В ФЕДЕРАЛЬНОМ СОБРАНИИ
Платежная система России: проблемы и перспективы развития
^ Е.Е. Смирнов, парламентский корреспондент e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
В текущем году в Российской Федерации вступают в действие положения трех федеральных законов, открывающих перед национальной платежной системой реальные возможности для функционирования на уровне лучших мировых стандартов.
Ключевые слова: платежная система (payment system); оператор услуг платежной инфраструктуры (operator services
payment infrastructure); анонимные платежи (anonymous payments); расчетный центр платежной системы (Settlement centre of the payment system); идентификация клиента (customer identification).
Широкие возможности для развития и совершенствования предоставили национальной платежной системе Российской Федерации принятые в последнее время законы «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 28 декабря 2013 г. №403-Ф, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 5 мая 2014 г. № 110-ФЗ и «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты РФ» от 5 мая 2014 г. №112-ФЗ.
Перевод электронных денег станет проще и надежнее
Правоприменительная практика показала, что принятый в нашей стране 27 июня 2011 г. Закон «О национальной платежной системе» №161-ФЗ практически в полной мере обеспечил формирование правовой базы для функционирования рынка платежей в современных условиях и, кроме того, продемонстрировал довольно высокий потенциал для ее совершенствования.
Как известно, на российском финансовом рынке с пониманием и даже энтузиазмом отнеслись к тому, что Закон №161-ФЗ, учитывая мировой опыт использования электронных средств платежа, ввел в российское законодательство понятия «электронных денежных средств» как самостоятельного вида безналичных расчетов и «электронного средства платежа», которое включает в себя понятие «платежная карта». И этот энтузиазм, безусловно, оправдан. Ведь использование платежных карт, а если говорить более конкретно, предоплаченных банковских карт, стимулирует граждан к более активному и грамотному потреблению различных финансовых продуктов, а также к увеличению объема повседневных платежей, осуществляемых в безналичной форме.
Однако на практике после введения в действие закона стали возникать проблемы с переводом электронных денежных средств, вызванные нестыковкой действовавших к тому времени правовых документов. В частности, возникала проблема в ситуации, когда человек делает какие-то покупки в интернете, а потом, не удовлетворившись качеством товара, приходит к решению его вернуть. В такой ситуации, к сожалению, следуя букве закона, оператор не мог вернуть электронные деньги в кошелек клиента, даже если на это был согласен продавец товара. Проблема состояла в том, что, согласно закону, клиент, физическое лицо, мог предоставлять оператору электронных денежных средств, т.е. своему банку, деньги либо с использованием наличных, либо через свой банковский счет. И не была предусмотрена возможность пополнять кошелек клиента юридическими лицами.
Естественно, потребовалось внести в Закон №161-ФЗ изменения, позволяющие человеку так использовать прописанный в законе инструмент для расчетов, чтобы он при покупках в интернете в случае неудовлетворения качеством товара всегда мог товар вернуть без финансовых потерь, т.е. чтобы деньги опять поступили в его электронный кошелек.
Возникали и другие проблемы подобного рода, затрудняющие использование учрежденного Законом №161-ФЗ правового инструментария для расчетов. И вот для того, чтобы разрешить эти проблемы, был принят Закон №403-Ф3, вступающий в силу с 1 августа 2014 г. Об основных положениях этого правового документа наш журнал сообщил в мартовском номере этого года.