Способы проведения спортивных соревнований и физкультурных мероприятий

В физкультурно-спортивной практике используются следующие способы проведения соревнований и физкультурных мероприятий:

  • - в спортивных играх: круговой, с выбыванием и смешанный способы;
  • - в ациклических видах - поочередный способ;
  • - в циклических видах - поочередный, групповой и одновременный способы.

Круговой способ. При круговом способе проведения соревнований все команды (участники) встречаются друг с другом. Положением может быть предусмотрено, что соревнования проводятся в один, два или четыре круга с таким расчетом, чтобы каждая команда провела одинаковое количество встреч на своем поле и на поле противника. Победительницей считается команда, набравшая большее количество очков. Круговой способ позволяет более объективно определить сильнейшую команду и исключает элемент случайности. Недостатком является длительное время проведения соревнований и большие финансовые расходы на переезд, содержание и питание команд.

При проведении жеребьевки каждой команде присваивается определенный номер. Далее определяется количество игровых дней и общее количество встреч.

Количество встреч определяется по формуле:

а(а -1)

2 '

где х - общее количество встреч, а - общее количество команд.

Например, если для участия в первенстве района по футболу заявлено 15 команд, то при проведении соревнований в один круг количество встреч будет равно 105:

  • 15(15-1) 15x14 210 1АГ х =--------=------=---= 105
  • 2 2 2

При нечетном количестве участвующих команд количество игровых календарных дней будет равно количеству команд, при четном - на один меньше. Очередность встреч при круговой системе определяется по специальной таблице, которую можно составить двумя способами: с чередованием полей или без.

Способ с чередованием полей. Команда, которая стоит первой в паре, играет на своем поле. Для составления таблицы розыгрыша (см. табл. 1) всегда берется нечетное количество вертикальных линий (если команд 15 - линий 15, если 16-15).

Таблица 1

Распределение 15 команд для участия в соревнованиях ___________(способ с чередованием полей)___________

9

10 11 12 13 14 15

9

8

10

9

11

10

12

11

13

12

14

13

15

14

1

15

10

7

11

8

12

9

13

10

14

11

15

12

1

13

2

14

11

6

12

7

13

8

14

9

15

10

1

11

2

12

3

13

12

5

13

6

14

7

15

8

1

9

2

10

3

11

4

12

13

4

14

5

15

6

1

7

2

8

3

9

4

10

5

11

14

3

15

4

1

5

2

6

3

7

4

8

5

9

6

10

15

2

1

3

12

4

3

5

4

6

5

7

6

8

7

9

1 2 3 4 5 6 7 8

Внизу под первой линией ставится первый номер, а остальные вписываются через линию, вверху номера проставляются над сводными линиями. Команды, номера которых вписаны снизу и сверху вертикали, в этот день свободны от игр. Если количество команд будет четным, т. е. 16, то свободное место над и под вертикалью заполняется четной последней цифрой (16). В нашем примере для 15 команд календарь игр будет выглядеть так:

  • 1- й день: 1-0, 15-2, 14-3, 13-4, 12-5, 11-6, 10-7,9-8;
  • 2- й день: 2 - 1, 3 - 15, 4 - 14, 5 - 13, 6 - 12, 7 - 11, 8 - 10, 0 - 9; и т. д.

Способ без чередования полей. Данный способ используется в тех случаях, когда смена полей не имеет значения и когда игры проводятся на одной площадке. Таблица составляется для четного количества команд (участников): если количество команд нечетное, то вместо следующего четного номера ставят ноль. Количество участвующих команд делят пополам и номера команд записывают вертикальным способом в два ряда. Первая половина номеров, начиная с первого, записывается сверху вниз, а последующая - снизу вверх. Номера, попавшие рядом, составляют пары первого игрового дня. Для определения второго и последующих игровых дней в таблице первый номер оставляют на месте, а остальные передвигают на одно место по кругу против движения часовой стрелки (см. табл. 2).

Таблица 2

Распределение 9 команд для участия в соревнованиях ______ (способ без чередования полей) ______

1-й день

2-й день

3-й

день

4-й день

5-й

день

6-й день

7-й день

8-й

день

9-й

день

1-0

1-9

1-8

1-7

1-6

1-5

1-4

1-3

1-2

2-9

0-8

9-7

8-6

7-5

6-4

5-3

4-2

3-0

3-8

2-7

0-6

9-5

8-4

7-3

6-2

5-0

4-9

4-7

3-6

2-5

0-4

9-3

8-2

7-0

6-9

5-8

5-6

4-5

3-4

2-3

0-2

9 - 0

8-9

7-8

6-7

Способ проведения турнира с выбыванием после поражения по отношению к круговому способу с выбыванием позволяет привлечь неограниченное количество команд (участников) и провести его в короткие сроки. Недостатком является то, что половина команд выбывает после первого поражения, а финальные встречи позволяют определить только победителя и второго призера. В процессе жеребьевки может случиться так, что сильнейшие команды окажутся в одной подгруппе и некоторым из них придется выбыть из игры в начале турнира.

Календарь встреч по системе с выбыванием составляется по следующим методикам:

  • 1. Если количество участвующих команд (участников) кратно двум (4, 8, 16, 20 и т. д.), то все они начинают игры с первого круга. Пары составляются следующим образом: порядковый номер каждой команды (участника), определенный жребием, вписывается в одну колонку сверху вниз; первый играет со вторым, третий с четвертым и т. д. Во втором туре играют победитель первой пары с победителем второй, победитель третьей -с четвертой, пятой - с шестой и т. д.
  • 2. При другом количестве команд (участников) следует определить команды, которые вступят в борьбу со второго тура по формуле

х = (а-2")х2,

где а - количество команд (участников), п - степень, дающая число, максимально приближенное к числу участвующих команд, но не больше.

Пример: при участии 9 команд приближенное число 2 в степени п будет равно 23, т. е. (я-23)х2 = (9-8)х2 = 2. Из этого следует, что в первый день играют две команды, а остальные семь начинают борьбу со второго дня.

Первыми в борьбу включаются средние номера, а крайние номера начинают соревнования со второго тура. Если в розыгрыше принимает участие четное количество команд, то в первом туре не участвует равное количество команд сверху и снизу. При нечетном количестве снизу на одну команду больше, чем сверху.

Смешанный способ объединяет предыдущие. В начальной стадии турнира организаторы используют способ с выбыванием, и победители продолжают игры с использованием кругового способа. Побежденные также могут использовать круговой способ в качестве утешительного турнира.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >