Древнегреческий театр

Перефразируя известное выражение классика о том, что «из всех искусств для народа важнейшим является кино», можно отметить, что для древнего грека таковым являлся театр. Театр любили все. Театральных представлений с нетерпением ожидали, и предстоящие постановки активно обсуждали, а их постановщики пользовались у народа всеобщим уважением.

Как зародился древнегреческий театр? Его истоки восходят к народным празднествам, во время которых звучала музыка, люди пели песни, танцевали и читали стихи. Происходило все это в период Дионисий - праздников, посвящённых богу виноделия и виноградной лозы Дионису. Этот бог был настолько высоко чтим эллинами, что посвящённые ему праздники отмечались не один, а по несколько раз в году. Так, Малые Дионисии отмечались тогда, когда открывали сосуды с молодым, ещё не до конца отбродившим вином. Обычно они происходили в конце осени - самом начале зимы. Леней - ещё один праздник, во время которого давили виноград и ставили вино[1]. Свое название они получили от Ленеона -храма Диониса в Афинах. Во время этого праздника толпы народа ходили по улицам города, где для его жителей устраивались пиры за счёт государства. Ещё одним праздником были так называемые антистерии, во время которых откупоривались сосуды с вином и поминали усопших. Однако самыми значимыми были Великие Дионисии, которые отмечались в марте и длились по пять-шесть дней. В первый день Дионису приносился в жертву козёл, действо сопровождалось пением хора. Отсюда родилось понятие «трагедия» - песнь козла. Затем наступал черед исполнения торжественных гимнов, посвящённых Дионису, - дифирамбов, после чего наступало самое любимое и долгожданное зрелище - просмотр представлений, комедий и трагедий. Вот из этих весёлых и шумных сценок, которые разыгрывали на праздниках полупьяные горожане, и зародился древнегреческий театр.

Для этих постановок, собиравших практически всё население полиса, требовалось особое помещение. Сохранившие остатки городских театров позволяют судить о его устройстве и архитектуре. Это прежде всего театры в Эфесе (Малая Азия) и Додоне (Эпир, Северная Греция). Особенность древнегреческого театра заключалась в том, что он строился из камня под открытым небом, и зрителям практически невозможно было укрыться от палящего солнца или проливного дождя. К счастью для эллинов, последние здесь были большой редкостью. Первоначально зрители сидели просто на земле, но затем, с течением времени, для них начали строить

лавки. Сначала лавки делали из дерева, но так как оно было редкостью и к тому же портилось из-за солнца и дождя, в дальнейшем их делали из камня, который был и прочнее, и доступнее.

О вместимости греческих театров можно также судить по сохранившимся остаткам этих сооружений. Они должны были вмещать не только самих граждан полиса, но и их детей, прислугу, а также гостей, часто прибывающих на праздники из других городов. Так, афинский театр, вмещавший около 14-17 тыс. зрителей, считался небольшим. В Древней Греции были театры, вмещавшие до 40 тыс. зрителей. Учитывая в среднем небольшие размеры греческих полисов, такую вместимость можно назвать весьма значительной. Одним из крупнейших считался театр в Мегалополе в Аркадии, в упомянутой уже Додоне в Эпире.

С точки зрения архитектуры театр обычно состоял из трех частей: 1) орхестры; 2) зрительных мест (собственно театр); 3) скене.

Орхестрой называлась круглая площадка, где размещался хор. Зрительные места назывались «театр», что в переводе с греческого означало «смотреть» (позднее это название распространили на здание для представлений в целом). Места располагались в виде лестницы, так что зрители первых рядов не заслоняли орхестру зрителям задних рядов. Слово «скене» означало «палатка», где хранилась различная бутафория и где обычно переодевались актеры. Между хором и актерами сохранялась постоянная взаимосвязь, хотя позднее она потеряла свою необходимость. Зрительные места в театре не смыкались со сценой, так что по обе стороны оставались довольно широкие проходы, через которые зрители перед началом представлений входили в театр. По обе стороны здания скене выступали вперёд к орхестре боковые флигели - па-раскении.

С течением времени происходило усложнение техники театральных представлений. Первоначально вообще не существовало никаких декораций. Затем появились и они, чаще в виде разрисованных деревянных досок, которые выдвигались из параксениев. Легенда гласит, что изобретателем декораций был Софокл.

Изначально театр не имел и занавеса. Представления, как правило, проходили днём, поэтому не существовало столь привычных для нас световых эффектов.

Главным действующим лицом первоначально был хор, однако затем ведущее положение заняла игра актёров. Хор состоял сначала из 12, а со времени Софокла - из 15 человек. Затем число их было доведено до 24. Актерами являлись исключительно мужчины. Хор обычно изображал зрителей той местности, где происходило действие, - мужчин или женщин.

В особых партиях - парабазах - хор пояснял зрителям смысл исполняемого произведения.

Когда изображались герои, им старались придавать большой рост. Для этой цели служили так называемые котурны - деревянные ходули небольшого размера. Они также помогали зрителям задних рядов хорошо видеть игру актёров.

Поскольку и мужские, и женские роли играли мужчины, большое значение имели маски. Они выражали различные чувства, переживаемые героем: скорбь, смех, ярость, недоумение и т. д. Маски помогали зрителям отличать женщин от мужчин. Все маски были с раскрытым ртом, чтобы мог свободно звучать голос исполнителя. Порой в комедиях маски и костюмы отличались нарочитой уродливостью и безобразием, чтобы вызывать смех у зрителей.

Важную роль в представлениях играла и одежда актера. Она зависела от жанра произведения: для трагедий она была одна, для комедий - другая.

Кто были актёры по своему статусу? Первоначально это были обычные граждане-любители, но потом стали появляться актеры-профессионалы. Источники сохранили даже имена некоторых из них: Минниск, Каллипид, Сатир... Видимо, сильное впечатление они производили на своих современников. И это понятно: чтобы пользоваться любовью зрителей, актеры должны были постоянно совершенствовать свое мастерство: тренировать память, вырабатывать «командный» голос.

Почетной и ответственной была должность хорега. Первоначально, видимо, это был просто руководитель хора (наподобие современного дирижера), но затем в его функции вошла организация театральных постановок в целом. Ну и, естественно, в его функции входило, выражаясь современным языком, спонсирование этих постановок. Само собой разумеется, что и вся слава в случае успеха постановки, и все недовольство и гнев в случае её неудачи целиком относились на счёт хорега.

В театральных представлениях проявился и агональный (соревновательный) дух греков. Авторы представлений соревновались в том, чьё произведение будет признано лучшим и заслужит первый приз. Перед началом представлений по жребию из представителей десяти фил выбирали судей, которые потом выбирали победителя и вручали награды.

Самому представлению предшествовала генеральная репетиция, которая проходила в одеоне - специальном здании, которое служило для проведения музыкальных состязаний.

Несмотря на то, что вход в театр осуществлялся по билетам, этот вид искусства оказался доступным для граждан полисов. И причина этого заключалась в заботе города о досуге своих сограждан, которым раздавались специальные «театральные деньги» -теорекон.

Во время Великих Дионисий греки шли в театр всей семьёй: с собой брали детей и домашнюю прислугу. Поскольку представления длились без перерыва весь день, в небольших корзиночках сюда же захватывали с собой и еду.

Публика во время представлений всегда отличалась активностью. Она шумно выражала свои чувства и эмоции по отношению к просматриваемым постановкам: одобрение, восторг, восхищение -если они им были по душе, и недовольство, свист, неодобрение -если постановка была им неинтересна.

Театральные представления настолько вошли в обиход культуры греческих полисов, что в каждом сколько-нибудь значимом из них обязательно имелся хотя бы один театр.

Тестовые задания к модулю

  • 2
  • 1. Совокупность греческих богов называется:
    • а) сонм;
    • б) пантеон;
    • в) олимпионики;
    • г) содом.
  • 2. Крупнейшим из оракулов Греции был:
    • а) Додонский;
    • б) Дельфийский;
    • в) Олимпийский;
  • г) Немейский.
  • 3. Крупнейшим греческим комедиографом был:
    • а) Софокл;
    • б) Эврипид;
    • в) Эсхил;
    • г) Аристофан.
  • 4. Самый известный храм в Афинах назывался:
    • а) Парфенон;
    • б) Эрехтейон;
    • в) Мусейон;
    • г) Пантеон.
  • 5. Древнегреческий театр зародился из:
    • а) Пифийских игр;
    • б) Великих Дионисий;
    • в) Немейских игр;
    • г) Элевсинских мистерий.
  • 6. Автором скульптуры «Дискобол» был:
    • а) Мирон;
    • б) Лисипп;
    • в) Фидий;
    • г) Скопас.
  • 7. Победители на Олимпийских играх награждались:
    • а) золотой медалью;
    • б) лавровым венком;
    • г) денежным призом;
    • д) земельным наделом.
  • 8. Термин «агонистика» означал:
    • а) жертвоприношения;
    • б) состязательность;
    • г) один из видов искусства;
    • д) праздник.
  • 9. Академией в Древней Греции назывались:
    • а) роща в окрестностях Афин;
    • б) учебное заведение;
    • в) место для спортивных состязаний;
    • г) научная школа.
  • 10. Хранилище произведений искусства в Греции называлось: а) мусейон;
  • б) библиотека;
  • в) мегарон;
  • г) пинакотека.
  • 11. Педагогом в Греции назывался:
    • а) учитель;
    • б) воспитатель;
    • в) раб, сопровождающий ребёнка в школу;
    • г) актёр.
  • 12. Поэма о происхождении богов принадлежала перу:
    • а) Гомера;
    • б) Геродота;
    • в) Гесиода;
    • г) Фукидида.
  • 13. Героями в Греции были:
    • а) мелкие божества;
    • б) люди, совершившие героические поступки;
    • в) обычные люди, женившиеся на богинях;
    • г) полубоги, полулюди.
  • 14. Римской дом носил название:
    • а) аэрарий;
    • б) инсула;
    • в) табулярий;
    • г) продомос.
  • 15. Свободное время греки любили проводить:
    • а) в театре;
    • б) в термах;
    • в) в цирке;
    • г) на ипподроме.
  • 16. Трапезитами называли:
    • а) менял денег на рынке;
    • б) смотрителей за порядком на рынке;
    • в) торговцев рыбой;
    • г) нищих, живших на подаяние.

Ключ к тестовым заданиям модуля 2: 1 - б; 2 - б; 3 - г; 4 - а;

5 - б; 6 - а; 7 - б; 8 - б; 9 - а; 10 - а; 11 - в; 12 - в; 13 - г; 14 - б; 15-а; 16-а.

  • [1] Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1988. С. 364.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >