тяжело-суглинистые, выщелоченные и дегидрированные черноземы, темно-серые и серые лесные. Верхний пахотный горизонт имеет много меди (26,7-
39.6 мг/кг), кобальта (10,3-11,4 мг/кг абсолютно сухого вещества). Количество валового марганца в этих почвах больше (990 мг/кг), чем в почвообразующей породе (556 мг/кг), но процент подвижного марганца очень мал (8%).
В естественных кормах этой зоны достаточное количество кальция (от 0,6 до 0,9%), фосфора (до 0,28%). В кормах значительно преобладают основные зольные элементы (калий, натрий, кальций, магний) над кислотными (сера, фосфор, хлор).
Сено содержит значительное количество железа (202,2-
406.6 мг/кг абсолютно сухого корма), меди (7,87-13,05), цинка (32,85-52,27), молибдена (1,2—2,07), бора (23,95—
37,02), кобальта (0,21-0,22), свинца (1,27-1,39), олова (0,69- 0,83), бария (2,26-6,37 мг/кг абсолютно сухого корма).
Пастбищная трава суходольных лугов содержит много железа (22,8 мг/кг абсолютно сухого корма) и цинка (5,75), в пределах нормы содержит медь (10,8) и молибден (0,52 мг/кг абсолютно сухого корма). В кормах этой биогеохимической провинции не хватает марганца, что связано, как следует из научных данных, с малым содержанием подвижных форм его в почвах.
Вторая биогеохимическая провинция занимает Центральную, Южную Барабу и Северную Кулунду (в пределах области). Почвообразующими породами здесь являются лесовидные суглинки тяжелого и среднего гранулометрического состава в Барабе и облегченные в Северной Кулунде. В межгривных понижениях эти породы нередко сложены глинами и озерными илами. Здесь широко распространены тяжело-суглинистые почвы солонцового, солонцово-солончакового болотного и болотно-солончакового типов, которые, в основном, наследуют уровни содержания микроэлементов, характерные для почвообразующих пород.
Верхние горизонты разнообразных почв данной провинции богаты медью (41,3-^18,4 мг/кг), кобальтом (9,5- 11,2 мг/кг). Содержание же этих элементов в естественных травостоях резко различается в зависимости от условий местообитания, почв, ботанического состава. Пастбищная трава с повышенных незасоленных участков по полянам среди березовых колков содержит много меди (7,39-9,11 мг/кг) и кобальта (0,71-1,38 мг/кг). Наибольшую долю в рационах животных занимают пастбищная трава и сено, заготовленное с солонцево-солончаковых и болотно-солончаковых массивов, содержащие мало меди (1,74-1,91 мг/кг) и кобальта (0,12-0,19 мг/кг). В этих кормах большое количество кремния, малое кальция, фосфора, большой процент хлора (до 0,9-1,04%). В силу этого преобладания основных элементов над кислотными и отношение кислотных эквивалентов к основным значительно увеличивается (0,6-0,95), действуя неблагоприятно на организм животных.
Химический состав растительности Кулунды сходен с химическим составом растительности Барабы. Установлено низкое содержание в растительности Кулунды фосфора, магния, меди и кобальта. Установлен избыток бора и молибдена.
Растительность с солонцово-солончаковых и болотносолончаковых участков, расположенных в межгривных понижениях по окраинам болот и озер, характеризуется явным недостатком меди (2,35-2,97 мг/кг) и кобальта (0,12- 0,16 мг/кг) и избытком молибдена (3,09 мг/кг) и бора (41,63- 43,93 мг/кг).
Вторая биогеохимическая провинция отличается от первой не только недостатком меди и кобальта, избытком бора и молибдена, но и высоким содержанием циркония в естественных кормах.
Третья - Северо-Барабинская - биогеохимическая провинция наименее изучена в сравнении с другими. Данных по содержанию микроэлементов в материнских породах, почвах и водах нет. Территория Северо-Барабинской провинции занята трудно проходимыми моховыми болотами и заболоченными лесами. Заболоченность достигает 57,5%, залесен- ность - 28%. Рельеф равнинный, местами гривный.
Меди в почвах здесь содержится 33,7 мг/кг, кобальта 10,5 мг/кг. Естественные корма содержат мало меди (3,13- 6,19 мг/кг), много кобальта (0,44-0,81 мг/кг абсолютно сухого корма). Сено содержит мало железа, меди, бора, титана и много цинка, молибдена, кобальта.
Таким образом, анализируя научные сведения о содержании основных макро- и микроэлементов различных био- геохимических провинций Среднего Приобья и отдельных ландшафтных территорий, можно говорить о достаточном количестве меди и кобальта в естественных кормах Центрально-Восточной провинции, их недостаточном количестве в кормах Барабинской и малом - в Кулундинской провинции. В растительности Барабинской и Кулундинской провинций - избыток бора и молибдена. Северо-Барабинская биогеохимическая провинция отличается низким содержанием в кормах железа и меди, высоким - молибдена и олова.
Роль отдельных микроэлементов в формировании устойчивости к возбудителю туберкулеза крупного рогатою скота экспериментальным путем не установлена.
Имеются сообщения в научной литературе об изменениях обмена веществ у больных туберкулезом, о некотором профилактическом эффекте введения в рацион крупного рогатого скота меди, железа и кобальта. Отмечена роль витаминов в устойчивости к туберкулезу. Повышение резистентности к туберкулезу у крупного рогатого скота было отмечено при введении животным тривитамина (А, В3, Е).
В опытах на крупном рогатом скоте показано, что в сыворотке крови количество фосфора, витамина С, каротина, меди и кальция у реагирующих коров меньше, чем у здоровых. В других хозяйствах с аналогичной эпизоотической ситуацией биохимические показатели сыворотки крови, косвенно отражающие состояние обмена веществ, у реагирующих на туберкулин коров были ниже, чем у не реагирующих. При дополнительном введении в рацион крупному рогатому скоту хлористого кобальта, сернокислого марганца, сернокислой меди и йодистого калия улучшился биохимический состав крови. Среди коров опытной группы реагирующих на туберкулин было в 2,5 раза меньше, чем в контрольной. Причиной снижения резистентности коров к туберкулезу является недостаточное содержание в организме меди и аскорбиновой кислоты.
С целью установления зависимости между содержанием основных микроэлементов в кормовых культурах и показателями проявления эпизоотического процесса туберкулеза крупного рогатого скота в Среднем Приобье использованы сведения о биогеохимическом районировании и эпизоотической ситуации.
Сопоставлением этих данных на карте Среднего При- обья выявлено, что в Центрально-Восточной биогеохимиче- ской провинции, расположенной вдоль реки Обь, где в кормах содержится достаточное количество кальция (от 0,6 до 0,9%), фосфора (до 0,28%), бора (23,95-37,02 мг/кг абсолютно сухого корма), железа (202,2-406,6), меди (7,87-13,05), кобальта (0,21-0,22), молибдена (1,2-2,07 мг/кг абсолютно сухого корма), наиболее благополучная эпизоотическая ситуация по туберкулезу крупного рогатого скота в течение последних 25 лет (рис. 6.3). Как следует из ветеринарной отчетности, эпизоотическая ситуация по туберкулезу крупного рогатого скота в Центрально-Восточной зоне наиболее благополучная по сравнению с территорией Барабинской и Кулундинской зон.

Рис. 6.3. Зависимость распространенности туберкулеза крупного рогатого скота от обеспеченности животных макро- и микроэлементами на территории Среднего Приобья
На территории второй биогеохимической провинции, занимающей Центральную, Южную Барабу и Северную Ку- лунду (в пределах Среднего Приобья) в кормах содержится меньше меди (1,74—1,91) и кобальта (0,12-0,19 мг/кг абсолютно сухого корма), большое количество хлора (до 0,9- 1,04%), избыток бора и молибдена (41,63-43,93 3,09 мг/кг абсолютно сухого корма соответственно). На территории этой провинции самые высокие показатели напряженности эпизоотического процесса. Во многих хозяйствах юго- западной части Барабы и Северной Кулунды туберкулез крупного рогатого скота имеет стационарный характер течения. Оздоровление неблагополучных ферм методом полной замены скомпрометированного по туберкулезу поголовья здоровыми животными не всегда оказывалось эффективным. Повторные вспышки выявлены в основном во второй биогеохимической провинции (80% от общего числа повторных вспышек). Причем в 33% случаев туберкулез регистрировали повторно через 1-2 года после оздоровления.
Третья - Северо-Барабинская - биогеохимическая провинция отличается малым содержанием железа, меди, бора, молибдена и кобальта. В административных районах этой провинции показатель напряженности эпизоотической ситуации составляет от 0 до 0,3.
Таким образом, биогеохимические зоны различных территорий, связанные с неодинаковым содержанием количества микроэлементов в кормах, оказывают влияние на устойчивость крупного рогатого скота к возбудителю туберкулеза.
На территориях с низким содержанием меди, кобальта, кальция и фосфора и высоким содержанием хлора, бора и молибдена показатели проявления эпизоотического процесса туберкулеза крупного рогатого скота в среднем за последние 20 лет достигали высокого уровня (напряженность эпизоотической ситуации от 0,3 до 6,4).
В биогеохимической провинции, где в кормах отмечено значительное содержание железа, меди, цинка, кобальта, молибдена, туберкулез крупного рогатого скота не регистрировался.
С уменьшением бонитетной стоимости почвенного покрова сельскохозяйственных угодий административных районов Среднего Приобья увеличиваются показатели напряженности эпизоотического процесса туберкулеза крупного рогатого скота. С увеличением в земельном фонде хозяйств процента солонцов, солончаковых и солонцовых комплексов повышалась напряженность эпизоотической ситуации.
Методом наложения на географическую карту сведений о содержании в кормах основных микроэлементов и показателей напряженности эпизоотической ситуации выявлена связь между уровнем содержания бора, меди, кобальта, железа в кормах и распространенностью туберкулеза крупного рогатого скота в трех биогеохимических провинциях Среднего Приобья.