ЛЕКЦИЯ 10. Изменяемые части чина Божественной литургии свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста

В учебниках Устава семинарского типа Литургия с большой легкостью и непринужденностью включается в состав служб дневного круга, и это отражается на ответах, на письменных работах, а главное — на нашем понимании богослужебной жизни. Хотелось бы привлечь внимание к мыслям протоиерея Александра Шмемана, изложенным в уже рекомендованной книге «Введение в литургическое богословие».

Отец Александр очень ясно и последовательно проводит мысль о том, что весь Устав в своей полноте представляет собой таинственное сопряжение «богослужения времени» и Евхаристии. Цель курса литургики — не перечислить службы дневного круга, а нащупать и определить основной нерв богослужебного Устава. За рассмотрением бесконечных «аще случится» и «аще прилунится», за изучением конкретного материала мы не должны упускать главного. А главное — это место «богослужения времени» среди богослужений Церкви и соединение «богослужения времени» с таинством Евхаристии.

Евхаристия есть центр всей церковной жизни, это таинство таинств, таинство Церкви по преимуществу — ведь оно созидает Церковь, которая есть Тело Христово. В то же время Евхаристия совершается на Божественной литургии, а Литургия имеет различные чины, и имела множество их в древности. Так вот, Евхаристия, безусловно, представляет собой центр богослужебной жизни и всей церковной жизни вообще, но если в системе таинств это более или менее очевидно, то в богослужении времени это несколько ускользает от нашего внимания. В действительности же никогда нельзя ставить в один ряд все службы богослужебного дня с Божественной литургией, как это часто приходится слышать: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, Литургия. Литургия здесь включается в перечисление, входит в общий счет. Такое понимание, конечно, слишком просто, схематично и даже грубо.

Достаточно сравнить любое последование богослужебного дня с Божественной литургией, чтобы понять, что ничего сравнимого с ней ни на одной службе не совершается. Даже среди таинств Евхаристия занимает первенствующее место, являясь источником и целью всей богослужебной жизни Церкви, действительно альфой и омегой, и это мы ни в коем случае не должны забывать. В то же время, несмотря на такое существенное различие между службами суточного круга и Евхаристией, совершаемой на Литургии, все-таки они принадлежат одному дню и имеют много общего. Об этом общем мы и будем говорить.

Мы должны помнить существенное, коренное различие служб дневного круга и Литургии и в то же время отдавать себе отчет в их единстве: в этом тайна явления вечного во времени и тайна присутствия всего временного в вечности. Литургия времени не принадлежит, она вырывает нас из его плена и обращает все наше существо к вечности. Нельзя сказать, что другие богослужения обращают наш ум к суете земного мира, но и по своему названию, и по своему содержанию они гораздо крепче связаны со временем дня, седмицы, богослужебного года и т. д. Евхаристия же всегда одна и та же, несмотря на разную степень торжественности дней церковного года. По опыту церковной жизни каждый из нас знает, что нет существенной разницы в том, когда мы приступаем к св. Чаше — в самый будний день или в самый торжественный. Помня об этих противоречиях, мы и должны говорить об изменяемых частях Божественной литургии.

Этот материал заслуживает отдельного и подробного разговора, так как часто вызывает значительные уставные затруднения. Есть некая твердая основа, некое ядро — неизменный Евхаристический канон, к которому изменяемые части Литургии подходят максимально близко, не вторгаясь, однако, в самую суть, в самое сердце службы. Различие чина Василия Великого и чина Иоанна Златоуста при этом несущественно: все равно Божественная литургия одна, таинство Евхаристии одно, хотя молитвы разных святых могут и различаться.

Важно почувствовать единство служб дневного круга и того чина Божественной литургии, который назначен именно для конкретного, определенного дня — вплоть до отсутствия Божественной литургии, вплоть до назначения неполной Литургии — Литургии Преждеосвященных Даров, которая сводится лишь к приобщению верных заранее освященными св. Дарами, совершаемому в чине вечерни. Вечерня и утреня, которые назначены Уставом именно для этого дня, находятся в единстве с тем, какая именно Божественная литургия назначена для этого дня или не назначена вовсе.

Итак, изменяемые части чина Божественной литургии. Первое, о чем мы будем говорить, это антифоны. Напомним, что греческое слово dvxl^covoq состоит из двух частей и означает «противогласие». Вообще антифоном называется псалом или библейская песнь с гимнографическим припевом, исполняемые попеременно двумя ликами, и антифоны бывают не только на Божественной литургии: они есть и на бдении — так называемые антифоны степенны; кафизмы также делятся на антифоны. Но антифоны на Литургии — это самый известный, знаменитый и сложно устроенный вид антифонов.

Антифоны на Божественной литургии бывают трех видов: будничные (или вседневные), праздничные и изобразительные. Во всех трех разновидностях по три антифона. На третьем антифоне, когда он уже пропет, на Божественной литургии совершается малый вход. В любом виде антифонов ко второму из них присоединяется песнь Единородный Сыне. Эта песнь достаточно древняя, вероятно иерусалимского происхождения; известно, что это она пелась за богослужением в храме Св. Софии в Константинополе; обычно это песнопение возводят к VI веку, ко времени построения самого храма.

Теперь собственно об антифонах Литургии. Попробуем начать с антифонов будничных, или вседневных. Эти антифоны наименее известны и даже, может быть, кому-то и вовсе неизвестны, потому что даже по нашему Уставу они должны употребляться довольно редко, а с каждым годом существования Церкви все реже и реже. Почему? Потому что у нас все больше и больше святых, и значит, все больше и больше праздников. Кроме того, эти вседневные антифоны, как и субботнее богослужение, наименее известная и в уставном смысле наиболее попираемая часть службы. Очень часто люди даже не знают, когда их нужно петь, и хор постоянно поет Благослови и Хвали вместо того, чтобы петь вседневные антифоны. А между тем антифоны будничные необыкновенно красивы и по глубине содержания не уступают праздничным, т. е. самым торжественным и долгожданным.

Антифоны вседневные состоят из псаломских стихов и очень похожи по форме на антифоны праздничные, поэтому когда их поют на Божественной литургии, момент этот выглядит очень торжественно.

Итак, вседневных антифонов три, и строятся они следующим образом. Все три антифона представляют собой избранные стихи из псалмов, и к каждому стиху полагается припев. К первому антифону припев «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», ко второму — «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас», а к третьему — «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: Аллилуия». Везде стихи псалмов, но разные припевы. В каких богослужебных книгах находятся вседневные антифоны? Они находятся в Ирмологии (это книга певческая, в ней есть раздел «Песнопения Божественной литургии») и в Апостоле.

В каких же случаях и в какие дни употребляются будничные антифоны? Будничные антифоны поются в седмичные дни, когда нет двунадесятого Господского праздника и когда нет тропарей на Блаженнах, т. е. тропарей, припеваемых к третьему изобразительному антифону.

Второй вид антифонов — не по значимости, а по порядку рассмотрения — антифоны праздничные. Их также три, и они построены несколько иначе, чем будничные. Первые два праздничных антифона похожи на будничные: они представляют собой избранные стихи псалма, к которым припевается припев. К первому антифону припевается «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», ко второму антифону — «Спаси ны, Сыне Божий... поющия Ти: Аллилуия» (вместо многоточия у каждого праздника тут свои слова, например: «Воскресый из мертвых», «плотию Распныйся», «во Иордане Крестивыйся», «Рождейся от Девы» и т. д.). Итак, стих псалма, затем припев.

Третий антифон выглядит следующим образом: избранные стихи псалма, к каждому из которых припевается не припев, а отпустительный тропарь праздника. Мы уже говорили о том, что тропарь (от греческого трёжо — «обращать») — это удобообращаемый текст, такой текст, который удобно перемежать с какими-либо библейскими стихами, и третий праздничный антифон — яркий тому пример. Что такое избранные стихи? Это стихи, выбранные из всей Псалтири, которые Церковь считает наиболее подходящими к сегодняшнему празднику. Они образуют сам материал этих антифонов, но к стихам всегда есть припевы — молитвенное обращение ко Христу или тропарь праздника. Антифоны праздничные находятся, во-первых, в Типиконе на соответствующий день (это может быть глава 48-я — Месяцеслов или глава, посвященная Триоди — 49-я или 50-я), а во-вторых, в соответствующих богослужебных книгах — Минее или Триоди.

Антифоны праздничные Типикон назначает всего несколько раз в году, это очень редкий и торжественный вид богослужебного текста. Они назначаются только на двунадесятые Господские праздники и Пасху. (В современном греческом соборно-приходском Типиконе есть также антифоны на Сретение, Богородичные двунадесятые праздники, а также Недели Торжества Православия и Крестопоклонную и на освящение храма.) Праздничные антифоны поются на Крестовоздвижение, Рождество, Богоявление и Преображение (четыре неподвижных двунадесятых Господских праздника, устав которых — в Месяцеслове, а тексты служб, и в том числе антифоны, — в Минее месячной), а также в Неделю ваий, на Пасху и во все дни Пасхальной седмицы, на Вознесение и Пятидесятницу (устав богослужения в Типиконе, тексты — в Триоди). Как видите, четыре случая по Месяцеслову и четыре по Триоди — все вместе это двунадесятые Господские праздники плюс Пасха и Пасхальная седмица (не забывайте, что Пасха не относится к двунадесятым праздникам).

Наконец, третий по порядку рассмотрения вид антифонов — это антифоны изобразительные, самые частые, самые знакомые нам антифоны. Они представляют собой службу Изобразительных (одну из служб суточного богослужебного круга), присоединенную к Литургии. Они состоят из следующих песнопений: 102-го псалма (который на практике обычно поют в сокращении), 145-го псалма и Блаженн. Блаженны — это текст из Евангелия от Матфея, из Нагорной проповеди Спасителя, который используется как библейская песнь. Начальный стих «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи...» построен по образцу молитвы разбойника благоразумного (Лк. 23: 42), а остальные стихи — «Блажени нищии духом...» и т. д. — это известные нам заповеди Блаженств (Мф. 5: 3—12). Этот антифон называют Блаженны. В конце каждого антифона поется Слава, и ныне.

С Блаженнами связана некоторая терминологическая трудность. Есть новозаветные стихи — молитва разбойника и заповеди Блаженств, и все вместе они называются Блаженны. Но есть еще и тропари на Блаженнах (вспомним, что тропарь — это гимнографическая строфа, припев к библейским стихам). В данном случае новозаветные стихи чередуются с тропарями. И вот сами эти тропари тоже иногда называют Блаженны; возникает путаница. Мы говорим Блаженны, и непонятно, что при этом имеется в виду: неизменяемый евангельский текст или переменные строфы тропарей. Поэтому, если вы хотите быть правильно понятыми, старайтесь правильно говорить: есть Блаженны и есть тропари на Блаженнах.

Что это за тропари? Они взяты из службы праздника, который в данный день празднуется в Церкви. Тропари на Блаженнах имеют своей темой ту, что празднуется в данный день: воскресенье, Богородичный праздник, память святого. Откуда именно они берутся и что собой представляют? Тропари на Блаженнах бывают особые, специально составленные для этого места в службе; такие тропари есть в Октоихе на каждый день и в редких случаях в Минее и Триоди. В остальных случаях на Блаженнах употребляются тропари, взятые из канона: это более частый случай, ведь в Минее и Триоди, как правило, нет специальных тропарей на Блаженнах, а употребляются для Блаженн тропари из канона. В большинстве случаев тропари канона для Блаженн берутся из 3-й и 6-й песней.

В попразднство существует система рядовых песней, т. е. там из канона могут браться не только 3-я или 6-я, а по порядку: 1-я, 3-я, 4-я, 5-я и проч. Для каждого дня попразднства своя песнь. Такая же система и в Триоди Цветной, когда каждая седмица — попразднство своей недели, там действуют рядовые песни (т. е. песни, выстроенные по порядку).

Тропари на Блаженнах могут быть составными. Скажем, в воскресный день будет назначено несколько тропарей из Октоиха и несколько из службы святому. Первые будут из Октоиха — специальные, вторые — из 3-й песни канона святому. Количество тропарей на Блаженнах может быть различным: 12, 10, 8, 6. В Ирмо-логии есть разметка, и в зависимости от того, сколько Устав указывает на данный день тропарей на Блаженнах, с нужной отметки начинаем припевать тропари. Написано: 12 — и стих, значит, после этого стиха надо припевать первый тропарь. Стих — тропарь, стих — тропарь. Такое исполнение третьего изобразительного антифона нечасто встречается на практике в приходском богослужении. В Московской духовной академии тропари поют, и довольно красиво, но, насколько помнится, меньше нужного числа. У нас на приходах тропари иногда читают. Так что полное исполнение этой части службы трудно где-либо встретить.

Последнее, что нам осталось рассмотреть, это вопрос о том, что такое «есть Блаженны» и «нет Блаженн». Речь идет именно о тропарях на Блаженнах. Такие тропари бывают, конечно, на все праздники с красными знаками в Месяцеслове, при шестеричном святом и нередко при святом без знака.

В каком случае Блаженн нет? Их может не быть на службе без знака. Бывает, что служба без знака, а тропари на Блаженнах есть. Можно сказать так: Блаженн нет на самой будничной службе, этого достаточно. В Типиконе под конкретным числом идет описание вечерни, потом описание утрени, потом сказано так: на Литургии на Блаженнах Октоиха 4 и от 6-й песни канона на 4. Встречается слово «Блаженны» и указано, откуда их взять — значит, тропари на Блаженнах назначены. А если открыть другой день в Месяцеслове — там описание вечерни, утрени, и все — описание службы закончилось. Нет слова «Блаженны» и не сказано, откуда их брать — значит, их нет вовсе. Трудность только в том, что мы редко служим лишь по Типикону; мы служим русским святым, которые в Типиконе вынесены за число, их богослужение там не описано, и тогда регенту бывает трудно решить, в какой день можно петь вседневные антифоны. Можно сказать так: когда Типикон в описании древней службы не называет Блаженны и когда богослужение русскому святому совершается как святому без знака, на Литургии следует петь вседневные антифоны (если это не суббота и не воскресенье).

Итак, в каких же книгах находятся сами антифоны изобразительные? Они находятся в книге Ирмологий и в книге Часослов; в Ирмологии — среди песнопений Божественной литургии и в Часослове — в последовании Изобразительных. Изобразительны (так называемая «обедница») как отдельная служба суточного круга совершаются в те дни, когда нет литургии, или когда Литургия положена, но не совершается «нужды ради церковный», или когда Литургия служится на вечерне. Тропари на Блаженнах находятся в книгах с изменяемыми частями службы: в Октоихе, Минее и Триоди — в зависимости от того, по какой книге сегодня совершается служба.

Антифоны изобразительные употребляются во все недели и во все субботы, если нет двунадесятого Господского праздника, и в седмичные дни, когда Типикон назначает Блаженны. А когда он их назначает? При всех знаках праздников. Только при отсутствии знака может не быть Блаженн', когда нет Блаженн, в седмичные дни поются антифоны вседневные.

Итак, мы видим, что антифоны изобразительные — самый частый, самый употребительный вид антифонов. Праздничные антифоны поются очень редко, а вседневные еще реже. И в неделю, и в субботу, даже если попадает святой без знака, все равно будут петься антифоны изобразительные, с недельного и субботнего богослужения их могут вытеснить только праздничные антифоны.

Вторая часть нашей темы — песнопения на малом входе. Малый вход совершается в заключительной части третьего антифона. Первое песнопение — это «входное» (стих на входе). При входе в алтарь, когда диакон возвышает Евангелие и возглашает «Премудрость, прости», хор должен спеть входное. В большинство дней года употребляется входной стих «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу», и припев к нему: «Спаси ны, Сыне Божий... поющия Ти: Аллилуия». Здесь после слов «Сыне Божий» всегда следует изменяемая, соответствующая празднику вставка. Самая распространенная вставка — это «во святых дивен Сый», она употребляется в седмичные и субботние дни, когда нет Господского и Богородичного праздника. По воскресеньям, если нет двунадесятого Господского праздника, поется «Воскресый из мертвых» (как на Пасху); на Богородичные праздники — «молитвами Богородицы».

Отдельный вопрос представляет собой попразднство Господских двунадесятых праздников, когда вставка берется из второго праздничного антифона: в припевах к праздничным антифонам есть эти слова. Предположим, праздничные антифоны пелись на Рождество Христово, и на втором антифоне мы все время припевали «Спаси ны, Сыне Божий, Рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуия». Эта вставка — «Рождейся от Девы» — потом употребляется во все попразднство (кроме воскресных дней) на входе: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуия». В другие праздники будут другие вставки: «плотию Распныйся» в попразднство Воздвижения или «во Иордане Крестивыйся» в попразднство Богоявления.

Второй вариант текста для этого момента службы — это праздничный входный стих. Сразу скажем, что Приидите, поклонимся — это тоже входное. В нашей практике праздничный входный стих возглашает диакон, возвышая Евангелие в Царских вратах, но по Типикону его должен петь хор. Праздничный входный стих — это избранный псаломский стих, назначенный для этого праздника.

В какие дни есть праздничный входный стих? Он есть в те дни, когда есть праздничные антифоны: Крестовоздвижение, Рождество, Богоявление, Преображение, Неделю ваий, Пасху и Пасхальную седмицу, Вознесение и Пятидесятницу. Плюс два праздника, не имеющие праздничных антифонов: Сретение и Духов день. В том, что входный стих есть на Сретение, проявляется двойное значение этого праздника, в котором неразделимы Господская и Богородичная темы. На Сретение поются антифоны изобразительны, как на Богородичный праздник, но возглашается входный стих, как на праздник Господский. После того как возглашен праздничный входный стих, Приидите, поклонимся уже не поется. Что-нибудь одно: или Приидите, поклонимся, или праздничный входный стих.

Вторая группа песнопений на малом входе — это тропари и кондаки. Надо сказать, что устав пения тропарей и кондаков на малом входе в нашем Типиконе — один из самых сложных и запутанных. Он расписан в разных главах, и по одному поводу могут быть явно противоречащие друг другу указания, и тогда нам самим приходится их согласовывать. Но в то же время именно тропари и кондаки на малом входе представляют собой одну из самых интересных частей Устава. Тропарь и кондак — это некая концентрация всех богослужебных текстов: самые сжатые, самые яркие и самые емкие тексты праздника. Именно они назначены для Божественной литургии, и в том, какие тропари и кондаки нужно петь в каждый из богослужебных дней, как раз и выражается учение о том, что, когда и как нам нужно праздновать.

Необходимо знать основные правила пения тропарей и кондаков на малом входе.

  • 1. Сначала поются все тропари, потом все кондаки. Тропарей и кондаков может быть равное и неравное количество.
  • 2. Тропари поются в иерархическом порядке: Господские, Богородичные, Ангелам, Предтече и святым в нисходящей иерархии ликов (пророкам, апостолам, святителям и т. д.). Кондаки поются в том же порядке, кроме одного — Господского или Богородичного, вынесенного на заключительное место (на И ныне). Что это значит?

Тропари поются в иерархическом порядке — сверху вниз. Если мы с вами и кондаки споем в том же порядке, от самого главного к самому незначительному, то вся эта часть службы будет иметь вид некоторого спада. На самом же деле богослужение у нас всегда имеет восходящий характер, восходящую и развивающуюся динамику. В конце любого цикла песнопений (будь то тропари, седальны, ексапо-стиларий, светильны, тропари канона) всегда употребляется Слава, и ныне — малое славословие Пресвятой Троице. И вот на И ныне (или на Славу, и ныне) всегда поется Господское или Богородичное песнопение. Тропари и кондаки на малом входе в этом смысле не составляют исключения: один кондак поется не на своем месте в иерархии, а сохраняется для того, чтобы заключить этот цикл, чтобы поставить в нем точку, чтобы в конце было что-то важное и весомое: Господское или Богородичное песнопение.

Эта часть службы тоже очень часто не выполняется должным образом. У нас обычно поют все тропари, а из кондаков один или два. И это, во-первых, очень некрасиво, а во-вторых, — совершенно неправильно.

3. Перед последним кондаком поется И ныне, перед предпоследним — Слава. Если кондак один, то перед ним поется Слава, и ныне.

Теперь, напоследок, рассмотрим более подробно пение тропарей и кондаков в Господском храме.

Устав пения тропарей и кондаков различается по дням седмицы: один устав для воскресного дня, другой для седмичных дней. Вы спросите: а где же суббота? В некоторых случаях будут оговорки для субботы, но не во всех; во многих случаях суббота примыкает к седмичным дням.

Итак, что бросается в глаза в этой схеме пения тропарей и кондаков в воскресный день в Господском храме? Не поется тропарь и кондак Господского храма. Почему? Потому что в воскресный день всегда употребляется другое Господское песнопение — воскресный отпустительный тропарь (или тропарь Господского двунадесятого праздника). Типикон избегает повторения и отменяет один из двух Господских тропарей. В воскресный день нельзя не петь воскресный тропарь и кондак, поэтому отменяется песнопение храма, которое будет петься в седмичные дни.

А почему же в недвунадесятый Господский праздник надо петь тропарь и воскресный, и праздника, т. е. два Господских песнопения? С одной стороны, Устав избегает повторения песнопений на одну тему, с другой стороны, в Уставе есть различение более частого и более редкого. Тропарь и кондак Господского храма можно отменить в воскресный день, потому что во все остальные дни седмицы он будет петься (кроме среды и пятницы, когда тропарь дня является Господским), а воскресный тропарь употребляется один раз в седмицу, поэтому он имеет преимущество. Но если случился Господский недвунадесятый праздник, поется тропарь и воскресный, и праздника. Почему? Воскресный нельзя отменить, потому что он очень важный, и потому что он относится к самой главной части праздника (в неделю самое главное — это воскресная служба), а тропарь праздника нельзя отменить, потому что он очень редкий — он употребляется не каждые шесть дней седмицы, а один раз в год. Если мы его пропустим, то получится перерыв в два года в пении этого тропаря.

Обратим внимание, что выносится всегда на заключительное место? Это либо песнопение праздника — Господское или Богородичное, либо особый Богородичный кондак — Предстательство... В Уставе есть вариант, чтобы воскресный кондак пелся на заключительном месте, но этот вариант не очень распространенный, обычно поется Предстательство. В любом случае заключается цикл чем-то очень значительным.

В какие дни допускается песнопение святому? В недвунадесятые праздники. В двунадесятые — нет.

Таблица 5

Порядок пения тропарей и кондаков на малом входе в Господском храме

Г ДВ

г ндв

Б ДВ

Б ндв

пред п по

Г

пред п по

Б

отдание

ГиБ

Бдение, полиелей, славословие

Шестеричный и без знака

неделя

Т

Р о

п

а

Р и

п

В п св

В п

В п св

В п св

В П св

В П св

В св

В св

К о н Д а к и

п

В св П

В п

В св

П

В св

П

В св II

В св II

В св пред-статель-ство

св

В

В

св предста-тельство

св В

прочие дни

Т

Р о

п

а

Р и

п

П св

п

п

св

П св

X

П св

П св

X св

понедельник вторник четверг

среда пят

ница

суббота

X

Д св

д

св

X

Д св

К о н Д а

к и

п

св

П

п

св

П

св

П

X св II

св

II

св X

д

св

Со свя

тыми

св

Со святыми

X

св Со святыми Яко начатки

1

В субботу не поется

Примечания

  • 1. Перед предпоследним кондаком поется «Слава», перед последним «И ныне». Если поется один кондак, то перед ним «Слава: И ныне».
  • 2. В четверг поются два тропаря и кондака дня. В субботу поется тропарь дня «Апостолы, мученицы...», если же святой не имеет тропаря, то и второй тропарь — «Помяни, Господи...».
  • 3. Если празднуется память двух святых, то поются тропари и кондаки обоим в иерархическом порядке.

Обозначения

Праздники:

Г — Господский

Б — Богородичный

дв — Двунадесятый пред „

П — пред- и попразднство

Тропари и кондаки:

В — Воскресный

П — Праздника

X — Храма

Д — Дня седмицы

св — святого Минеи

«Предстателъство» — кондак общий Богородице. Может быть заменен пением кондака «Избранной Воеводе...»

«Со святыми...» — кондак заупокойный

«Яко начатки...» — кондак всем святым

И, наконец, отличие двунадесятого Господского от двунадесятого Богородичного праздника. Если Господский двунадесятый попал на воскресенье, служба воскресная отменяется и, естественно, тропарь и кондак воскресный не поются вообще. А Богородичный праздник соединяется с воскресным днем, и на малом входе поется и воскресное песнопение, и песнопение праздника.

Эта схема много открывает нам в уставной иерархии праздников. Можно сказать, что чем больше праздник, тем меньше песнопений употребляется на малом входе. В день очень важного праздника все остальное неуместно, и поется только праздничное, а когда празднование менее значительное, можно вспомнить и посвящение храма и тему дня седмицы.

Как будут петься тропари и кондаки? В понедельник, вторник и четверг будут петься тропари храма, дня и святого, попавшего на этот день (если два святых, то два тропаря). Кондаки дня, святого, Со святыми упокой (этот кондак поется только при черных знаках Типикона, в седмичные дни, а не только в субботу) и храма.

В среду и пятницу не будет петься тропарь храма, а только дня и святого. Почему? Потому что среда и пятница — эти дни воспоминания Креста Господня, и тропарь дня — «Спаси, Господи, люди Твоя...» — это тропарь Кресту, а храм у нас Господский, значит, тропарь храму будет отложен, потому что он поется чаще, чем тропарь дня. Кондаки — святого, «Со святыми упокой» и храму. Почему-то среди тропарей предпочитается тропарь дня, а среди кондаков — храма.

Вот пример того, как могут распределяться тропари и кондаки на малом входе. Мы подробно рассмотрели Господский храм, в храме Богородицы или святого правила пения тропарей и кондаков на малом входе будут отличаться.

Заключительное песнопение малого входа — Трисвятое, оно поется не всегда. Трисвятое заменяется на Елицы во Христа крестистеся в следующие праздники: Рождество и Богоявление, в Лазареву и Великую субботы, в Пасху и Пасхальную седмицу и Пятидесятницу. В эти дни не поется Трисвятое, поется Елицы во Христа крестистеся, т. к. это древние крещальные дни.

На Крестовоздвижение и Крестопоклонную неделю вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...».

Следующая изменяемая часть Божественной литургии — это чтения Писаний: прокимен, Апостол, Аллилуиарий и Евангелие. О них мы поговорим только в самых общих чертах.

Прокимен и Аллилуиарий связаны друг с другом. Прокимен поется перед чтением Апостола, Аллилуиарий со стихами предшествует Евангелию. Прокимны бывают двух видов: дневные (воскресные, дней седмицы) и праздничные (Господских, Богородичных праздников и святых). В праздник Рождества Христова — один, в день памяти святителей — другой; в неделю 5-го гласа — один, в неделю 3-го гласа — другой.

Прокимнов и аллилуиариев на Литургии может петься один или два. Устав этой части службы состоит в указаниях о соединении или вытеснении тех или иных прокимнов, относящихся к разным видам. Например, прокимен воскресный и прокимен святого соединяются, а прокимен дня седмицы и святого — нужно знать, какой это святой, потому что при одних знаках Месяцеслова прокимен дня седмицы отменяется, а при других — поется.

Чтения Апостола и Евангелия на Литургии бывают рядовые и праздничные. Рядовые апостольские и евангельские чтения начинаются с первого дня Пасхи и продолжаются весь год, и для каждого дня каждой седмицы есть свое чтение — рядовое, по порядку. В первый день Пасхи читается из Евангелия от Иоанна первое зачало и первое зачало из Деяний святых апостолов. А есть чтения праздничные: например, на Рождество Христово. Есть праздничные зачала для дней памяти святых — особые для каждого лика. И устав состоит лишь в соединении разных систем, правила соединения очень обширны, о них говорить мы не будем. Чем важнее праздник, тем меньше будет зачал.

Апостольских и евангельских зачал на Божественной литургии может быть одно, два или три. В случае, если читаются три зачала, то одно из них читается «под зачало». Что это значит? Это значит, что в начале его не произносятся слова «во время оно» или «рече Господь», т. е. внешне оно не отделяется от зачала предыдущего, и чтение это выглядит так, как будто зачал два, а не три.

Херувимская песнь тоже является изменяемой частью Литургии, т. к. два раза в году эта песнь на Литургии не поется. Это Великий Четверг, когда вместо нее поется «Вечери Твоея тайныя...», и Великая Суббота, когда поется «Да молчит всякая плоть...» По древним спискам Иерусалимского Устава известно, что и на Пасху не пелась Херувимская, а пелась особая песнь, начинающаяся словами «Воскресения день...»

Евхаристический канон также содержит изменяемое песнопение. Это Достойно или О Тебе радуется. На Литургии Иоанна Златоуста поется Достойно, на Литургии Василия Великого — О Тебе радуется. Но в двунадесятые праздники и их попразднства, а также в некоторые особые дни поется песнопение, называемое «задостойник» — т. е. «вместо Достойно». Задостойник состоит из припева и ирмоса 9-й песни праздничного канона. Например, от первого дня Пасхи до ее отдания (кроме праздника Преполовения и отдания его) поется задостойник Пасхи — припев «Ангел вопияше Благодатней...», а ирмос — «Светися, светися, Новый Иерусалиме...».

Запев и ирмос вместе образуют задостойник. Что такое запев? На утрене всех двунадесятых праздников тропари 9-й песни должны исполняться не с библейскими стихами и не с молебными запевами, которые в нашей практике заменили библейские песни, а с особыми праздничными запевами, которые имеются в службе каждого праздника; количество их различно: от одного до двенадцати. Тропари канона на 9-й песни тогда поются с этими особыми запевами, усвоенными лишь данному празднику.

После возгласа «Святая святым» и ответа хора «Един Свят...» поется причастный стих, или киноник (от греч. koivcov^co — иметь участие). Причастные стихи практически всегда скоординированы с прокимнами, поэтому к ним относится все то, что мы сказали о прокимнах.

И, наконец, последняя изменяемая часть Божественной литургии — это отпуст. О том, как он произносится и каких святых следует поминать при этом, мы скажем в дальнейшем.

ГОДОВОЙ КРУГ НЕПОДВИЖНЫХ ПРАЗДНИКОВ.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >