СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

Объект и структура социального познания

Истоки социального познания уходят вглубь истории. Человек практически одновременно стал стремиться как к познанию природы, так и себя, социальных отношений между людьми. Познание людьми общества, особенностей его функционирования и развития себя в системе общественных отношений, своих целей, отношений человека с обществом называется социальным познанием. Объектом социального познания является общество.

Общество — это обособившаяся от природы система, представляющая собой совокупность исторически сложившихся способов совместной деятельности людей и форм их объединений. В Философской энциклопедии сказано, что общество «выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп, движении классовых и других социальных противоречий» [102, с. 120]. В узком смысле под обществом часто понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, капиталистическое общество) или отдельный объект наблюдения, сформированный из групп людей, объединенных по национальным, профессиональным и иным признакам (российское общество, общество защиты прав потребителей и т.п.).

Общество представляет собой сложную систему, элементами которой являются:

• люди и формы их совместной деятельности (труд, образование, отдых и т.д.);

  • • социальные институты, регулирующие и направляющие совместную деятельность людей (формальные институты — это государство, суд, армия, парламент и т.д.; неформальные институты — несистемная политическая оппозиция, армейская «дедовщина», движения «панк» и «рок» и т.п.);
  • • духовная сфера (религия, искусство, философия, нравственное сознание, наука и т.д.), поскольку общество — это совместная деятельность людей, обладающих сознанием.

В социологии принято деление общества на два типа (по К. Попперу): открытое и закрытое. Последнее характеризуется статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом. Часто оно ассоциируется с понятием «тоталитарное общество». В противоположность данному типу открытое общество имеет динамичную структуру, высокую мобильность, инновационность, демократическую форму управления. Открытое общество — это общество без единой государственной идеологии, но с закрепленными в конституции гражданскими правами.

При системном подходе к анализу общества в нем выделяются основные сферы:

  • • экономическая (материально-производственная), основу которой составляет капитал, труд, земля и предпринимательская активность. Экономическая сфера — это область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг, это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении экономических благ;
  • • социальная, которую образуют такие социально-этнические и социальные общности, как нации, классы, различные социальные группы. При этом, если в социальной философии и социологии понятие «социальная сфера» трактуется как различные социальные общности и связи между ними, то в экономике под социальной сферой понимается совокупность отраслей, задачей которых является повышение уровня жизни населения (здравоохранение, образование, туризм, ЖКХ и т.д.);
  • • политико-правовая, охватывающая политико-властные и правовые отношения государства и общества;
  • • духовная, связанная с отношениями между людьми в таких подсистемах, как культура, религия, мораль, идеология, искусство. По мнению В.Ю. Шпака, сферное деление общественной жизни

относительно [111]. Однако оно позволяет обнаружить «собственное» поле существования субъектов, специфику их деятельности. Очевидно, что все основные сферы жизни общества взаимодействуют через субъектов (экономики, политики, культуры и т.п.). При этом нет четкого соотнесения конкретного субъекта с соответствующей сферой. Так, конкретный вуз как элемент социальной сферы может активно работать в экономической сфере, зарабатывая деньги от оказания образовательных услуг. Его преподаватели могут участвовать в духовной жизни общества, избираться в депутаты и т.п. Другими словами, существует сложность выделения собственно сферного поля деятельности многих субъектов, особенно тех, которые функционируют в неустоявшихся (нестабильных) общественно- политических и экономических образованиях.

Общество — это единый социальный организм, а не механическое соединение его элементов, не сумма людей, учреждений, идей. Это сложное сплетение связей и отношений, взаимовлияющих друг на друга элементов. Это целостность, все части которой получают свою качественную определенность в рамках этого целого. Это относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное разнообразными формами совместной деятельности людей.

Но жизнь человеческого общества — не только сохранение и воспроизведение общественных структур. Она развернута во времени и в социальном пространстве, представляя собой исторический процесс. Этот процесс охватывает всю историю человечества, начиная от первобытных времен и заканчивая современностью. Что собой представляет эта история человечества? Происходит ли развитие человеческого общества хаотично или по определенным законам? Можно ли говорить о единстве человеческой истории? Какова направленность исторического процесса, в том числе таких его составных элементов, как социально-экономический и политический процессы? Это вопросы не простые и, как правило, не имеющие однозначных ответов.

Социальное познание осуществляется разными науками, которые принято подразделять на общественные (социология, экономика, право, политология и др.) и гуманитарные (социальная психология, педагогика, культурология, филология и др.). Деление социальных наук на науки об обществе (общественные науки) и науки о человеке (гуманитарные науки) условно, так как между ними есть глубокая связь, о чем свидетельствуют такие выражения, как «социально-гуманитарные науки», «социально-гуманитарное знание». Но поскольку все же человек уникален и не исчерпывается общесоциальными характеристиками, то выделение гуманитарных наук, гуманитарного знания, позволяющего человеку осмысливать свое Я, ценностно-смысловую основу своей жизни, имеет определенное основание.

Социальное знание представляет собой многоуровневую систему и состоит из множества дисциплин, которые можно представить в виде основных типов знания:

  • • социально-экономического — изучающего экономическую сферу общества и наиболее близкого по методам к естественнонаучному знанию;
  • • социально-политического — анализирующего политику как общественное явление, разные аспекты политической деятельности;
  • • социологического — рассматривающего общество с точки зрения его социальной структуры и социального поведения (действия) индивидов, социальных связей и общественных отношений;
  • • гуманитарного — занимающегося изучением ценностно-смысловой структуры личности, мотивов ее деятельности, изучением индивидуальности человека;
  • • исторического — анализирующего прошлое для понимания настоящего и предвидения будущего.

Наряду с науками социальное познание осуществляет и социальная философия, предметом которой является качественное своеобразие общества, его генезис, общественное бытие человека, отношения человека и общества во всем их многообразии. Если предметом всей философии является всеобщее в системе «мир — человек», то предметом социальной философии является всеобщее в системе «общество — человек». Изучение всеобщих основ жизни и развития общества отличает философское познание от конкретно-научного социального познания.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >