Совершенствование навыков устной речи

Выбор формулировки

При выборе формулировок выступающему необходимо учитывать особенности устной речи, т. е. он должен излагать свои мысли в соответствии с коммуникативной целью, предметом речи, а также конкретной ситуацией ясно, убедительно и с четких классовых позиций.

Убедительность выступления объясняется не только знанием оратором проблемы, но еще и тем, что:

— он хорошо «уловил» ситуацию (в первую очередь учел особенности образа мышления и речи своих слушателей);

—- ему удалось донести до слушателей свои мысли наилучшим образом, т. е. в побуждающей к размышлениям, запоминающейся, недвусмысленной и абсолютно доходчивой форме.

Необходимость доступно излагать перед аудиторией свои мысли связана с особыми условиями восприятия информации слушателями: слушатель в зависимости от ситуации находится в ином отношении к оратору и его высказываниям (общение в устной форме), чем читатель к автору книги (общение в письменной форме).

В целях облегчения понимания излагайте свои мысли достаточно подробно. Пользуйтесь для этого так называемой психологической и функциональной избыточностью — коммуникативными формами. Сюда относятся: вопросы, повторы, обобщения, перечисления, описания, переходы, возвращение к изложенному, дополнение и др.

При произнесении речи лучше применяйте также приемы изобретательности, привлечения и удержания внимания слушателей. Стремитесь разнообразить свою речь. Держите слушателей в напряжении; это позволит избежать ситуации, когда четверть слушателей занята усвоением содержащейся в выступлении информации, а три четверти борются со сном.

Основные приемы, способствующие привлечению и удержанию внимания

Использование того или иного из приводимых ниже приемов изобретательности зависит от конкретной ситуации, повода, цели, обстоятельств и предмета речи, от вашего намерения и аудитории. Применение этих приемов поможет избежать убаюкивающего эффекта.

  • 1. Неожиданность. Используйте в речи неожиданную и не известную слушателям информацию, а также выпуклые формулировки с «оживляющим эффектом».
  • 2. Провокация. На короткое время вызовите у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией, используйте этот период для подготовки слушателей к конструктивным выводам для уточнения мысли и более четкого определения собственной позиции.
  • 3. Гипербола. Не бойтесь прибегать к преувеличению, чтобы заострить внимание аудитории к предмету. Это поможет выявить причинно-следственные и условно-следственные взаимосвязи между событиями, процессами и поведением людей. Не забудьте, однако, позже уже без преувеличений четко изложить свою позицию по затронутой проблеме.
  • 4. Прогнозирование. Основываясь на реальных фактах, делайте прогнозы ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценности ориентации, определяющие интересы, требования, пожелания.
  • 5. Сопоставление всех «за» и «против». В качестве обзора ознакомьте слушателей со своими аргументами «за» и «против» какого-либо мнения, мероприятия, концепции и т. д. После сопоставления всех аргументов найдите правильное решение проблемы, используйте при этом контрастную аргументацию: «Однако на своем деле...»
  • 6. Делегирование возможностей принимать решения. Широко используйте способности партнеров принимать решения и их компетентность для выяснения предмета обсуждения; за счет постановки соответствующих вопросов вовлекайте партнеров в процесс мышления; воздержитесь от приведения собственных аргументов.
  • 7. Апелляция к авторитету. Для подтверждения правильности собственных мыслей ссылайтесь на авторитет слушателей и науки.
  • 8. Сопереживание. Увлеченно описывайте события, связывающие вас со слушателями, не упускайте подробностей, важных для аудитории и темы, заставляя слушателей сопереживать.
  • 9. Внесение элемента неформальности. Учитывая предмет речи, поведение аудитории покажите, каким образом вам удалось избежать одностороннего подхода к той или иной проблеме и найти ее новое решение. Это позволит преодолеть сдержанность и предвзятость слушателей и изменить их мнение в вашу пользу.
  • 10. Драматизация. Наглядно и увлекательно, сознательно драматизируя, чтобы слушатели могли отожествлять себя с действующими лицами и жизненной ситуацией.
  • 11. Прямое включение. Откажитесь от растянутого вступления или отступлений, если ваши партнеры знакомы с затрагиванием в речи предмета и имеют необходимый запас предварительных знаний; сразу же начинайте с самого главного. Это избавит вас от необходимости разъяснять им все с самого начала и позволит выиграть время для изложения проблемы.
  • 12. Юмор. Не «засушивайте» свою речь. Приводите смешные, парадоксальные примеры, разбавляйте повествование веселыми шутками, забавными историями из жизни окружающих вас людей. Дайте слушателям возможность подумать и отдохнуть.
  • 13. Экспрессия. Не отказывайтесь от средств усиления выразительности — конечно, в зависимости от конкретной речевой ситуации (официальная-неофициальная речь). Сознательно — особенно если вы выступаете без заранее подготовленного текста — выбирайте такие формулировки, которые заметно отличаются от привычного стиля (неожиданные, стилистически необычные, запоминающиеся, привлекающие внимание — экспрессивные лексические средства).

Для того чтобы выделить какую либо мысль, некоторые ораторы прибегают к приему постепенного усиления эффекта: стилистически нейтральные предметные высказывания они сопровождают экспрессивными формулировками (например, образными сравнениями).

Следует еще раз отметить: использование того или иного приема зависит от конкретной речевой ситуации и личности выступающего. Применение таких приемов с учетом особенностей акта коммуникации может быть достаточно эффективным, однако не следует их выделять и рассматривать отдельно от содержания.

Сами по себе они не имеют особенной ценности и должны характеризоваться в соответствии с их функцией: приемы эти следует использовать дифференцированно и с умом как средство передачи мыслей в процессе делового общения.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >