Предисловие

В настоящее время профессиональные представления в области архитектуры складываются под влиянием идей глобальной экологизации и формирования среды устойчивого развития. В русле этих концепций получают развитие вопросы проектирования экоустойчивой архитектуры, экономии ресурсов, учета социальных факторов организации жизненного пространства, которые являются органической составляющей проектно-композиционной подготовки архитекторов, начиная с первой ступени обучения.

На этом этапе данные вопросы взаимосвязаны с архитектурной композицией и методом композиционного моделирования. В Уральском архитектурно-художественном университете на кафедре основ архитектурного проектирования эти дисциплины изучают проблемы архитектурно-экологического формообразования. И это обусловлено не только экологизацией современного профессионального сознания архитекторов. Еще основатель кафедры профессор А.Э. Коротковский обратил пристальное внимание на проблемы экологии городской среды. В частности, он, рассматривая тенденции развития методологических исследований в архитектуре, указывал на актуальность изучения социально-экологических вопросов формирования архитектурного пространства.

В учебном пособии обобщены коллективные исследования архитектурно-композиционного формирования устойчиво развивающейся среды. Книга включает первую главу, представляющую материалы из незаконченной рукописи профессора А.Э Коротковского «Модели архитектуры». Необходимо иметь в виду, что материалы и цифры датируются первой половиной 1980-х годов, когда писалась монография.

Остальные разделы и вторую часть подготовили авторы: В.И. Иовлев (общая редакция, предисловие, введение, разделы 4.1, 5.1, 5.4, 5.5, 7.3, заключение), С.А. Дектерев (главы 2, 3), Г.Г. Грязнова (раздел 7.1), В.О. Игнатьева (раздел 4.2), Е.В. Иовлева (раздел 7.3), Н.С. Миронова (разделы 5.5, 7.4), А.Н. Мутьев (разделы 6.3, 7.5), А.А. Раевский и Т.А. Серебренникова (раздел 4.3), Л.И. Седова (раздел 5.2), А.Л. Титов (разделы 5.3, 7.6), Т.А. Черемхина (раздел 6.1), Д.Н. Бочкарев (раздел 6.2).

Работа адресована, прежде всего, студентам архитектурных и архитектурно-художественных вузов, изучающим дисциплины «Композиционное моделирование», «Основы архитектурного проектирования», «Архитектурное проектирование», а также специалистам, занимающимся вопросами совершенствования архитектурной среды.

ВВЕДЕНИЕ

Архитектурная среда в контексте устойчивого развития

Векторы устойчивого развития архитектурной среды

В настоящее время одной из первостепенных и неотложных задач не только благополучия, но и выживания человечества являются вопросы устойчивого развития жизненной среды. Вошедшее в научный оборот понятие «устойчивое развитие» получает широкое значение как ключевое направление совершенствования жизненной среды человечества в соответствии с концепцией, декларируемой международными институтами под эгидой ООН. Эта концепция получает конкретизацию и практическое воплощение по трем основным направлениям: экологическом, экономическом и социальном (Мельник Л.Г., 2005).

Под устойчивостью архитектуры понимаются такие качества искусственно созданного окружения, которые обеспечивают комфортное развитие человека без нанесения ущерба всей окружающей среде.

Экологический вектор развития архитектуры касается проблем стремительно растущих городов, уменьшения загрязнений, создания самовосстанавливающихся поселений, адаптирующихся пространственных объектов. Устойчивость развития среды здесь определяется сохранением целостности природных систем и равновесием между человеком и его пространственным окружением.

Учет этих факторов осуществляется уже на уровне формирования композиции и пространственного моделирования архитектурной среды. Сохранение устойчивости архитектурного пространства связано с его экологической оптимизацией, включающей повышение при- родосохранности и антропосохранности, поиск новых форм увеличения пространственного ресурса, оптимизацию плотности, регулирование интенсивности. Эти приемы составляют основные группы средств экологизации пространства: природосохранные, функциональнотехнологические, формально-композиционные и художественные (табл. 1. Иовлев В.И., 2006).

Устойчивое архитектурное пространство

Таблица 1

Устойчивое архитектурное пространство

(архитектурно-экологическое пространство)

Дезурбанизация

Новые формы экопоселений

Введение природы

Новые формы взаимосвязей с природой (биотек)

«Чистые» производства

Новые (информационные) технологии

Экономия ресурсов

Воспроизводство ресурсов

Натурализация

Симбиоз естественного и искусственного

Экономическое направление определяет рациональное использование природных и социальных ресурсов. Социальный, человеческий ресурс позволяет развивать технологии, способствующие сохранению и улучшению экологической обстановки природной и жилой среды. Среди многообразных ресурсов, имеющих непосредственное отношение к природной составляющей, видное место занимает пространство. Архитектурное пространство как основа окружения человека есть вместилище социальной жизни. Борьба за обладание частью пространства - это проявление территориального поведения живых существ, включая человека. Устойчивость архитектуры как средство сохранения динамического равновесия между потребностями человека и ресурсами архитектурной среды обеспечивается расширяющимся арсеналом пространственных зон. Природное наземное пространство становится величайшей ценностью, и растущие пространственные потребности человечества удовлетворяются за счёт освоения нетрадиционных сфер - водных, надземных, экстремальных зон планеты.

Социальный вектор развития архитектурной среды включает активное участие граждан в организации своего жизненного пространства. Это ключевой фактор естественного саморазвития общества, нацеленного на позитивные результаты. Особую роль в этом процессе играет формируемая тысячелетиями пространственная культура местного населения. Именно она вырабатывает оптимальные и безопасные пути развития архитектурной среды. Сохранению стабильности социальных и культурных составляющих жизни общества способствует справедливое распределение благ и ресурсов внутри каждой общности людей. Пространственная составляющая среди этих ресурсов, будь то квартира, земельный участок или зона общего пользования, является объектом персонального внимания и защиты каждым членом общества. На социально-культурном уровне топологическая особенность архитектурной среды проявляется как архетипичность. Ар- хетипичность как качество пространства отражает зависимость его физической компоновки от национальных, региональных, местных традиций организации архитектурной среды.

Система связей архитектуры и экологии

Концепция устойчивого развития оказывает влияние на различные уровни и направления экологической деятельности человека. Экология архитектурной среды как конкретно практическое направление архитектурно-градостроительной деятельности развивается под влиянием и взаимодействием естественнонаучных и гуманитарных дисциплин (табл. 2). Данное взаимодействие изучает многообразные связи человека и среды, проявляющиеся на конкретных уровнях: глобальном, региональном, градостроительном, архитектурном и предметном (Тетиор А.Н., 2006). Архитектурный уровень - это локальная пространственная микросреда, часть общей антропосистемы поселения. Именно она является местом бытового непосредственного контакта населения с окружающим пространством и местом, выявляющим уровень благополучия людей.

Таблица 2

Связи архитектурной экологии с другими дисциплинами

Экология

Общая экология

Специальная экология

Геоэкология

Прикладная

экология

Экология

человека

Инженерная

Сельскохозяйственная

Биоресурсная

Урбоэкология

Медицинская

Экотоксикология

Глобальная

Региональная

Градостроитель- ная экология

Архитектурная

экология

Экологический

дизайн

Естественные науки

  • - биология
  • - климатология
  • - ландшафтоведение
  • - физика
  • - химия

Экология

архитектурной

среды

Гуманитарные науки

  • - социология
  • - психология
  • - культурология
  • - эстетика
  • - история
  • - экономика

На систему ценностей и критериев качества жизненного пространства оказывают влияние три фактора: социально-культурный, психологический и физиологический.

Социально-культурный аспект проявляется в учете традиций, особенностей образа жизни разных слоев населения, в отношении конкретных сообществ к природным факторам. Психологический связан с характером воздействия архитектурной формы на человека. Для этого необходимо изучение менталитета населения, пространственных потребностей, эстетических предпочтений и ценностей жителей, особенностей восприятия среды. Физиологический аспект организации архитектурной среды включает природные и антропогенные факторы.

Влияние этих факторов на характер архитектурной формы проявляется в особенностях компоновки пространства, декора и пластики, цветового, фактурного и текстурного рисунка поверхностей, в качествах строительных материалов. Важное значение имеют базовые принципы разработки архитектурной композиции, соответствующие гармонической связи человека с окружением - масштабности, пропорциональности, ритмичности. Данные понятия раскрывают глубинный экологический характер архитектурной композиции.

Экологический аспект архитектурного формообразования

Экологизация сознания современного человека способствует тому, что в орбиту исследований взаимодействия сообщества и окружающей среды включаются многообразные аспекты, связанные с профессиональной деятельностью. В архитектуре это проявляется в повышенном внимании к разработке ключевых, изначально определяющих развитие пространственной среды проблем, в первую очередь, проблем формы и формообразования, которые в данном контексте рассматриваются через призму экологических ценностей.

А.Э. Коротковский, говоря об архитектурном формообразовании, неоднократно высказывал идею перехода от техноцеитрической концепции к антропоцентрической (Коротковский А.Э., 1987). Тезис «человек - мера всех вещей» как нельзя лучше подтверждал эти мысли. Возрождение функционализма и «геометрического» подхода к архитектурной форме на волне техноцентризма в 1960-е гг. вызывало эйфорию непродолжительное время. Очень скоро осознание необходимости культивировать ценности гуманизма, создавать комфортную среду для человека стало способствовать изучению психологических аспектов формообразования. По существу, антропоцентризм стал трамплином для направления, которое впоследствии получило название «экология человека в городской среде».

Современная ситуация резко ускорила процессы трансформации идей и стимулировала переход от антропоцентризма к экоцентрическому подходу. Несмотря на инерцию практической деятельности и небывалый прагматизм, фактически утверждающий техноцентрический и антропоцентрический подходы, сознание современного человека неуклонно разворачивается в сторону экологических приоритетов. В архитектуре течения экологического плана («экотек», «органитек», «биоморфизм») утверждают приоритеты формообразования на основе принципов единства и гармонии взаимодействия человека и архитектурной среды.

Дисциплина «композиционное моделирование» на начальном этапе

подготовки бакалавра архитектуры

Композиционное моделирование входит в профессиональный цикл дисциплин начального обучения архитектора. Цель предмета - формирование у студентов знаний, умений и навыков моделирования композиции архитектурных объектов с целью дальнейшего применения их в творческом процессе архитектурного проектирования. Композиционное моделирование является ключевой дисциплиной, отражающей особенности и традиции отечественной школы архитектурного формообразования. Эти традиции были заложены в знаменитой школе ВХУТЕМАС, а затем продолжены в Московском архитектурном институте. На начальном этапе развития отечественного архитектурно-художественного образования данный курс опирался на метод так называемых «беспредметных заданий», предусматривающий моделирование образа объекта с помощью геометрических объемно-пространственных тел. При этом основное внимание уделялось изучению объективных закономерностей гармонизации архитектурных сооружений (Кринский В.Ф., 1968). В качестве предмета деятельности и основного понятия рассматривалась объемно-пространственная композиция, моделировавшая, прежде всего, синтаксис (строение и функционирование различных частей) архитектурной формы. Дальнейшим этапом развития курса явилась работа А.Э. Коротковского «Введение в архитектурно-композиционное моделирование» (1978), в которой основное внимание уделялось изучению формы памятников архитектуры с позиций семантики (смысловых значений).

Современные работы по теории моделирования архитектурной композиции включают изучение методов и приемов формообразования в творческом проектном процессе (Малахов С. А., 1986; Мелодинский Д.Л., 2000; Степанов А.В., 2007; Седова Л.И., 2012; Алонов Ю.Г., 2015).

Оригинальность и новизна данного учебного пособия заключается в том, что оно, следуя логике развития современных композиционных представлений, акцентирует внимание на сре- довых и экологических аспектах формообразования. При этом уделяется внимание не только локальной архитектурной форме, но и композиции большого городского пространства, а также социальным вопросам и природным факторам композиционного формирования среды.

В ходе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

  • - получение знаний о проблемах композиционного формирования устойчивой среды и закономерностях архитектурно-средовой композиции;
  • - развитие умений и навыков сбора и анализа информации по композиции архитектурно- средовых объектов с целью использования ее в процессе выдвижения и реализации идеи проектного решения;
  • - овладение методами и приемами композиционного моделирования и гармонизации архитектурной среды.

В ходе изучения данной дисциплины используются знания и умения, получаемые при освоении таких предметов, как «Основы теории архитектурной композиции», «Основы архитектурного проектирования», «Основы профессиональных коммуникаций (рисунок)». Достигнутый в процессе изучения дисциплины уровень профессиональной подготовки необходим для дальнейшего изучения таких предметов, как «Архитектурное проектирование», «Основы концептуального проектирования», «Методология проектирования».

Учебное пособие соответствует программе дисциплины «Композиционное моделирование», раздел 2 «Композиционное моделирование архитектурной среды».

Работа студента с данным пособием включает изучение информации по текущим темам лекций, знакомство с литературой, представленной в списках и рекомендованной преподавателем, подготовка к мероприятиям текущего и заключительного контроля по представленным в конце глав вопросам. Приведенные иллюстрации композиционных проектных решений помогут при выполнении практических заданий по композиционному моделированию архитектурной среды.

Структура учебного пособия включает две части. В первой части «Аспекты и факторы архитектурного формирования устойчивой среды» рассмотрены региональные, социальные, природные и художественные аспекты архитектурно-средового формообразования. Во второй части «Теория и практика архитектурно-композиционного моделирования среды» представлены подходы к композиционному формообразованию устойчивой среды, методы и приемы моделирования, рассмотрена практика формирования разных типов пространства.

ю

Литература

  • 1. Алонов Ю.Г. Композиционное моделирование. Курс объемно-пространственного формообразования: учеб, пособие / Ю.Г. Алонов, Д.Л. Мелодинский. - М: МАРХИ, 1987. - 103 с.
  • 2. Иовлев В.И. Архитектурное пространство и экология: монография / В.И. Иовлев. - Екатеринбург: Архитектон, 2006. - 287 с.
  • 3. Иовлев В.И. Архитектурно-композиционное формообразование: учеб, пособие / В.И. Иовлев, А.А. Барабанов, Н.И. Бугаева и др. Екатеринбург: Архитектон, 2000. - 365 с.
  • 4. Коротковский А.Э. Введение в архитектурно-композиционное моделирование: учеб, пособие / А.Э. Коротковский. - М.: МАРХИ, 1975. - 303 с.
  • 5. Коротковский А.Э. Методологические основы системной теории архитектуры: учеб, пособие / А.Э. Коротковский. - М.: МАРХИ, 1987. - 103 с.
  • 6. Кринский В.Ф. Элементы архитектурно-пространственной композиции: учеб, пособие /

B. Ф. Кринский, И.В. Ламцов, М.А. Туркус. - М.: Изд-во лит-ры по строительству, 1968. - 168 с.

7. Малахов С.А. Архитектурная композиция как архитектурный метод: учеб, пособие /

C. А. Малахов. - Куйбышев: КИСИ, 1986.

  • 8. Мелодинский Д.Л. Архитектурная пропедевтика. История, теория, практика / Д.Л. Мелодинский. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 312 с.
  • 9. Основы устойчивого развития: учеб, пособие / Под ред. Л.Г. Мельника. - Сумы: ИТД Университетская книга, 2005. - 654 с.
  • 10. Седова Л.И. Основы композиционного моделирования в архитектурном проектировании: учеб, пособие / Л.И. Седова. - Екатеринбург: Архитектон, 2000. - 365 с.
  • 11. Степанов А.В. Объемно-пространственная композиция: учеб, для вузов / А.В. Степанов, В.И. Мальгин, Г.И. Иванова и др. - М.: Архитектура-С, 2007. - 256 с.
  • 12. Тетиор А.Н. Городская экология: учеб, пособие для вузов / А.Н. Тетиор. - М.: Академия, 2006.-336 с.

и

Часть I

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >