Ценностно-смысловое содержание жизни личности как предмет аксиологической психологии: аспекты анализа

Основные понятия аксиологической психологии личности

аксиологической психологии личности

Ценности и смыслы жизни личности «пронизывают» всю систему ее жизненных отношений, составляя ось ее жизненного мира. Как известно, «жизненный мир» - это философско-психологическое понятие, введенное в понятийный аппарат психологии С.Л. Рубинштейном. Определяя это понятие, он отмечал: жизненный мир - это очеловеченная, т. е. означенная и осмысленная реальность существования человека на его личностном уровне; это системно организованная многомерная и многоуровневая реальность, строящаяся личностью в процессе и результате реализации ее ценностей и смыслов [Рубинштейн, 2003]. Последние составляют ценностносмысловое содержание жизни личности или, по терминологии некоторых исследователей, ценностный мир личности - подсистему7 жизненного мира личности [Каширский, 2014]. Для описания ценностно-смыслового содержания жизни личности в современной психологии используется также понятие «смысловая сфера личности». Многосторонний теоретический анализ содержательных и функционально-динамических аспектов смысловой сферы личности в отечественной психологии впервые осуществил Д. А.Леонтьев в своей работе «Психология смысла» [1999]- С его точки зрения, это динамическая система смысловых структур личности, существующих как в осознаваемой, так и в неосознаваемой форме. Это относительно устойчивая и автономная, иерархически организованная система, включающая в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующая как единое целое.

Д. А.Леонтьевым выделяются ведущие, «ядерные» смысловые структуры (обобщенные смысловые образования, составляющие ядро человеческой личности) и частные, периферические. Именно общие смысловые образования (в частном случае - ценности) определяют главные и относительно постоянные отношения человека к миру, друтим людям, к самому себе.

Смысловая сфера личности - сложное многомерное образование; наиболее адекватно отражающим его сущность считают общенаучное понятие «система» и понятие «психологическая система» как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друт с другом и образующих целостность и единство [Философский..., 1983].

Невозможно представить себе какую-либо ценностную ориентацию или жизненный смысл как изолированное образование. Они образуют динамическую структуру, целостность, организованную иерархич-но. В свою очередь, элементы структуры также могут рассматриваться как системы, а сама смысловая сфера личности - как подсистема системы более высокого порядка. Элементы смысловой сферы личности взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимовлияют [Леонтьев, 1999]. Как психологическая система смысловая сфера личности, помимо общих характеристик системы, обладает специфическими особенностями: целеустремленностью и самоорганизацией; это развивающаяся во времени система (В. Д. Шадриков, В. В. Клочко и др.).

Таким образом, смысловая, или ценностно-смысловая сфера личности может рассматриваться как подсистема более широкой системы, которая обозначается различными авторами как «жизненный мир человека», «образ мира», «ценностный мир» и т.д. и является сложным, многоуровневым, динамическим образованием. Основа динамики ценностно-смысловой сферы - жизненные отношения личности, и прежде всего ее ценностно-смысловые отношения. В самом общем смысле это такие отношения личности, объект которых имеет жизненный или личностный смысл для нее. Жизненный смысл отражает место и роль этого объекта в объективных жизненных отношениях личности, а личностный смысл - отражение жизненного смысла в ее субъективном мире [Леонтьев, 1999]. Смыслы личности тесно связаны с ее ценностями, но как они сосуществуют?

Связь между ценностями и смыслами личности разные исследователи представляли по-разному7. Так, по В. Фран югу, человек обретает смысл жизни, переживая определенные ценности [Франкл, 1990]. В отечественной психологии Ф.Е. Василюк утверждает, что смысл как целостная совокупность жизненных отношений является своего рода продуктом ценностной системы личности [Василюк, 1984]. Г.П.Буди-найте и Т. В. Корнилова приходят к выводу7, что личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределяется [Будинайте, 19931- Б. С. Братусь считает, что личностные ценности - это осознанные, «отрефлексированные» наиболее общие смысловые образования [Братусь, 1997]. Согласно Д.А.Леонтьеву, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [Леонтьев, 1999]. Анализируя эти и подобные утверждения, М.С.Яницкий приходит к справедливому выводу о том, что развитие и функционирование систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер [Яницкий, 2000].

Рассмотрим далее ряд понятий, используемых в научном анализе ценностей личности. Этот ряд составляют следующие понятия: ценности, жизненные ценности, личностные ценности, субъективные ценности, ценностные ориентации, ценностные предпочтения. Они иногда трактуются по-разному, иногда используются в качестве синонимов. О смешении понятий, описывающих ценностную сферу личности, говорят ведущие исследователи в данной области [Леонтьев, 1998; Яницкий, 2000 и др.].

Понятие ценности в психологии. Самое широкое из вышеперечисленных понятий - это понятие «ценность». Во-первых, оно обозначает как общественные, так и личностные ценности. А во-вторых, используется для характеристики как объекта, так и субъекта. Все остальные перечисленные понятия относятся только к субъекту7. Большинство авторов трактуют ценность как особое системное качество предметов и явлений, выделяя в нём две стороны - на полюсе объекта и на полюсе субъекта. На полюсе объекта - это обозначение ценностности, заключенной в сущности объективно существующих предметов, событий, идей, свойств материальных и духовных предметов независимо от субъективных оценок людей. На полюсе субъекта — это значимость (ценност-ность) предмета, события, идеи и т.д. для конкретного индивида в виде переживания ценности, а также рационального постижения ее в процессе решения «задач на ценность» или сложного процесса принятия и освоения ценностей (называемого интериоризацией, идентификацией, интернализацией).

В наиболее общих определениях понятию «ценность» может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:

а) ценность как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нём абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности;

  • б) ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков.
  • в) социальные ценности, которые, преломляясь через призму7 индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей [Леонтьев, 1999]. Перечисленные формы существования ценностей переходят

одна в другую: «...общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве “моделей должного” начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов» [Леонтьев, 1998, с. 13].

В современных исследованиях насчитывается более ста определений понятия «ценность» [Арьес, 1992]. Приведем некоторые из них (табл. 1).

Остановимся подробнее на содержании, представленном в таблице. В отечественной науке проблема ценностей впервые начала обсуждаться в философии и длительное время оставалась в рамках этой науки. Философ В. П. Тугаринов был первым среди отечественных ученых, кто дал определение понятию «ценность». В своей работе «О ценностях жизни и культуры» (i960) он предложил одно из возможных определений, а в «Теории ценностей в марксизме» (1968) обсудил его более развернуто. Согласно В. П. Тугаринову, ценности - это предметы, явления и их свойства, необходимые, полезные, приятные и пр. людям определенного общества или класса или отдельной личности как средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также это идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала [Тугаринов, 1968]. В этом раннем определении указывается на две важные характеристики ценности: объект-субъектную природу ценностей (ценность - это объект, который значим именно с точки зрения субъекта, ценность объекту7 придает не кто иной, как субъект) и их социальную природу7 (ценность как норма или идеал, которые формируются обществом).

В1967 г. выходит работа О.Г. Дробницкого «Мир оживших предметов», посвященная проблеме человеческих ценностей. Он предлагает философско-социологическое понятие ценности, в сущности которой выделяет, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта для людей, а во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания (см. публикацию [Ясеницкий, 2000]).

Таблица 1 Варианты определения ценности

Автор

Представление о ценностях

  • 1. В. П. Тугаринов
  • (i960,1968)

Ценности - это «предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества или класса или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также - идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» [Тугаринов, 1968, с. 11]

  • 2. О.Г.Дробиицкий
  • (1967)

«Ценность - это философское и социологическое понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта, в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности), во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания (субъектные ценности, или ценности сознания)» (цит. по публикации [Ясеницкий, 2000, с. 26-27])

  • 3. А.Г.Здравомыслов
  • (1986)

«Ценности - это обособившиеся в ходе развития истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы, объектом которых являются моральные, нравственные и эстетические нормы» [Здравомыслов, 1986, с. 166]

  • 4. Л.Б.Эрштейн
  • (2008)

Ценности - это «запреты чего-то не делать, чего-то не думать или чего-то не говорить» [Эрштейн, 2008, с. 15];

«прямые и инверсионные запреты разной силы, отражающие значимость данного конкретного феномена в жизни данного конкретного человека» [Эрштейн, 2008, с. 16]

В социологии А. Г. Здравомыслов делает вывод о том, что ценности - это интересы, обособившиеся в ходе развития истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства; объектом их являются моральные, нравственные и эстетические нормы [Здравомыслов, 1986]. Таким образом, ценность сводится к интересу или потребности, что лишает само понятие ценности содержательной специфики.

Л. Б. Эрштейн предлагает понимать ценности как динамические запреты: чего-то не делать, чего-то не думать или чего-то не говорить [Эрштейн, 2008]. Ценность может быть выражена в двух формах: в форме прямого запрета (тогда она описывает то, что человеку нельзя делать) и в форме инверсионного запрета (тогда она описывает то, что человек должен делать). Таким образом, под ценностями Л. Б. Эрштейн понимает запреты разной силы, отражающие значимость данного конкретного феномена в жизни данного конкретного человека.

Приведенные выше точки зрения на сущность ценности свидетельствуют об отсутствии какой бы то ни было определенности и единства в понимании сущности ценностей, отражающем сложность и многоликость этого феномена человеческой жизни. Как известно, ценности имеют социологическую, психологическую, культурологическую, гносеологическую, лингвистическую, семиотическую природу.

Понятие и феномен ценностных ориентаций личности. Помимо понятия «ценность», в исследованиях аксиологической проблематики широко используется понятие «ценностные ориентации». Это наиболее распространенный аксиологический термин в психологических исследованиях. Ценностные ориентации стали предметом эмпирического исследования на стыке социально-философской концепции ценностей и психологической концепции установок приблизительно в 10-20-х гг. XX в. Первыми исследователями, которые связали эти две концепции и, таким образом, стали основоположниками исследования нового феномена, принято считать американских ученых У. Томаса и Ф.Знанецкого (см. работу [Кирилова, 1997])- После появления их труда «Польский крестьянин в Европе и Америке» начинается широкое теоретическое и эмпирическое исследование ценностей и социальных установок.

Термин «ценностные ориентации» впервые ввел Т. Парсонс (см. работу7 [Кирилова, 1997])- В дальнейшем в зарубежной психологии исследования ценностных ориентаций предпринимались У. Колбом, М. Розенбергом, К. Клакхоном, Ч. Моррисом и др.

В настоящее время в исследованиях человеческих ценностей в зарубежной социальной психологии и социологии понятия «ценности» и «ценностные ориентации» используются как синонимичные. Так, в зарубежном словаре-справочнике по психологии говорится, что «ценность» включает в себя «объекты, явления, их свойства, а также абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталоны должного» [Кордуэлл, 2000, с. 396]. Смешение данных понятий можно увидеть и в Оксфордском толковом словаре по психологии, где ценности дается два психологических определения. Согласно им, ценность представляет собой «качество или свойство предмета, которое делает его полезным, желательным или ценимым. ...ценность предмета определяется его ролью в (социальном) взаимодействии, предмет сам по себе не обладает никакой ценностью»; а также «абстрактный и общий принцип относительно моделей поведения в рамках определенной культуры или общества, который посредством процесса социализации члены этого общества рассматривают как очень значимый. ...центральные принципы, вокруг которых могут интегрироваться индивидуальные и социальные цели» [Оксфордский..., 2002, с. 518].

Выделяются два направления зарубежных исследований ценностей (ценностных ориентаций) [Кирилова, 19971-

Первое направление представлено попытками создать обобщенную теорию строения и функционирования ценностных регуляторов поведения личности. Наиболее известным представителем этого направления является М. Рокич. По его мнению, ценности - это вид убеждений, имеющий центральное положение в индивидуальной системе убеждений. Ценности представляют собой руководящие принципы жизни. Они определяют то, как нужно себя вести, каково желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться.

Концепция человеческих ценностей М.Рокича включает в себя следующие постулаты: общее число ценностей невелико; все люди обладают одними и теми же ценностями, но одни и те же ценности имеют для разных людей разный «вес»; ценности организованы в системы; истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, общественных институтах и самой личности человека; влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах. Концепция М.Рокича и созданная на ее основе методика изучения ценностных ориентаций получили широкое распространение в современных научных, в том числе и психологических исследованиях.

Ш. Шварц и У.Билски в дополнение к общим признакам человеческих ценностей, выделенным М.Рокичем, предлагают следующие: ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению; ценности имеют надситуативный характер; они управляют выбором или оценкой поведения, событий (см. публикацию [Яницкий, 2000]).

Другим зарубежным исследователем ценностей, чьи взгляды получили широкое распространение в науке, является Ш. Шварц (см. работу [Карандашев, 2004]). Ш. Шварц понимает ценности как желаемые цели личности, которые выступают в роли управляющих принципов в ее жизни. Содержание ценностей различается им по конечной цели, которую они побуждают реализовывать. В зависимости от конечной цели Ш. Шварц выделяет ю мотивационных, а следовательно, и ценностных типов, которые были положены в основу разработанного им опросника ценностей. Гипотеза Ш. Шварца о ю мотивационных типах была подтверждена в ходе массовых кросс-культурных исследований. Все мотивационные типы, согласно Ш. Шварцу7, могут находиться в отношениях совместимости или противоречия. Ценности сохранения (безопасность, конформность, традиции) противоположны ценностям изменения (стимулирование, саморегуляция). Ценности самоопределения (универсализм, благосклонность) противоположны ценностям самовозвышения (власть, достижение, гедонизм). Кроме того, все ценности были разделены Ш. Шварцем и У. Билски еще на две большие группы (см. работу7 [Карандашев, 2004]):

  • 1) ценности, выражающие интересы индивида. Эти ценности объединяются в следующие ценностные (мотивационные) блоки: власть, достижения, гедонизм, стимулирование, саморегуляция.
  • 2) ценности, выражающие интересы группы. Данного рода ценности принадлежат к таким ценностным (мотивационным) типам, как благосклонность, традиции, конформность.

Второе направление исследований человеческих ценностей (ценностных ориентаций) в зарубежной социальной психологии и социологии носит прикладной характер. Блок ценностных ориентаций стал почти обязательным компонентом каждой более или менее широкой социально-психологической и социологической исследовательской программы, особенно если она посвящена изучению проблем молодежи и образования. Например, ко второму направлению относится исследование Д. Прентис, в котором изучалась взаимосвязь ценностных предпочтений студентов с тем, как они осуществляли выбор специальности при поступлении в университет, и с тем, какие виды деятельности студенты выбирают в свое свободное время [Prentice, 2004].

Современные зарубежные исследования ценностной сферы практически полностью относятся ко второму направлению. Они проводятся при разработке новых направлений в психотерапии (например, работа [Wilson, 2010]), а также в междисциплинарных исследованиях на стыке психологии и менеджмента (ценности в управленческом консультировании, ценности как основа миссии организации), психологии и маркетинга (ценностные ориентации как источник предпочтения того или иного бренда, продукта).

В отечественной психологии проблема ценностей личности актуализировалась благодаря исследованиям деятельности как целостного явления (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев). В этих исследованиях важная роль отводилась изучению того, как внутренний мир субъекта (а именно: его потребности, интересы, установки) влияет на познание и деятельность, которые данный субъект совершает, поскольку на деятельность человека влияет не только отражение им предмета как такового, но и ценностное отношение к данному7 предмету. Справедливо и утверждение об обратном влиянии: в процессе общения и деятельности происходит перестройка иерархии смыслообразующих мотивов.

Н. В. Клюева [1999] выделяет в отечественной психологии нормативно-ценностный, социально-психологический и ценностно-смысловой подходы к анализу ценностей. С точки зрения первого подхода, «ценности — это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт, существующие в сознании человека ориентиры, с которыми индивид и социальная группа соотносит свои действия. На основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения» [Клюева, 1999, с. ю]. Социально-психологический подход к изучению ценностей делает акцент на рассмотрении общих ценностей, идеальных представлений о хорошем, желательном, должном, которые являются результатом обобщения опыта совместной жизнедеятельности всех членов группы. Ценностно-смысловой подход в современной отечественной психологии представлен работами Д. А. Леонтьева, Б. С. Братуся, Б. В. Ничипоровой, Ф.Е. Василюка и др. Говоря о ценностных аспектах жизни человека, представители этого направления имеют в виду прежде всего его способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной жизни, следовать идеалам истины, добра, красоты (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев), см. публикацию [Клюева, 19991-

Отечественные авторы, как правило, выделяют ценностные ориентации как самостоятельное понятие. Наиболее отчетливо, на наш взгляд, различие между7 понятиями «ценность» и «ценностная ориентация» представлено в работе Д. А.Леонтьева [1998]. Он определяет ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него.

Ценностные ориентации могут пониматься как идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и основания ориентации в ней, а также как способ дифференциации объектов по их значимости.

В отечественной психологии распространено понимание ценностных ориентаций, о котором пишет В. Г. Алексеева. Ценностные ориентации представляют собой наиболее гибкую, предполагающую свободный выбор, форму7 включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. Ценностные ориентации, как и оценки, представляют собой основные формы функционирования ценностей [Алексеева, 1984].

Н. В. Журавлёва [20066, с. 35] пишет, что ценностные ориентации есть «относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от социальных ситуаций».

Согласно другому определению, ценностные ориентации - важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии; он выражает (представляет) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей [Большой..., 2004].

Н.А. Низовских [2005, с. 26] оперирует термином «жизненные ориентации», которые определяются как «совокупность ценностей, интегрированных личностью применительно к собственной жизни». На наш взгляд, понятие жизненных ориентаций по своей сути тождественно понятию системы ценностных ориентаций и лишь дополнительно подчеркивает важность действительного внутреннего принятия личностью ценностей и приложения их к своей жизни для того, чтобы ценности стали руководящими принципами жизни.

Понятие ценностных ориентаций близко по смыслу понятию личностных ценностей. Иногда их используют как синонимичные. Так, Н. В. Клюева [1999, с. ю] определяет личностную ценность как «идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смысла. Личностные ценности задают конечные ориентиры индивидуальной деятельности конкретного субъекта. Как правило, они отличаются высокой степенью осознанности».

Некоторые авторы, определяя ценности, акцент делают на критерии значимости, а не должного (см., например, публикации [Бубнова, 1994,1999, 2006; Яницкий, 2000] и др.). Так, по мнению С. С. Бубновой [1999], ценности - это значимые для личности объекты и явления окружающей действительности, определяющие ее направленность и мотивацию и являющиеся системообразующим фактором личности.

Еще одним синонимом ценностных ориентаций является, на наш взгляд, понятие субъективных ценностей, что отражено в определении субъективных ценностей, предложенном классиками аксиологических исследований Ш. Шварцем и У. Билски. Согласно их представлениям, субъективные ценности - это понятия или убеждения, имеющие отношение к желательным конечным состояниям или поведению и являющиеся надситуативными, управляющими выбором или оценкой поведения и событий и упорядоченными по относительной важности (см. публикацию [Тихомандрицкая, 1999]).

Все вышеперечисленные феномены составляют то, что обозначается понятием «индивидуальные ценности».

Д. А. Леонтьев [1998, 1999] считает необходимым разделение понятий «ценности» и «ценностные представления». Последние признаются продуктом рефлексии личности, которые могул не вполне соответствовать реально значимым ценностям. Согласно Д. А. Леонтьеву, ценностные ориентации представляют собой одну из разновидностей ценностных представлений личности. Наряду7 с ценностными ориентациями в сознании человека также существуют ценностные стереотипы, ценностные идеалы, ценностные ретроспектива и перспектива, представления о ценностях других людей [Леонтьев, 1998,1999].

Понятие «ценностные идеалы» отличается от понятия «ценностная ориентация» тем, что иерархия ценностных идеалов «характеризует ценность для человека самих личностных ценностей в отвлечении от образа своего “Я”», они «выступают как идеальные конечные ориентиры развития ценностей субъекта (в его представлении)» [Леонтьев, 1998, с. 15]. Иными словами, ценностные идеалы, в отличие от ценностных ориентаций, не относятся к жизни данной конкретной личности и не относятся к настоящему. Они описывают вариант ценностной системы, которую человек воспринимает как эталон. Ценностные идеалы содержат в себе знаемые ценности, не включенные в реальную жизнедеятельность личности.

Таким образом, в настоящее время в психологии существует неоднозначное понимание терминов, описывающих ценностную сферу личности: продолжается их дифференциация. Среди понятий, описывающих ценностную сферу личности, наиболее употребительными являются «ценность» и «ценностная ориентация». Понятие «ценностные ориентации» более популярно в прикладных, чем в теоретических исследованиях и определяется как направленность личности на определенные ценности. Понятие «ценностные предпочтения» по сути тождественно понятию «ценностные ориентации»: и то и другое может рассматриваться как индикаторы личностных ценностей.

В социологических аксиологических исследованиях используется понятие «жизненные ценности», которое трактуется как ценности, определяющие жизненный путь личности на достаточно больших отрезках биографии.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >