АВТОКЕФАЛЬНЫЕ, ИЛИ ПОМЕСТНЫЕ, ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ

В отличие от католицизма, православие не является конфессией с единым главой и центром. В православии издавна существуют самостоятельные, автокефальные церкви. Сначала их было четыре, а в процессе распространения христианства количество церквей все увеличивалось. В настоящее время существует 15 автокефальных православных церквей. Автокефальные (поместные) церкви самостоятельны, управляются предстоятелями с титулами патриарха, митрополита или архиепископа. В юрисдикции некоторых автокефальных церквей находятся автономные церкви. Пределы самостоятельности автономных церквей определены договорами с той автокефальной церковью, которая предоставила ей автономию. Главы автономных церквей избираются поместными соборами и утверждаются затем руководителем автокефальной церкви.

В административном отношении православные церкви делятся на экзархаты, епархии, викариатства, благочиния, приходы. Кроме того, у некоторых автокефальных церквей имеются миссии, благочиния, подворья при других православных церквах. Все православные церкви имеют общие вероучения, культ, каноническую деятельность.

В соответствии с церковной традицией составлен официальный список православных церквей, так называемый диптих чести, учитывающий время возникновения и другие моменты. В диптихе, принятом в Русской православной церкви (РПЦ), автокефалии представлены в следующем порядке: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская,

Чешских земель и Словакии, Американская. Рассмотрим кратко их основные характеристики.

Константинопольская православная церковь (Константинопольский патриархат, или Вселенская православная церковь, или Вселенский патриархат) появляется в 330 г. при императоре Константине, когда тот основал новую столицу Римской империи — Константинополь на месте небольшого древнего малоазийского селения Византия (Византиона). Город быстро стал политическим, культурным и религиозным центром империи. Решением Второго Вселенского собора 381 г. епископу (патриарху) Константинополя было присвоено второе место «по чести» среди христианских епископов за епископом Римским. На IV Вселенском соборе патриарх Константинопольской церкви формально был приравнен к Папе Римскому. После разделения христианства на католицизм и православие патриарх Константинопольский стал «первым по чести» среди глав православных церквей, его еще называют первым среди равных, так как фактически он не имеет реальной власти над другими православными церквами.

Патриарх Константинопольской церкви носит титул «Святейший (имя), архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский патриарх». Его резиденция находится в Фанаре (район Стамбула, Турция). Возглавляющий сейчас Константинопольскую церковь 232-й патриарх Константинопольский Варфоломей (Архондонис) был избран на эту должность 22 октября 1991 г. При патриархе действует Священный синод, насчитывающий 13 человек. Синод имеет 23 общецерковные комиссии. Каноническая территория Константинопольского патриархата — Турция и Греция; юрисдикция его распространяется также на ряд епархий в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии. В юрисдикции этой церкви состоят Финляндская и Критская автономные церкви и гора Афон, расположенная на полуострове Айон-Орос (северо-восток Греции). В Турции сейчас шесть епархий, в них около 70 приходов. За пределами Турции находятся 23 епархии. Церковь имеет 10 монастырей и 30 духовных школ. Константинопольская церковь в 1924 г. перешла с юлианского календаря на григорианский.

Об Афоне надо сказать отдельно. Афон — одно из самых святых и чтимых мест православного мира, куда ежегодно направляются тысячи паломников из разных стран. Монастыри на Афоне появились очень давно, некоторые исследователи относят это событие к VI в. Афон называют Святой горой и в подтверждение ее особой святости рассказывают легенду о том, что во время одного из своих путешествий на Афоне оказалась Богородица, заявившая: «Благодать Божия да пребудет на месте сем». Поэтому Афон еще называют земным уделом Пресвятой Богородицы.

Афон — центр православного монашества с очень строгими монастырскими нравами. На Афоне нет ни женщин, ни детей. Женщина, ступившая на Святую гору, карается за это тюремным заключением от двух до шести лет. Не допускаются на полуостров и животные женского пола. Губернатор и полицейские обязательно холостые. На Афоне расположено 20 больших монастырей, среди них монастырь Святого Пантелеймона (русский), Иверский (грузинский), Хилендар- ский (сербский). Большинство монастырей — греческие, кроме того, имеется 12 скитов и сотни отдельных келий. Возглавляет Афон Священный Кинот, куда входят представители всех 20 монастырей.

На Святой горе сосредоточены огромные историко-культурные ценности. Только в Пантелеймоновом монастыре находятся 1270 греческих и свыше 150 славянских рукописей.

Финляндская православная церковь состоит в юрисдикции Вселенского патриархата на правах автономной епископии. Каноническая территория — Финляндия. Титул предстоятеля — «Высокопреосвя- щеннейший архиепископ Карельский и всей Финляндии». С 25 октября 2001 г. эту должность занимает архиепископ Лев (Макконен), резиденция предстоятеля находится в Куопио.

Эстонская православная церковь, не признаваемая РПЦ, появилась в юрисдикции Вселенского патриархата после распада СССР, когда в православной церкви Эстонии произошел раскол. Большая часть ее осталась в юрисдикции Московского патриархата, остальная вошла в состав Константинопольской церкви. Этот факт является серьезнейшей причиной осложнения отношений между Константинопольским и Московским патриархатами. Данное обстоятельство было предметом обсуждения патриархов Варфоломея и Алексия II в Киеве 27 июля 2008 г. на праздновании 1020-летия Крещения Руси, а также на встрече предстоятелей и представителей Поместных православных церквей 10-11 октября 2008 г.

Александрийская православная церковь, одна из самых древних, по преданию, основана святым апостолом и евангелистом Марком. Уже во II в. в Александрии была епископская кафедра. В V в. православие в Египте раскололось на православных и монофизитов (коптов). Предстоятель Александрийской церкви имеет титул «Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник (имя), Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судья Вселенной». Патриаршая резиденция находится в г. Александрии. Возглавляющий ныне Александрийскую церковь 116-й патриарх Феодор (Хо- рефтакис) избран на должность 9 октября 2004 г. Каноническая территория патриархата — страны Северной, Центральной и Южной Африки. Патриарх возглавляет Священный синод, в который входят все действующие архиереи церкви.

Богослужение совершается на древнегреческом, арабском и местных языках. Большая часть верующих — греки (около 80%), остальные арабы (менее 10%), русские, румыны и др. Общая численность последователей Александрийской церкви составляет примерно 800 тыс. человек. Юрисдикция церкви распространяется на всю Африку, она состоит из 1 архиепископии и 13 митрополий, имеет более 160 храмов и 3 монастыря, высшую духовно-педагогическую семинарию. С 1999 г. открыто подворье Александрийской православной церкви в Москве.

Александрийская церковь является родиной монашества. Здесь жил и основал первую монашескую обитель Антоний Великий (IV в.), он считается родоначальником отшельничества, и основоположник общежительного монашества Пахомий Великий (IV в.) и другие. Монахи-отшельники жили в египетской пустыне Скит, от названия пустыни происходит слово «скит» — жилище монахов-отшельников.

Антиохийская православная церковь, по преданию, была основана апостолами Петром и Павлом. Она возникла одной из первых на территории Сирии. После разрушения Иерусалима в 70 г. Антиохия стала центром христианства на Востоке. С III в. церковь в Антиохии стала самостоятельной метрополией, объединившей христианские общины Сирии, Аравии, Киликии, Финикии, Кипра. Именно в Антиохии последователи Христа стали называться христианами. После III Вселенского (Эфесского) собора 431 г. от Антиохийской церкви отделились несториане. В VI в. от церкви отделились монофизиты (яковиты).

С V в. во главе церкви стоит патриарх, который носит титул «Блаженнейший (имя) Патриарх Великой Антиохии, Сирии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока». Возглавляющий ранее Антиохийскую церковь 166-й патриарх Антиохийский Игнатий IV (Ха- зим) был избран на эту должность 2 июля 1979 г. После его смерти 5 декабря 2012 г. 167-м предстоятелем церкви 17 декабря 2012 г. был избран митрополит Европейский Иоанн X (аль-Язиджи). Его резиденция с 1366 г. расположена в Дамаске, столице Сирии. Город Антиохия уже давно носит название Антакья и находится на территории Турции. Патриарх возглавляет Священный синод, в который входят все правящие архиереи. Каноническая территория — Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт; юрисдикция Антиохийского патриархата распространяется также на ряд епархий в Европе, странах Северной и Южной Америки и в Австралии. Антиохийская церковь включает в свой состав 6 епархий в Сирии, 6 — в Ливане, 4 — в Турции, Иране, Ираке, странах Персидского залива и Аравийского полуострова, а также 6 епархий в Америке. Церковь имеет 20 действующих монастырей. Действуют духовная семинария и Арабская православная академия. Численность последователей церкви составляет около 750 тыс. человек. С 1948 г. открыто подворье Антиохийской церкви в Москве.

Иерусалимская православная церковь считается матерью всех христианских церквей, так как здесь в Палестине возникло само христианство. Первым епископом и устроителем Иерусалимской церкви был, по преданию, апостол Иаков, брат Иисуса Христа. Считается, что до восстания евреев под руководством Бар-Кохбы в 132-135 гг. церковь управлялась родственниками Иисуса Христа. Титул предстоятеля: «Блаженнейший патриарх святого града Иерусалима и всей Палестины». Нынешний 141-й патриарх Иерусалимский Феофил (Яннопулос) был избран на должность 22 августа 2005 г. Резиденция патриарха находится в Иерусалиме. Патриарх Феофил с 2004 г. является старшим скевофилаксом (хранителем Гроба Господня).

В Иерусалиме, священном городе трех религий (иудаизма, христианства, ислама), находится огромное количество христианских объектов поклонения, поэтому там можно встретить католиков и православных со всего мира. Одной из основных обязанностей Иерусалимской церкви является сохранение святых мест Иерусалима и всей Палестины: Голгофы и Гроба Господня в храме Воскресения Христова. Каноническая территория: Израиль, Иордания и Палестина. Иерусалимская церковь состоит из двух митрополий и одной архиепископии, она имеет 23 храма и 27 монастырей. Самым большим и богатым является монастырь Святого Гроба, на который возложена обязанность сохранения и поддержания мест поклонения. За пределами Израиля церковь распространяет юрисдикцию на Иорданию и Синайский полуостров (Египет). В Афинах, Никосии (Кипр) и в Стамбуле в ее ведении находятся несколько храмов. Число последователей — свыше 160 тыс. человек. Большая часть верующих — арабы. В Иерусалиме с середины XIX в. действует Русская духовная миссия, которая заботится о храмах Русской православной церкви на Святой земле и о действующем женском Горненском монастыре.

Автономной частью Иерусалимской православной церкви является Синайская автономная церковь (архиепископия). Главная святыня Синайской архиепископии — монастырь Святой великомученицы Екатерины. Титул предстоятеля — «Высокопреосвященнейший архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский». С 1973 г. эту должность занимает архиепископ Дамиан (Самартзис). Резиденция предстоятеля находится в Каире.

На пятом месте в диптихе стоит Русская православная церковь (РПЦ) как самая крупная по числу последователей, но ее характеристика, история и современное состояние будут подробно изложены ниже.

Грузинская православная церковь (Грузинский патриархат) считается одной из древнейших церквей. По преданию, христианство в древней Иверии проповедовали Андрей Первозванный и Симон Ка- нонит. В IV в. христианство было объявлено государственной религией в Картли (центральной части Грузии), до V в. Грузинская церковь являлась административной единицей (архиепископией) Антиохийской церкви. В 457 г. с согласия Византии была провозглашена автокефалия, которую возглавил католикос, имевший резиденцию в Мцхете (столица древней Грузии). В 1893 г. отмечалось 1500-летие автокефалии, хотя нужно отметить, что на протяжении всей своей истории Грузинская церковь не один раз теряла самостоятельность. Последний раз это произошло в связи со вступлением Грузии в состав Российской империи в 1783 г. по Георгиевскому трактату. Грузинская церковь перешла в ведение Священного правительствующего синода, она стала экзархатом, а ее глава получил титул митрополита Мцхет- ского и Карталинского, экзарха Грузии.

После Февральской революции 1917 г. духовенство Грузии объявило автокефалию и избрало католикоса. Это привело к разрыву отношений с Русской православной церковью до октября 1943 г., когда Русская церковь признала автокефалию. Константинопольский патриархат признал автокефальный статус Грузинской церкви.

В настоящее время предстоятель Грузинской церкви носит титул «Святейший и блаженнейший (имя) католикос — патриарх всей Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский». Резиденция патриарха находится в Тбилиси. Сейчас Грузинскую церковь возглавляет патриарх Илия (Гудушаури-Шиолашвили), который был избран на престол 23 декабря 1977 г. Каноническая территория — Грузия. Священный синод церкви включает всех правящих архиереев. В Церкви свыше 15 епархий, 300 приходов, 14 монастырей. Имеется Духовная академия в Тбилиси и семинария в Мцхете. Богослужение совершается на грузинском и славянском языках.

Сербская православная церковь (она называется еще Святосавской по имени организатора автокефалии и борца за национальное единство Саввы). По преданию, христианское учение среди народов, населяющих Балканский полуостров, начали распространять апостолы Андрей и Павел, а затем их ученики. Уже в IV в. на территории современной Сербии были созданы митрополия Сирмийская и архиепископия Салонийская. В течение нескольких столетий на Балканах существовали то автокефальные, то автономные церкви. Православие здесь утверждало себя в жестокой борьбе с католицизмом, исламом и протестантизмом.

После Первой мировой войны в 1918 г. Сербия, Хорватия, Словения, Далмация, Босния, Македония, Герцеговина и Черногория объединились в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. — Югославия). В мае 1919 г. произошло объединение православных епархий в единую Сербскую церковь. В 1920 г. в городе Сремски Карловцы состоялся архиерейский собор, восстановивший патриаршество, которое было утрачено в XVIII в. Во время Второй мировой войны православная церковь Сербии активно поддерживала борьбу народа против фашистской Германии, за что многие иерархи и четверть священников были казнены. Более четверти храмов и монастырей были разрушены, половина повреждена, православных верующих принудительно обращали в католическую веру. Во время войны католики-хорваты убили 1 млн 700 тыс. православных сербов1.

В наше время православные сербы подвергаются притеснениям и гонениям со стороны хорватов-католиков, поддержанных западными странами. Трагические события в Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговине, начавшиеся после распада Югославии на самостоятельные республики, усложнили положение Сербской православной церкви. Всемирный совет церквей заявляет: «Сегодня хорватские “преемники европейской культуры” посягают на жизнь и уничтожают православные традиции и культуру в восточной Герцеговине, потому что, по их мнению, это культура “азиатская”, “турецкая”, “коммунистическая”, “византийская”, но никак не европейская»[1] [2].

События последних лет в Косове опять привели к страданиям представителей и объектов православной церкви, но уже от рук албанских экстремистов и их натовских «защитников».

Тем не менее Сербская православная церковь живет и является самой многочисленной по количеству последователей на территории бывшей Югославии. Возглавляет ее патриарх, который носит титул «Святейший патриарх Сербский (имя), архиепископ Печский, митрополит Белградо-Карловацкий». Возглавлявший церковь с ноября 1990 г. патриарх Павел (Стойчевич) умер 15 ноября 2009 г. В январе 2010 г. новым Сербским патриархом стал Ириней (Гаврилович). Патриаршая резиденция находится в Белграде. Каноническая территория — страны, входившие в СФРЮ; юрисдикция Сербской православной церкви распространяется на ряд епархий в США, Канаде, Германии, Франции, Венгрии, Румынии, Швеции, Австралии и Новой Зеландии. Церковь насчитывает 28 епархий, из которых 21 находится на территории бывшей Югославии, 3 — в США и Канаде, 3 — в Европе, 1 — в Австралии. Сербская церковь имеет более 4 тыс. храмов, 6 духовных учебных заведений, около 140 монастырей.

В 50-е гг. XX в. от Сербской церкви отделилась автономная Македонская церковь. А в 1967 г. собор Македонской церкви без согласия Сербской церкви объявил свою церковь автокефальной, попытки со стороны последней уладить конфликт каноническим путем к успеху не привели.

Сейчас непризнанная Македонская православная церковь возглавляется архиепископом Охридским и Македонским, имеет 8 епархий, 225 приходов, около 30 монастырей. Есть у нее приходы и за рубежом: в США — 4, в Канаде — 1, в Австралии — 9[3]. В 1967 г. открыта духовная семинария, в 1977 — Богословский факультет.

Румынская православная церковь является второй по числу верующих после Русской. Как и другие православные церкви, возникшие позже, она находилась сначала в юрисдикции Константинопольского патриархата, затем с 1818 г. была составной частью Русской православной церкви. И только после образования Румынского государства в 1865 г. она объявила себя независимой, но автокефалия была признана Константинопольским патриархом лишь в 1885 г. С 1925 г. и по настоящее время возглавляется патриархом, который носит титул «Блаженнейший (имя), архиепископ Бухарестский, митрополит Мунтен- ский и Добружийский, наместник Кесарии Кападокийской и патриарх Румынский». Возглавляющий сейчас Румынскую церковь 6-й патриарх Румынский Даниил (Чоботя) был избран предстоятелем 12 сентября 2007 г. Патриаршая резиденция находится в Бухаресте. Каноническая территория — Румыния; юрисдикция церкви распространяется на ряд епархий в Америке (США и Канада), в Западной и Южной Европе.

87% жителей Румынии считают себя православными. В пределах Румынии церковь насчитывает 13 епархий, объединенных в 5 митрополий, свыше 8 тысяч храмов и 133 монастыря, многие из них являются памятниками архитектуры. Верующие Румынской церкви проживают в странах Восточной (Болгарии, Венгрии) и Западной Европы, Северной и Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии. Имеется 2 богословских института в Бухаресте и Сибиу, а также 7 духовных семинарий. Издается 9 журналов.

В последние годы отношения между Русской и Румынской церквами осложнены тем, что Румынский патриархат пытается распространить свое влияние на православное население Молдавии, которая считается канонической территорией Русской православной церкви.

Болгарская православная церковь ведет свое начало с 865 г., когда болгарский князь Борис провел всеобщее крещение болгарского народа. Но, по преданию, на территории современной Болгарии христианство начало распространяться с древних времен. Сначала Болгарская церковь имела права автономной в рамках Константинопольской, а в 919 г. объявила себя автокефальной. Это решение Константинополь признал только в 927 г. В 1010 г. при византийском императоре Василии II Болгаробойце она опять получила статус архиепископии Константинопольской церкви до конца XII века. После возрождения Болгарского царства братьями П. и И. Асени была восстановлена самостоятельная патриархия. С XIV по XIX в. церковь опять попадает в зависимость от Константинополя, которая была преодолена в 1870 г.

В 1872 г. была провозглашена автокефалия, она долго не признавалась Константинополем, и только в 1945 г. Вселенский патриархат признал автокефалию, с 1953 г. церковь возглавляется патриархом. Патриарх носит титул «Святейший (имя), патриарх Болгарский, митрополит Софийский». 21-й Болгарский патриарх Максим (Минков) был избран на престол 4 июля 1971 г. Он скончался 9 ноября 2012 г. на 99-м году жизни. 24 февраля 2013 г. патриархом избран митрополит Русенский Неофит (Димитров). Резиденция патриарха находится в Софии. Высшим органом церкви является Священный синод, включающий всех епархиальных архиереев во главе с патриархом. В Болгарии имеется 11 епархий, свыше 3 тысяч храмов, 500 часовен, 120 монастырей, духовные академия и семинария. За пределами Болгарии 3 епархии — в США, Канаде, Австралии. В 1948 г. было основано подворье Болгарской церкви в Москве.

Кипрская православная церковь. Христианство на Кипре появилось в первые века нашей эры. Считается, что на острове проповедовали апостолы Павел, Варнава и Марк. Независимость Кипрской церкви была провозглашена на III Вселенском соборе в Эфесе в 431 г. Только в 488 г. Константинополь утвердил это решение и даровал кипрскому архиепископу знаки отличия: императорский скипетр с золотым яблоком и крестом наверху, пурпурную мантию и право подписывать документы красными чернилами.

Кипр имеет очень сложную и трудную историю, он завоевывался разными странами, православие пережило драматичнейшие времена, когда стоял вопрос о его существовании. Но в 1947 г. церковь опять обрела независимость. Ее предстоятель носит титул «Блаженнейший (имя), Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра». Возглавляющий ныне Кипрскую церковь 65-й ее предстоятель архиепископ Хризостом II (Димитриу) был избран 5 ноября 2006 г. Резиденция архиепископа расположена в столице Кипра Никосии (прежнее название Левкосия). Церковь состоит из одной архиепископии и 5 митрополий (в Кипрской церкви сан архиепископа выше сана митрополита), она имеет свыше 500 храмов, 6 мужских и 9 женских монастырей. Для подготовки священнослужителей имеется семинария. В Церкви имеется Архиепископская библиотека, основанная еще в 1821 г., и богатейший музей византийских икон.

Элладская православная церковь. Распространение христианства в Греции связывается с деятельностью апостола Павла, об этом говорится в новозаветной книге «Деяния Апостолов». Но Элладская церковь входила в юрисдикцию то Константинополя, то Рима. С IX до XIX в. находилась в юрисдикции Константинопольской церкви, и только в 1833 г. церковь была объявлена автокефальной во главе с королем (главой церкви) и Синодом, состоящим из пяти членов. Но Константинопольский патриархат и Турция спустя семнадцать лет признали автокефалию. Главой Церкви стал архиепископ, титул которого звучит так: «Блаженнейший (имя), Архиепископ Афинский и всей Эллады». Возглавляющий в настоящее время Элладскую церковь 21-й ее предстоятель архиепископ Иероним (Лиапис) был избран 7 февраля 2008 г. Резиденция архиепископа находится в Афинах. Каноническая территория — Греция. Церковь имеет свыше 7 тысяч храмов, около 170 мужских и 30 женских монастырей. Элладская церковь в административном отношении делится на Архиепископию и 77 митрополий. Готовят священнослужителей на двух богословских факультетах (при Афинском и Салоникском университетах), в 7 двухгодичных институтах и 8 духовных семинариях.

В 1924 г. Элладская церковь приняла григорианский календарь. Это привело к расколу: часть духовенства и мирян образовали Истинно православную церковь старого календаря (старостильную церковь).

Албанская православная церковь. Время ее возникновения точно не известно. Первые сведения о существовании христианства в Албании относятся к III в., однако первая епископская кафедра была учреждена в X в. благодаря миссионерским трудам учеников Кирилла и Мефодия — Климента и Наума. Албанская церковь сначала находилась в юрисдикции Болгарской православной церкви, а с XVIII в. — Константинопольской. И только в XX в. после провозглашения независимости Албании ее церковь принимает решение об автокефалии Албанской православной церкви. В 1926 г. Константинополь утвердил автономию Албанской церкви. После долгих и трудных переговоров 12 апреля 1937 г. Албанской церкви была дарована автокефалия.

Православная церковь в Албании существовала всегда в сложных условиях, ведь абсолютное большинство верующих — мусульмане (70%), христиане представлены православными (20%) и католиками (10%). Конституции Албании 1946 и 1950 гг. провозгласили свободу совести, отделение церкви от государства и светский характер общества. Но государство осуществляло контроль над деятельностью религиозных организаций, их устав и глава утверждались Советом министров. 4 мая 1950 г. был утвержден устав православной церкви Албании, главой ее был архиепископ. Но в 1967 г. правительство Албании заявило, что в стране не существует проблемы отношения государства к религии, так как государство становится абсолютно светским, и для религии в нем нет места, она отмерла. Началась полная атеизация общества[4]. Албания объявлялась первой в мире страной без церквей. В 1976 г. была принята новая конституция, в которой запрещалась любая религиозная деятельность.

Религиозная жизнь начала потихоньку налаживаться в конце 1980-х гг., а в 1991 г. состоялось пасхальное богослужение в православном храме Тираны. В 1992 г. был избран предстоятель Албанской православной церкви, который носит титул «Блаженнейший (имя), архиепископ Тиранский и всей Албании, митрополит Тирано-Дуррес- Елвасанский». Нынешний архиепископ, 4-й ее предстоятель, Анастасий (Яннулатос) был избран на престол 24 июня 1992 г. Резиденция архиепископа расположена в Тиране. Каноническая территория — Албания.

Польская православная церковь. Христианство было официально принято в Польше в 966 г. по латинскому (католическому) обряду польским князем Мешко I. Но на восточных землях Польши распространялось православие, история которого весьма драматична. Его последователи подвергались гонениям и давлению со стороны католиков и властей, часть православных храмов перешла под руководство папы римского по Брестской унии 1598 г. К XVIII в. православие в Польше было почти полностью подчинено католикам.

Его возрождение началось после присоединения восточных польских земель к России в конце XVIII в. После возрождения Польши как самостоятельного государства в начале XX в. Польская церковь незаконно (неканонически) получила автокефалию от Константинополя. Эту автокефалию не признали многие православные церкви. И только в 1948 г. с благословения Русской православной церкви была провозглашена автокефалия. Главой Польской церкви является митрополит, который носит титул «Блаженнейший (имя), митрополит Варшавский и всей Польши». Нынешний митрополит Польской церкви, 8-й ее предстоятель, Савва (Грыцуняк) был избран 12 мая 1998 г. Его резиденция находится в Варшаве. При митрополите действует Синод епископов, управляющих 8 епархиями. Каноническая территория церкви — Польша, юрисдикция Польской православной церкви распространяется также на православных поляков Португалии и Бразилии. В Польше насчитывается около миллиона православных из всего населения в 37 млн человек. Имеется Христианская богословская академия и православная духовная семинария для подготовки священнослужителей, издается необходимая литература на русском, польском и украинском языках. Действуют около 300 храмов, два мужских и один женский монастыри. В юрисдикции Польской церкви находится Португальская автономная церковь, которая насчитывает 20 приходов, 5 монастырей и 12 тысяч верующих.

Православная церковь Чешских земель и Словакии. Христианство начинает распространяться на территории современных Чехии и Словакии с начала IX в. Большую роль в христианизации этих территорий сыграли известные славянские просветители Кирилл и Мефодий. Примерно в 874 г. от Мефодия приняли крещение чешский князь Бо- ривой и его супруга Людмила. Первоначально церковь подчинялась Константинополю. Но затем она была почти полностью уничтожена, и от нее осталась церковь в Восточной Словакии, которой в 1649 г. была насильственно навязана Ужгородская уния.

Только в начале XX в. появилась православная церковь Чехословакии, которая подчинялась Сербской православной церкви. Но и эта церковь просуществовала недолго. Во время Второй мировой войны она была разгромлена фашистами. После войны Чешская церковь с согласия Сербской церкви обратилась к Московскому патриархату за помощью в восстановлении православия в Чехии и Словакии. Был образован экзархат, входивший в состав РПЦ и возглавляемый архиепископом. В 1950 г. состоялся собор униатского духовенства и мирян, который принял решение отменить Ужгородскую унию и вернуться в православие. В 1951 г. РПЦ предоставила Чехословацкой церкви автокефалию.

Нынешнее название Церкви появилось с 1992 г. после распада Чехословакии на два самостоятельных государства — Чехию и Словакию. По уставу церкви имеется два относительно самостоятельных органа — Митрополичий совет Чешских земель (в Праге) и Митрополичий совет Словакии (в Прешове). Возглавляет церковь митрополит с титулом «Блаженнейший (имя), Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии». Предстоятель Церкви избирается на Поместном соборе. Им может стать как архиепископ Пражский, так и архиепископ Прешовский.

Со 2 мая 2006 г. до недавнего времени Церковь возглавлял митрополит Христофор (Пулец). Он был пятым предстоятелем Церкви. 12 апреля 2013 г. митрополит Христофор подписал документ о своем отречении от престола, так как был обвинен в нарушении монашеских обетов. 11 января 2014 г. в Прешове на внеочередном XIII поместном соборе церкви был избран новый ее шестой предстоятель. Им стал митрополит Ростислав (Гонт). Резиденция митрополита находится в Праге (Чехия). Каноническая территория — Чешская и Словацкая республики. Церковь имеет 4 епархии, 245 приходов, монастырей нет. Для подготовки священнослужителей имеется Православный богословский факультет в г. Прешове.

Православная церковь в Америке. Начало православию на Американском континенте было положено во второй половине XVIII в. на Аляске и на Алеутских островах русскими валаамскими монахами- миссионерами. В конце XIX в. началась массовая эмиграция русских и украинских крестьян России в Канаду, а также украинских и русских крестьян Австро-Венгрии в Америку. Православные приходы были организованы в Америке и Канаде. Они объединяли не только русских и украинцев, но и греков, албанцев, арабов, сербов и румын православного вероисповедания, переселившихся в Америку. При епископе Алеутском и Аляскинском Тихоне (Белавине), будущем патриархе, в 1905 г. Епархиальный цен-цэ Алеутской и Северо- Американской епархии обосновался в Нью-Йорке. Уже в 1918 г. Американская епархия РПЦ имела 271 храм, 51 часовню, около 60 братств, Свято-Тихоновский монастырь, духовную семинарию, насчитывала около 300 тыс. верующих. После Октябрьской революции и гражданской войны связь епархии с РПЦ была прервана, затем через несколько лет восстановлена.

В 1970 г. РПЦ даровала православной церкви в Америке автокефалию, которую не признали Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская и Элладская православные церкви. С 1971 г. она называется «Православная церковь в Америке» (ПЦА), предстоятель носит титул «Блаженнейший (имя), архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады». 12 ноября 2008 г. предстоятелем Православной церкви в Америке был избран митрополит Иона (Паффхаузен). Он ушел на покой 7 июля 2012 г.; 13 ноября 2012 г. Шестым предстоятелем Церкви был избран митрополит Тихон (Моллард)^ Резиденция митрополита находится с г. Сайоссете (пригород Нью-Йорка), кафедральный собор в Вашингтоне. Каноническая территория — США; юрисдикция церкви распространяется на приходы в Канаде, Мексике и Южной Америке. Американская православная церковь включает в свой состав 16 епархий, имеет более 500 приходов в США, 49 — в Канаде, 6 — в Аргентине, 3 — в Бразилии, 1 — в Перу, 3 — в Венесуэле. Действуют четыре мужских и два женских монастыря, Свято-Владимирская духовная академия в Креству- де, около Нью-Йорка и Свято-Тихоновская семинария в Саут-Канаане (Пенсильвания). Автокефалия ПЦА до сих пор не признана некоторыми автокефальными церквами православного мира.

Отношения между поместными православными церквами временами осложняются из-за решения вопросов, касающихся канонических территорий и вмешательства одних церквей во внутренние дела других. Тем не менее с начала XX в. православные церкви ведут подготовку к проведению Святого и Великого Собора (Всеправославного собора). За время, прошедшее со времени последнего Вселенского собора (787 г.), накопилось очень много вопросов вероучительного и канонического характера, которые будут решаться на предстоящем соборе. Почти весь XX в. проходили Всеправославные совещания. Последний раз встреча предстоятелей и представителей местных православных церквей состоялась в Стамбуле 10-11 октября 2008 г., на которой присутствовали предстоятели 9 поместных церквей и представители 5 поместных церквей. На встрече отсутствовали представители Православной церкви в Америке, так как эта церковь до сих пор не признана Вселенским патриархатом. На совещании было принято послание предстоятелей православных церквей, в котором, в частности, говорится: «Наше непоколебимое обязательство сохранять единство Православной Церкви в вере отцов наших... в единой Божественной Евхаристии и в верном следовании канонической системе управления церковью, стремясь к урегулированию временами возникающих проблем в наших взаимных отношениях в духе любви и мира... В связи с этим мы приветствуем предложение Вселенской патриархии созвать по вопросу продолжения подготовки Святого и Великого Собора Всеправославные совещания, на которые будут приглашены все автокефальные церкви» .

На Архиерейском соборе Русской православной церкви 2011 г. патриарх Кирилл отметил: «Что касается внешней деятельности Московского Патриархата, то приоритетным направлением здесь является развитие отношений с Поместными Православными Церквами... Общение и взаимная помощь — это проявление на деле нашей принадлежности к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви» . 21 ноября 2011 г. по поводу 65-летия патриарха Кирилла в Москве собрались предстоятели и представители семи автокефальных православных церквей, которые, обсудив насущные проблемы, выразили сочувствие церквам ближневосточного и североафриканского регионов, которые претерпевают притеснения, а в некоторых случаях прямые гонения за веру, как православные сербы в Косове. Они выразили удовлетворение по поводу оживления соборной жизни Церкви и надежду на то, что вскоре будет созван Всеправославный собор, на котором будут решены важные вопросы жизни церквей[5] [6] [7].

В марте 2014 г. на совещании предстоятелей и представителей автокефальных церквей было принято решение о проведении Всеправо- славного собора в 2016 г. в Стамбуле.

На Архиерейском соборе 2013 г. патриарх Кирилл отмечал, что период с 2011 г. отмечен интенсивным взаимодействием Русской православной церкви с другими поместными православными церквами, в том числе и встречами на высшем уровне, которые осуществлялись патриархом при постоянном участии и содействии Синодального отдела внешних церковных связей. За это время он посетил пять поместных церквей: Антиохийскую, Болгарскую, Кипрскую, Польскую и Иерусалимскую. Г остями РПЦ были многие предстоятели православных церквей.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Что такое автокефальная церковь? Сколько автокефальных церквей в православии?
  • 2. Назовите поместные православные церкви.
  • 3. Чем знаменита гора Афон?

  • [1] Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. Т. 1. М.: Русские огни, 1994. С. 129.
  • [2] Московский Церковный вестник. 1993. № 1. С. 12.
  • [3] Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. Т. 1. М.: Русские огни, 1994. С. 162.
  • [4] Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. Т. 2. М.: Русские огни, 1994. С. 138.
  • [5] Послание Предстоятелей Православных церквей // Журнал Московскойпатриархии. 2008. № 11. С. 67.
  • [6] Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.ЖМП. № 3. 2011. С. 34.
  • [7] Коммюнике встречи предстоятелей и представителей семи поместныхправославных церквей в Москве по случаю 65-летия Патриарха Московскогои всея Руси Кирилла (ЖМП. № 12. 2011. С. 13).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >