Этические принципы и нормы ведения дел

ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ ДЕЛ

Принципы личности

С психологической точки зрения понятия “личность” и “принципы” неразрывно связаны, поскольку принцип — это основное, базовое, постоянное правило поведения, а личность — устойчивая этическая индивидуальность. Другими словами, чем последовательнее человек в своих взглядах, поступках и оценках, или, как говорят, чем принципиальнее он, тем полнее он сформировался как личность. В сфере деловых отношений последовательность ценится очень высоко, поскольку позволяет предсказывать поведение. По этой же причине нет ничего хуже в деловых отношениях, чем необязательность.

1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.

Показатель делового успеха — прибыль. Несомненно, она — главная цель предпринимательства. Вряд ли кто-либо будет с этим спорить. Расхождения начинаются, когда речь заходит о средствах и цене достижения цели.

Поскольку центральная проблема корпоративной этики — это проблема соотношения цели и средств, то в данном случае подчеркивается, что моральный компромисс — слишком дорогая цена даже за большую прибыль.

Включение этого принципа в современный корпоративный кодекс обусловлено еще одним соображением. Антибуржуазная пропаганда сформировала в свое время в глазах советских людей образ капиталиста как хищника, “акулы”, беспринципного дельца, готового на все ради денег.

Поэтому, когда на постсоветском пространстве стали формироваться рыночные отношения, в сознании людей, в них вступающих, уже действовала готовая модель поведения, а в ее основе — принцип “все дозволено”. Потребовалось немало времени, чтобы ценой огромных личных и общественных издержек предприниматели поняли, что необязательно быть “акулой”, чтобы преуспевать в бизнесе, что, напротив, по мере стабилизации рыночной среды целесообразнее руководствоваться иными, более нравственными принципами.

С другой стороны, соответствие высоким моральным принципам гарантирует прибыль, поскольку обеспечивает хорошее качество товаров и услуг, успех делового общения, репутацию надежного, компетентного и порядочного партнера. Так что честь оказывается дороже прибыли, т. е. в итоге “честным быть выгоднее”.

2. Уважай участников общего дела — это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств.

Человека делают человеком его отношения (связи) с другими людьми. Отношение к другому человеку, другим людям составляет саму суть человеческой жизни. От того, насколько оно позитивно или негативно, зависит поведение человека, его поступки.

Проявляясь в поведении, это отношение вызывает соответствующую реакцию (позитивную или негативную) со стороны окружающих, создавая определенную атмосферу вокруг данного человека. Это важно в первую очередь для самого человека, его психического здоровья, психологического климата, в котором он живет.

Деловая активность не составляет исключения. Разумеется, в этой сфере нет необходимости подниматься до уровня любви к своему партнеру, хотя в ряде случаев, особенно в сфере услуг, и это возможно. Вместе с тем признать за партнером право на человеческое, т. е. положительное, внимательное отношение — значит создать морально-психологическую основу эффективного делового сотрудничества. Признание в другом человеке человека и есть то, что называют уважением.

Уважение со стороны других людей психологи называют психологическим хлебом. Жить без него невозможно. Вся жизнь человека — это стремление занять на шкале “уважение — презрение окружающих” позицию как можно ближе к уважению. Оно еще более важно потому, что наша самооценка, наше самоуважение (осознаем ли, признаем ли мы это или нет), основываются в значительной степени на оценке и уважении со стороны окружающих.

При любой демонстрации пренебрежения к мнению окружающих человек все же не может прожить без самоуважения. Психиатрам известно, что одним из самых частых мотивов самоубийства является презрение самоубийцы к самому себе, т. е. полная потеря самоуважения. Известно также, что безработные больше страдают не столько от материальных, сколько от психологических лишений, ощущения своей ненужности, снижения (пусть мнимого) статуса в глазах окружающих и соответственно в своих собственных.

Все это давно известно во всем мире. В разные времена и в разных странах можно встретить одни и те же рекомендации деловым людям: дорожи уважением людей, не считай себя умнее других и т. д.

Особый акцент нужно сделать на выполнении принятых деловых обязательств как основе уважения и самоуважения. Ни одна другая особенность “русского делового стиля” не вызывает столько нареканий и не требует к себе большего внимания, как необязательность, начиная с соблюдения условий контракта и кончая такими “мелочами”, как отсутствие пунктуальности, неаккуратность в ведении дел, отчетности и т. п.

3. Воздерживайся от насилия или угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.

Не секрет, что в современной экономике многие деловые решения вынужденно принимаются под давлением: будь то “нажим” делового партнера, коррумпированного чиновничества или представителей криминального мира.

Также ни для кого не является секретом, что и сами предприниматели в условиях малоэффективной системы арбитража порой прибегают к услугам криминальных элементов для решения споров.

Принципы профессионала

Принципы этой группы непосредственно связаны с самой сутью предпринимательства — созданием и успешным, т. е. прибыльным, ведением дела. Они представляют собой некоторые ориентиры при принятии профессионального решения, могущего иметь моральные последствия.

1. Всегда веди дело сообразно своим средствам.

Это касается чрезвычайно важной и не всегда осознаваемой стороны предпринимательства — умения рассчитывать риск, не поддаваться азарту, без которого, как это не парадоксально, истинное предпринимательство невозможно. Оно всегда несет в себе элементы азартной игры. И так же как в игре здесь важно соразмерить свои потребности и возможности, уметь вовремя остановиться, не поддаться соблазну ввязаться в игру с сомнительными ставками.

Требуется большой жизненный опыт, чтобы не поддаться на первый взгляд рациональным аргументам в пользу рискованного поведения, надежде на казалось бы хорошо продуманные финансовые схемы. Часто она оказывается надеждой на русский “авось”. В наши дни, дни всевозможных “пирамид”, частных и государственных, этот принцип предостерегает от ловушек или долговых ям, и в конечном итоге — от краха всего дела.

2. Оправдывай доверие, в нем — основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.

Взаимное доверие — важнейший, если не самый важный психологический компонент успешного социального взаимодействия. Никакая, даже самая детализированная юридическая система не в состоянии его заменить.

И наоборот, при наличии доверия не нужна сама юридическая регламентация. Испокон веков партнеры, доверяющие друг другу, выполняли взаимные обязательства без какого-либо юридического документа, верили друг другу на слово. Более того, высшей оценкой в деловом мире считается возможность “положиться на слово”, суждение о ком-либо: “Ему можно верить”.

В современном мире, несмотря на весьма развитую юридическую систему обеспечения деловых отношений, роль доверия не только не уменьшается, но даже возрастает.

Специальные исследования показывают, что эта психологическая составляющая взаимоотношений зависит в значительной степени от того, как партнеры субъективно оценивают поведение друг друга с точки зрения справедливости обмена. В данном случае даже не важно, соответствует это восприятие действительности или нет, поскольку собственное восприятие, как правило, воспринимается как истинное.

Если вам кажется, что партнер стремится к одностороннему выигрышу, готов для этого обмануть или использовать вам в ущерб какие-то свои преимущества, или прибегает к тактике давления, или не может подтвердить свои заявления, то доверие к нему исчезает. Он оценивается как ненадежный, и только особые обстоятельства могут заставить иметь с ним дело. Точно так же оценивает партнер и ваше поведение.

Предприниматели чаще всего называют наиболее желательными в корпоративных отношениях надежность, компетентность, порядочность. В этом нет ничего необычного, ведь именно эти качества обеспечивают предсказуемость поведения, гарантируют от различного рода неожиданностей и т. д.

По частоте упоминания с этими качествами могут конкурировать немногие другие, например, близость по культуре: так, американец предпочтет иметь дело с американцем, немец — с немцем и т. п. Нельзя не отметить весьма показательный и поразительный факт: русские намного реже выбирают соотечественников, предпочитая представителей так называемых “цивилизованных” стран. Это означает, что русские не видят в русских достаточно надежных, компетентных и порядочных партнеров.

3. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер — тот, который тоже выигрывает от сделки.

Из современной теории и практики деловых переговоров известно, что доверие резко возрастает, если партнеры следуют переговорной стратегии взаимного выигрыша “(win — win)”: “мы оба можем выиграть”.

По свидетельству многих наблюдателей, для славянских бизнесменов характерна более древняя и примитивная стратегия одностороннего выигрыша: “выиграть может только один из нас”. Эта конфронтационная стратегия глубоко укоренилась в идеологии классовой борьбы (“если враг не сдается, его уничтожают”) и социального конфликта.

Между тем для современного делового мира все более характерной становится стратегия взаимного выигрыша, и не столько из-за высокого уровня морали, сколько из практической оценки выгод сотрудничества по сравнению с потерями при конфронтации.

Отметим также, что большинство рекомендаций по формированию доверия сводится к тому, что желающий завоевать доверие должен начинать с себя, проявлять инициативу, демонстрировать открытость и т. п.

Принципы гражданина страны

1. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.

Отношения с властью — едва ли не самый важный и болезненный вопрос для предпринимателей. У этой проблемы глубокие исторические корни. В России предприниматель всегда был притесняем властями, всегда между ним и государством как институтом, представляющим общество, стояла какая-либо мощная прослойка. До революции это было дворянство, ныне — чиновничество, более чем на две трети состоящее из бывшей номенклатуры.

Чувствуя себя не в силах отстоять свои позиции, предприниматель обычно стремился либо завоевать благосклонность власти, либо купить ее, либо, чаще всего, обойти закон и власть. Тем самым он ставил себя в заведомо зависимое и уязвимое положение.

Несмотря на характер отношений с властью в дореволюционной России предприниматели уже тогда понимали роль официальной власти как необходимого условия эффективного ведения дел. Они понимали, что альтернативой мог быть только хаос или, выражаясь современным языком, беспредел.

Таким образом, это выбор из двух зол в пользу меньшего. Вместе с тем рекомендация соблюдать законы и подчиняться власти не означает безропотной “притерпелости”. О том, что необходимо делать, если закон несправедлив и мешает разумному ведению дел, говорит следующий принцип. Он ориентирует предпринимательство на законные действия по отношению к закону и власти.

2. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.

Напомним, что лишь в последние десять предреволюционных лет промышленники и предприниматели стали заявлять о себе как о политической силе и готовились отстаивать свои интересы законным, цивилизованным путем в законодательных собраниях, а не в чиновничьих кабинетах.

Три условия необходимо соблюдать для того, чтобы это делать эффективно: осознать общность своих интересов, объединиться и организованно действовать. В этом плане весьма поучителен опыт развитых стран, где ассоциации промышленников и предпринимателей умеют заставить считаться с собой правительства любой “окраски”.

3. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания.

Всемирное значение Октябрьской революции, помимо всего прочего, состоит в том, что она показала имущим классам всего мира, каковы могут быть последствия эгоизма и жадности. История России могла бы сложиться иначе, если бы российское деловое сообщество своевременно последовало примеру и призывам ряда промышленников и ослабило пресс эксплуатации, проявляло больше заботы о рабочих, строя для них школы и больницы.

Большие права предполагают и большую ответственность.

Личность проходит следующие этапы морального развития.

  • — Я исхожу из собственной выгоды, не задумываясь об отрицательных последствиях (зле) для других и даже для себя.
  • — Я знаю, что это зло, но оправдываю его для себя и других (порой выдавая за добро).
  • — Я осознанно, но вынужденно воздерживаюсь от нанесения ущерба, совершения зла, поскольку это в конечном итоге повредит и мне.
  • — Я осознаю связь своих поступков с тем, что происходит в моей стране и мире.
  • — Я сознательно не делаю зла, чтобы не увеличивать его массу в мире.
  • — Я не могу совершить зла.
  • — Я совершаю добро свободно, по зову сердца, не задумываясь о его пользе и оценке моего поступка окружающими.

Большое значение имеет и рекомендация: не ради собственной корысти и тщеславия. Учитывая колоссальное влияние СМИ и рекламы, профессиональной PR-деятельности, различных “имиджмейкеров” порой трудно провести грань между добрыми делами, творимыми ради людей, и делами, лишь выглядящими таковыми.

Критерий их отличия как раз и состоит в том, что делающий добро своекорыстно, во-первых, “трубит об этом” на всех углах, и во-вторых, жаждет признания, похвалы со стороны окружающих, даже обижается, когда их не получает, или получает, как ему кажется, мало.

Между тем совершение добрых поступков нужно в первую очередь самому предпринимателю для сохранения собственной личности, для принятия правильных деловых решений.

Принципы гражданина Земли

Интернационализация бизнеса, его глобализация составляют неотъемлемую черту современного мира. Уже в середине 90-х гг. более трети товаров и услуг в мире производилось смешанными, совместными предприятиями. Многие государства быстро втягиваются в этот процесс интеграции и разделения труда. Предпринимателю все чаще приходится выполнять роль представителя и защитника национальных интересов.

Поэтому далеко не безразлично, будет ли его позиция патриотична в хорошем смысле или космополитична в плохом. Как показывает исторический и современный опыт, приверженность к своему отечеству вызывает уважение за рубежом, обеспечивает общественную и государственную поддержку дома, повышает чувство собственного достоинства и помогает ориентироваться в сложных международных коллизиях.

Принципы данной группы отражают те реальности, которые возникли на исходе XX в. Экологический кризис, преступность и коррупция в таком масштабе, превращение мира в “большую деревню” были совершенно немыслимы в начале века. Все эти реальности объединяет глобальный характер. Их масштаб требует и иного масштаба отношений. В практике современного бизнеса все чаще возникают ситуации, когда при принятии решения необходимо учитывать и то, как оно повлияет на мир, планету в целом.

1. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.

Время безоглядной эксплуатации природы безвозвратно ушло в прошлое. Это чувствуется даже в России с ее гигантскими ресурсами. К сожалению, в сознании людей продолжает по инерции действовать принцип экстенсивной культуры: “у нас всего этого много”.

В большинстве стран мира экологический кризис проявляется острее. Мировое сообщество все более организованно начинает управлять потреблением природных ресурсов, регулировать отношение к окружающей сфере.

В ближайшие годы будет принят ряд международных законодательных актов, в соответствии с которыми будет закрыт доступ на мировой рынок тем товарам и продуктам, производство которых было сопряжено с экологическими преступлениями.

Таким образом, так же, как и во многих других случаях, быть нравственным предпринимателем не только рекомендуется по абстрактным, философским соображениям, но и прямо предписывается с соответствующими санкциями за нарушение правил. Данный принцип закрепляет бережное, внимательное отношение к природе.

2. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодными всем.

Равно как и в случае с экологией, ликвидировать или хотя бы снизить уровень преступности и коррумпированности в собственных интересах делового сообщества. Но и внутри страны существует прямая связь между уровнем коррумпированности и ростом производства: чем больше коррупция, тем медленнее рост ВВП.

Нынешнее положение имеет массу причин: несовершенство законодательства, слабость государственной власти и т. п. Но одной из несомненных причин является отношение самих предпринимателей к этой проблеме, их неспособность выступить единым фронтом, организовать согласованные действия. Предприниматели в большинстве случаев предпочитают решать проблему в одиночку, соглашаясь на “крышу”, давая взятки и тем самым питают паразитов, ослабляя себя.

Рано или поздно все равно наступит момент, когда придется восстать против хищничества, но тогда это будет труднее. Об этом говорит история бизнеса, в частности, в США, где криминальный бизнес ныне вытеснен в сферу так называемых человеческих пороков, к которым относятся азартные игры, проституция, наркомания.

Другого решения этой проблемы, кроме объединения честных предпринимателей, нет. И в связи с этим уместно привести слова, сказанные в аналогичной ситуации в начале XX в. одним американским бизнесменом: “Мало деловых людей создают свое благосостояние сами. Они соединяются с другими, причем значение подобного соединения и служит мерилом их могущества”.

3. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они — не хуже и не лучше нас, они просто другие.

Восприятие представителей других национальностей и стран с точки зрения своей культуры, культуроцентризм и этноцентризм — неотъемлемая черта человеческого существования. Иногда она превращается в одну из своих крайностей: комплекс превосходства (национализм) или комплекс неполноценности.

В связи с растущей интернационализацией экономики умение выработать рациональную, взвешенную позицию без впадания в одну из этих двух крайностей становится важной морально-психологической проблемой.

КОДЕКСЫ ДЕЛОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Как показывает опыт других государств, предпринимательство медленно эволюционирует от примитивных форм к цивилизованным, его ответственность перед обществом тем осознаннее, чем глубже и надежнее оно связано с другими сферами жизни. Вместе с развитием экономических отношений изменяется соотношение юридической и нравственной сфер их регулирования. Законодательных мер оказывается недостаточно, они дополняются и частично заменяются культурными нормами, стереотипами, ценностями.

Культура предпринимательства на первой стадии охватывает только бизнес (мотивация, цели, средства, профессия, “Я” в деле). Прекрасный образец такой культуры — сборник наставлений американского ученого Бенджамина Франклина “Путь к богатству” (1757 г.).

Со временем она вбирает в себя и другие объекты: людей (партнеров, потребителей, социальные группы) и общество (государство, чиновников, законы). Например, лишь зрелая культура бизнеса включает отношение к природе

(экологические проблемы регионов и страны, глобальные проблемы экологии).

Основные принципы и правила делового поведения формулируются сегодня в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы). В последние годы появились они и на постсоветском пространстве. Для того чтобы понять их место и перспективы в деловой культуре, полезно обратиться к гораздо более длительной истории их развития в других странах.

? Корпоративные кодексы

Первые корпоративные этические кодексы появились в США в начале XX в. Первоначально это были короткие формулировки основных идей, (например: “Компания придерживается стандартов американской системы свободного предпринимательства”), а также перечни норм обращения с клиентами и соперниками.

Некоторые из таких кодексов существуют до сих пор в виде “кредо” корпорации. Краткий, но ясно сформулированный документ компании “Джонсон и Джонсон”, принятый в 1945 г., с тех пор так и не менялся. Даже когда в 70-х гг. обнаружились многочисленные нарушения, высшие управленцы компании не решились ввести более подробный свод правил и вместо этого провели целый комплекс этических программ.

Следующая стадия развития корпоративных кодексов наступила в начале 50-х гг., когда после ряда нашумевших процессов против крупных компаний в кодексы стали включаться некоторые положения антимонопольных законов, принимавшихся в США в 1890, 1914 и 1936 гг. В кодексах этого времени можно встретить подробные инструкции о том, как соблюдать антимонопольные законы, запрещающие навязывание ценовой политики другим фирмам и сговор с конкурентами.

Инициаторами и авторами кодексов в основном были представители высшего управленческого звена. Текст утверждался

Советом директоров или исполнительным директором. Только четверть кодексов была адресована всем служащим, в основном же они распространялись прежде всего на менеджеров.

Большинство компаний наказывали своих сотрудников за следующие нарушения: предложение взятки и согласие ее принять, совет дать или принять взятку, принятие дорогих подарков, принятие решений или участие в принятии решений, отвечающих личным интересам, неуступчивость в конфликте интересов, личное поведение, нанесшее вред репутации компании, ведение противозаконной политической деятельности, неоправданное завышение или занижение цены, прямое или косвенное использование внутренней информации в личных целях, фальсификация данных о положении дел в компании, неэтичное поведение.

В индустриальной и финансовой сферах наиболее острой проблемой было взяточничество, в страховых компаниях — конфликт интересов, а в сфере услуг чаще всего сталкивались с проблемой подарков и различного рода “уступок”.

Американская ассоциация менеджеров опубликовала свод этических кодексов различных фирм с оценкой их эффективности. Исследования показали, что кодексы, состоящие из общих положений (например, “не воруй”), приносят незначительную пользу и легко забываются теми, для кого они предназначены. Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику организации, в которой они принимаются.

В 50% компаний, принявших корпоративные кодексы, санкцией за нарушение этических норм являлось увольнение, а в 20% не предусматривалось никаких мер пресечения. Наиболее часто к увольнениям прибегали крупные корпорации. В 68% кодексов служащим вменялось в обязанность сообщать о нарушениях, свидетелями которых они становились.

В 1980-е гг. все кодексы запрещали служащим вступать в конфликты интересов, брать взятки и принимать подарки. Только в 62% из них запрещалось злоупотребление служебным положением, использование активов и внутренней информации фирмы в личных интересах. В 60% случаев особое внимание уделялось честности в предоставлении информации и рекламе.

Как и в 1920-е гг., сейчас над внедрением кодексов работают прежде всего старшие менеджеры (80%). В 44% случаев введение кодексов происходит при участии правовых подразделений, в 24% случаев этим занимаются исполнительные директора, в 7,1 — владельцы компаний или члены их семей, в 2,2% — консультанты.

Проведенный в 1993 г. анализ содержания кодексов 116 ведущих американских корпораций позволил определить темы, наиболее часто затрагиваемые в кодексах. В 76,6% случаев регламентировалось отношение к исполнительной власти США, отношения с клиентами и партнерами — в 75%, отношения с подчиненными — в 52,6, отношения с конкурентами — в 50, отношения с иностранными правительствами — в 42,2, отношения с вкладчиками — в 41,4, гражданские и общественные обязанности — в 34,5, взаимодействие с торговыми агентами, консультантами и распространителями — в 26,7, защита окружающей среды — в 19,8, ведение дел за рубежом — в 12,1, другое — в 2,6% случаев.

Исследование 202 корпоративных кодексов США, предпринятое в 1987 г., выявило пять наиболее часто и пять наиболее редко встречающихся в них тем. Чаще всего упоминаются: отношения с правительством — 86,6%, отношения с подрядчиками и клиентами — 86,1, политические требования — 84,7, конфликты интересов между служащими — 75,3, ведение книги жалоб — 75,3%.

Реже всего американские кодексы обращаются к вопросам личного характера — 93,6%, к вопросам безопасности продукции — 91, к проблемам защиты природы — 87,1, к качеству товаров — 78,7, к гражданским и общественным обязанностям служащих — 75,2%.

Оказалось, что содержание большинства американских кодексов можно представить тремя основными положениями:

1) служащие должны быть лояльны к своей организации, ставить ее благо выше личного;

  • 2) в частной жизни служащие не имеют права предпринимать потенциально опасные для фирмы действия;
  • 3) служащие должны вести себя предупредительно и этично по отношению к клиентам.

Наиболее подробно освещены проблемы, в отношениях с клиентами, партнерами, инвесторами и конкурентами, а также конфликты интересов.

Сегодня почти все крупные корпорации (97%) и половина мелких фирм США имеют подробные своды правил, регулирующих отношения с клиентами, партнерами, государством и обществом.

Кодексы существенно различаются как по содержанию, так и по объему.

Крупная компьютерная компания “Крэй Рисерч Инкорпо-рейтед” ограничилась 120 словами. Ее кодекс гласит: “Сотрудники “Крэй” доверяют друг другу и уверены, что каждый выполняет свое дело по высшим этическим стандартам, — таков стиль компании. Что означают этические нормы в деловом поведении? Ответ прост: любое практическое решение — высоко моральное решение. “Крей” не может и не хочет объяснять нам, как себя вести. Здравый смысл незаменим: он или есть или его нет.

И все же существует простой тест для проверки нашего рассудка и нравственных ценностей, применимый в любых обстоятельствах и в любом деле. Этот тест состоит из двух вопросов: “Как я буду чувствовать себя, если мои друзья и близкие узнают о моем поступке?” “Хотел бы я, чтобы сообщение о моих действиях появилось на первой полосе ежедневной газеты?” Проверьте себя. Ставка — репутация компании и вы сами”.

Корпорация “Нортон” ввела у себя этический кодекс в середине 70-х гг. Авторами были исполнительный директор и вице-президент. Сегодня это двенадцатистраничный буклет под названием “Политика “Нортон” в сфере этики бизнеса”. Общие принципы сочетаются в кодексе с конкретными и подробными указаниями. Его основными темами стали соответствие федеральным и местным законам, ответственность перед всеми заинтересованными сторонами и внутренние организационные проблемы.

Как признались работавшие над его внедрением сотрудники, наиболее трудным оказалось согласовать требования кодекса с интересами внешних групп и лиц, косвенно связанных с деятельностью компании. Кроме того, особенно сложно было сформулировать и ввести правила, регламентирующие деятельность компании за рубежом.

Этический кодекс компании “Кока-Кола” состоит из пяти разделов. Первый раздел регулирует выполнение обязательств по бухгалтерским счетам и отчетам компании. Сотрудники представляют отчеты о своей деятельности руководству, а оно, в свою очередь, готовит отчеты для акционеров компании, правительственных органов и других юридических лиц.

Во втором разделе описаны потенциальные конфликты, которые могут возникнуть в результате столкновения интересов служащих компании. Кодекс запрещает служащим быть лично заинтересованными в поставщиках компании, в делах конкурента или делах клиента компании.

Третий раздел документа регулирует взаимодействия компании с государственными учреждениями, официальными лицами, клиентами и поставщиками.

В четвертом разделе регламентируется участие служащего в деятельности политических партий и других компаний. Это не должно сказываться на качестве его работы.

Пятый раздел содержит указания по реализации правил кодекса.

Хотя корпоративные кодексы получили широкое распространение, их эффективность в борьбе с нарушениями деловой этики до сих пор ставится под вопрос. С одной стороны, им придается огромное значение. Это видно не только по преамбулам и предостережениям самих кодексов, но и по результатам социологических опросов.

Наиболее эффективными способами улучшить моральный климат организации американские менеджеры считают:

  • 1) принятие этического кодекса — 39% опрошенных;
  • 2) введение большего числа гуманитарных дисциплин в экономическое образование — 30%;
  • 3) законодательные меры — 20%.

С другой стороны, распространено мнение, что кодексы не могут стать подлинным орудием нравственного совершенствования. Особенно сильно это недоверие в Западной Европе, где кодексы появились только в середине 80-х гг. и до сих пор воспринимаются как американская мода.

Сами управленцы говорят о недостаточности кодексов поведения. Так, Комиссия старших менеджеров компании “Армстронг”, оценивая влияние своего кодекса на поведение служащих, отмечает: “Едва ли стремление сотрудников компании улучшить ее этический климат связано с принятием “Руководящих принципов”. Последние имеют пассивную, а не активную роль. Они никогда не смогут сами по себе создать моральный дух организации, но часто помогают значительно повысить его”.

Многие кодексы, особенно в крупных корпорациях, потеряли смысл, так как были ориентированы только на нужды самой компании. В них много говорилось об ответственности перед компанией и лояльности к ней служащих и крайне мало — об обязательствах фирмы перед своими сотрудниками и всем обществом.

Как показывают исследования, большинство американских кодексов написаны в патерналистском или авторитарном духе, а это убеждает служащих в том, что критерием истинности являются уровень заработной платы и ранг в управленческой иерархии. Только в 40 из 155 исследованных американских кодексов закреплены обязанности фирмы перед своими сотрудниками.

Эта особенность американских корпоративных кодексов становится еще более очевидной, если сравнить их содержание с положениями аналогичных документов, принимаемых в других странах. Вне Америки корпоративные кодексы получили пока еще незначительное распространение.

Можно сказать, что американская деловая этика больше обращена к клиентам, подрядчикам и партнерам, а европейская — к служащим и обществу в целом.

? Профессиональные кодексы

Наряду с корпоративными кодексами развивались и профессиональные, но несколько быстрее. Появившиеся в начале 20-х гг. американские профессиональные кодексы, как считает Дж. Бенсон, стали результатом деятельности министра торговли Г. Гувера, проводившего в эти годы кампанию за честный бизнес. Половина существующих кодексов была принята до 1955 г., четыре пятых от их числа — до 1970 г.

Наиболее полное представление о первых профессиональных этических кодексах дает книга Э. Хирмэнса, в которой он собрал 198 таких документов. Некоторые из них провозглашали идеалы, развивавшие воображение предпринимателей, но едва ли достижимые.

Были и обратные примеры. Кодекс Ассоциации работников похоронных агентств умалчивает о большинстве этических проблем. В Кодексе Ассоциации торговцев готовой одеждой об этике нет ни слова. Ассоциация отелей Айовы говорит об обязанности своих членов защищать “доброе имя” сообщества и о “профессиональной честности”, но не приводит никаких конкретных правил.

Более разносторонние кодексы охватывают прежде всего отношения с партнерами, поставщиками, конкурентами. Служащим уделяется мало внимания.

Наиболее подробные кодексы дают представление о тех этических проблемах, для решения которых они создавались. Так, кодекс Ассоциации производителей мороженого осуждает подкуп служащих конкурента для промышленного шпионажа, слежку за распространителями и торговыми агентами конкурирующей фирмы, дачу взяток работникам транспортных предприятий с целью получения информации о грузах конкурента, принуждение служащих конкурирующей компании действовать во вред своей организации, преследование и запугивание конкурентов, давление на поставщиков конкурента, подкуп работников железной дороги с целью затруднить или сделать невозможной перевозку грузов соперника, перепроизводство товара с целью подавления конкурирующей фирмы, предложение клиентам конкурента товаров с необычной упаковкой и на сверхвыгодных условиях.

Перечисленные выше действия, типичные для начала XX в., были порождены чрезвычайно острой конкуренцией. Большинство кодексов прежде всего регламентировало борьбу с соперниками. Неэтичным считалось даже занижение цен — то, в чем Министерство торговли не находило решительно ничего предосудительного.

Что касается мер контроля и наказания, то профессиональные ассоциации в 1920-е гг. исключению предпочитали штраф. В 1970-х гг. ситуация изменилась: 56% ассоциаций прибегали к исключению, 29 — к приостановке членства, 23 — к различного рода выговорам и только 10% — к штрафу.

Те же пропорции установились к 1989 г. в корпоративных кодексах: их нарушителям в 52% случаев грозит исключение, в 30 — отстранение от дел, в 21 — испытательный срок, в 19 — понижение в должности, в 14 — публичное порицание, в 11% — другие последствия. Как видно, когда рыночное пространство прошло социализацию, правила стали строже.

Как считает Дж. Бенсон, профессиональные кодексы действительно эффективны лишь в тех сферах, в которых действуют мелкие предприниматели, не зависящие от системы ценностей крупных корпораций. Примером может служить, по его мнению, Американское общество издателей периодической прессы.

Наиболее серьезные препятствия для кодексов чести встречаются, во-первых, там, где ассоциация охватывает меньшинство профессионалов (для того чтобы заставить их “играть по правилам”, Национальная ассоциация дикторов учредила Этический комитет по рекламе), во-вторых, там, где профессиональные кодексы часто сталкиваются с корпоративными.

Известно, что последние требуют от служащего абсолютной преданности компании. Вообразим теперь, что инженер уверен в потенциальной опасности возводимой конструкции.

Что он должен делать: обратиться в вышестоящие инстанции, поднять шум в прессе или отказаться от работы? Совет инженеров за профессиональное развитие главным в своем кодексе признает служение безопасности, здоровью и благосостоянию общества. Согласно его предписаниям, инженеру в сомнительных ситуациях надлежит обращаться в “соответствующие органы”. Однако лишь ничтожное число корпоративных кодексов признает за служащими право на подобные действия.

Другая проблема, связанная с профессиональной этикой, — несоответствие антимонопольному законодательству: многие кодексы направлены на смягчение конкуренции, поскольку запрещают участвовать в деятельности, влекущей за собой потерю рабочих мест в отрасли.

Примечательно, что, сыграв роль кормилицы этических кодексов, государство со временем превращается в их мачеху. Возможно, профессиональная этика стала бы более значимой, если бы законодательные акты не подменяли во многих случаях способность предпринимателей к самоорганизации. В 1980 г. только 20% торговых союзов США подкрепляли свои правила официальными санкциями Министерства торговли. Все профессиональные объединения стремятся решать свои проблемы самостоятельно.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОДЕКСЫ В РОССИИ

В России процесс создания профессиональных кодексов пока еще только начинается. Еще недавно никто не хотел верить в то, что здесь возможен честный бизнес. Утверждалось, что в наших условиях к бизнесу невозможно подходить не только с позиций подлинной нравственности, но и с критериями западной этики предпринимательской, корпоративной этики. Однако факты говорят об обратном.

Уже сегодня существует несколько российских этических кодексов, принятых деловыми профессиональными ассоциациями. Их анализ позволяет судить как о нынешнем состоянии, так и о направлении развития российской деловой культуры.

Примем в качестве критерия один из современных профессиональных кодексов США.

Согласно Кодексу Ассоциации независимых предпринимателей в области информационных коммуникаций (1989, 1997 гг.), член Ассоциации берет на себя следующие обязательства:

  • 1) поддерживать профессиональную репутацию, т. е. быть честным, компетентным, соблюдать конфиденциальность;
  • 2) предоставлять своим клиентам самую последнюю и полную информацию, насколько это позволяют денежные средства и время, предоставляемые клиентами;
  • 3) указывать клиентам источник информации и степень его надежности;
  • 4) браться за выполнение только тех проектов, которые не выходят за рамки законности и не наносят вреда отрасли;
  • 5) удовлетворять условиям конфиденциальности, желательным для клиента, т. е. не разглашать вид предоставляемых услуг, личность клиента, цель выполняемых работ;
  • 6) признавать право интеллектуальной собственности, лицензионное право и другие соглашения с поставщиком, предупреждать клиентов о тех обязательствах, которые они берут на себя при заключении соглашения;
  • 7) поддерживать профессиональные взаимоотношения с электронными библиотеками и следовать всем правилам доступа в них;
  • 8) нести ответственность за соответствие данному кодексу действий своих сослуживцев.

А вот положения Российского Национального кодекса деятельности в области информатики и телекоммуникации, принятого в 1996 г.:

  • 1) не производить (копировать) и не использовать программные и технические средства информатики и телекоммуникаций без разрешения (лицензии) собственника (изготовителя) или правовладельца и не приобретенные на законных основаниях;
  • 2) не нарушать законодательство об охране интеллектуальной собственности и признанные нормы авторского права на программные средства и базы данных;
  • 3) не нарушать тайны передачи сообщения, не практиковать вскрытие информационных систем и сетей передачи данных;
  • 4) не использовать наименования и аббревиатуры других фирм, компаний и организаций без их согласия;
  • 5) не извлекать прибыль от использования товарного знака или символа, принадлежащего другой фирме или продукции.

Если американский кодекс обращен прежде всего к клиенту, то российский ориентирован исключительно на отношения с партнерами и конкурентами, т. е. на то, что в первую очередь волновало американских предпринимателей в 20-х гг.

Анализ двух других документов — Кодекса чести банкира (1992 г.) и Кодекса чести международных автомобильных перевозчиков России (1996 г.) — также заставляет вспомнить ранние профессиональные кодексы США.

Первый из них представляет собой собрание универсальных принципов: держать слово, быть честным, содействовать становлению культурных межнациональных отношений, проявлять бескорыстие и гуманность.

Второй содержит четыре принципа: не нарушать закон, соблюдать принципы добросовестной конкуренции; строго выполнять договорные обязательства; отказаться от недобросовестных форм ведения предпринимательства; оказывать помощь экипажам в экстремальных условиях.

Существуют и предельно конкретные правила, например, Кодекс профессиональной этики членов Российского общества оценщиков (1994 г.). Этот кодекс состоит из двух разделов: в 12-ти пунктах одного скрупулезно перечислены этичные действия оценщика имущества, и в 16-ти пунктах другого — неэтичные. Любопытно, что этичность в этом кодексе отождествляется с независимостью от клиентов и партнеров. Условием честной игры является самостоятельность предпринимателя (в данном случае — оценщика), готовность жить по правилам рынка, без смягчения их сговором или подкупом.

С этой точки зрения рынок, если его не ограничивать извне, не терпит бесчестных игроков. Тот же стереотип можно найти в Кодексе банкира, где, “руководствуясь исключительно своими интересами”, банки оберегают коммерческую мораль: пунктуальность, честность, благоразумие, предприимчивость. Деловая этика ассоциируется с культурой хозяйствования, а та, в свою очередь, — с экономической эффективностью.

Наиболее распространенными нарушениями, осуждаемыми в российских кодексах, являются использование чужих товарных знаков, незаконное использование чужой собственности, применение физического насилия в борьбе с конкурентами, демпинг, обман, умышленная неоплата счетов, вымогательство, получение от клиента вознаграждения в скрытой или неявной форме.

Санкции за нарушение кодекса или не предусматриваются вовсе, или сводятся к дисциплинарным взысканиям и публичному осуждению. Процесс исключения из членов сообщества усложнен и рассматривается как чрезвычайная мера, что также напоминает ранние американские профессиональные кодексы.

Если предположить, что развитие корпоративной культуры начинается с формирования ценностей в отношении к делу и партнерам и постепенно переходит к широкому контексту (государству, обществу, природе), то российская культура профессиональных кодексов находится на первых стадиях этого пути.

Пока мы имеем дело или с разносторонними, но совершенно неконкретными принципами (здесь, возможно, сказывается влияние гуманистических идеалов советского и перестроечного времени), или с подробными, но узкоспециализированными кодексами, ориентированными на отношения 220

с непосредственными участниками дела — партнерами, соперниками, клиентами.

Государство представлено темой законности (соответствием законам Российской Федерации), отношения с чиновниками и политическая деятельность не регулируются и не упоминаются. Общество в целом в кодексах фигурирует как “наблюдатель”, а не как “заинтересованное лицо”. Общественность принимается в расчет, но лишь постольку, поскольку от нее зависит имидж профессиональной ассоциации или компании.

Три ключевых для российских кодексов темы — это отношения с партнерами, клиентами, а также преданность профессиональному союзу. Дух и буква существующих в России кодексов говорят о том, что развитие деловой культуры у нас идет по американскому пути с учетом, правда, крайне несовершенного российского законодательства и специфических взаимоотношений государства и бизнеса.

? Национальные и всемирные кодексы

Формы самоорганизации бизнесменов, в том числе кодексы деловой этики, развиваются от местных к всемирным. В США первая городская Торговая палата появилась в 1773 г., и только в 1912 г. была создана Национальная торговая палата США. Один из первых национальных кодексов деловой этики появился в России в 1912 г. В 1924 г. Комитет по этике бизнеса при Торговой палате США разработал национальный этический кодекс “Принципы ведения бизнеса”. В этом документе говорилось, что в основе бизнеса лежит доверие, проистекающее из справедливых отношений, эффективного оказания услуг и взаимовыгоды. В конце 1995 г. Второй Конгресс российских предпринимателей принял “Хартию бизнеса России”, в основу которой положены те же принципы.

В 90-е гг. наметился переход от национальных к международным деловым кодексам. Международные своды правил ведения бизнеса приняты Организацией Объединенных Наций, Международной торговой палатой и Организацией экономического сотрудничества и развития. Складывается неофициальная, но разделяемая большинством предпринимателей мирового уровня система этических стандартов.

Ее прообраз можно увидеть в “Принципах бизнеса” Декларации Ко. “Принципы” завоевали всеобщее признание в международном деловом сообществе. Можно смело говорить о том, что в этом документе отражены черты этических кодексов ближайшего будущего. Он объединяет японский этический принцип “киосэй”, т. е. стремление к общему благу в сочетании с честной конкуренцией, и западноевропейское начало достоинства и независимости личности.

С объединением экономического пространства этические стандарты высшего уровня оказывают все большее влияние на принципы ведения дела в отдельных странах и регионах.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >