Противодействие организованной преступности
Осуществляя противодействие организованной преступности, государство решает ряд задач, в числе которых: мобилизация финансовых ресурсов для борьбы с организованной преступностью, нормативная регламентация борьбы с организованной преступностью, ужесточение уголовного наказания за участие в организованной преступной деятельности, кадровое и материально-техническое укрепление правоохранительных органов, специализирующихся на борьбе с организованной преступностью, и осуществление мер по контролю за организованными преступными объединениями.
Целям противодействия организованной преступности служит Федеральный закон от 20.04.1995 г. №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Этим законом установлена система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, следователей, прокуроров, работников органов внутренних дел, ФСБ, налоговых и контрольных органов, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов и их близкие, которые могут подвергнуться незаконному воздействию в связи с их служебной деятельностью. Спустя десять лет был принят Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», вступивший в действие с 1 января 2005 г. Несмотря на то, что в тексте обоих законов о государственной защите лиц, участвующих в уголовном правосудии, прямо не говорится об этом, основная их цель — противодействие организованной преступности, так как наибольшей опасности подвергаются должностные лица правоохранительных органов и лица, содействующие правосудию, именно по делам, связанным с организованной преступностью.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ (2001) также пополнился нормами, касающимися обеспечения безопасности участников процесса, адресно направленных на оптимизацию уголовного процесса по делам, связанным с организованной преступной деятельностью.
Противодействие организованной преступности — деятельность государственных органов и организаций, институтов гражданского общества и отдельных лиц, которая осуществляется по следующим направлениям: предупреждение организованной преступности, борьба с ней и минимизация последствий преступных проявлений.
К предупреждению организованной преступности можно отнести меры, направленные на подрыв экономической базы организованной преступности (выявление ресурсов преступных объединений и конфискация незаконных доходов), препятствующие возможности воспользоваться результатами организованной преступной деятельности, например, легализовать незаконные доходы (борьба с отмыванием денег, контроль за крупными операциями с наличностью), и меры, осложняющие содействие организованным преступным объединениям со стороны лиц, обладающих административным ресурсом (повышение прозрачности правосудия, функционирования органов власти и управления и т.д.).
К числу важных компонентов стратегии предупреждения преступности относятся также повышение эффективности правоохранительной деятельности и уголовного правосудия, обеспечение действенности и справедливости процесса, что должно служить сдерживающим фактором для преступности и укреплять гарантии прав человека.
Учитывая транснациональный характер организованной преступности, противодействие этой угрозе невозможно без сотрудничества государств. Так, в 1996 г. Российской Федерацией были подписаны Европейская конвенция о выдаче, участниками которой являются 29 государств, в том же году Российская Федерация подписала Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам, в которой участвуют 25 государств; Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью подписано в Москве 25 ноября 1998 г. 17 июня 1999 г. подписан Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам. В дальнейшем, за период с 1999 по 2005 г., были подписаны и другие договоры об оказании взаимной правовой помощи и о выдаче преступников — с Канадой, Мексикой, Бразилией, Китаем, Литвой и т.д.
В 2001 г. Российской Федерацией ратифицирована Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, в 2004 г. — Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности.
С теми государствами, с которыми у России нет взаимных обязательств по оказанию правовой помощи и выдаче преступников, тем не менее также осуществляется взаимодействие и сотрудничество на уровне министров внутренних дел.
Для того, чтобы предупреждение было эффективным, нужно создать потенциал в области сбора и анализа информации о юридических и физических лицах, связанных с организованной преступностью, а также в области разработки и осуществления мероприятий, которые позволили бы эффективно оградить общественные интересы от посягательств организованных преступных групп (например, предусмотреть меры социального характера по снижению уязвимости членов определенных социальных групп перед вероятностью стать жертвами или участниками преступных организаций). Для реализации этих задач ООН рекомендует активно использовать научные круги для сбора и анализа данных об организованной преступности, а государствам надлежит контролировать уголовную политику в этой сфере. Правительства должны проводить исследования традиционных и новых форм преступности, формировать на основе этих исследований необходимые базы данных, уделять необходимое внимание совершенствованию систем уголовного правосудия. Работа по предупреждению преступности должна осуществляться с участием неправительственных организаций, наряду с широкой просветительской деятельностью среди общественности.
Сотрудничество правительств на двусторонней и многосторонней основе должно предполагать, в том числе, развитие технического сотрудничества в таких областях, как подготовка кадров, планирование, обмен информацией и опытом, повторная оценка правовых систем с учетом изменяющихся социально-экономических условий.
ЛЕКЦИЯ 14.